Судебный акт
Спор о компенсационной выплате по уходу за ребенком-инвалидом
Документ от 02.08.2016, опубликован на сайте 24.08.2016 под номером 60823, 2-я гражданская, о признании решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты лицу, осуществляющему уход за ребенком -инвалидом незаконным, обязании осуществить выплаты, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Кузьмин С.М.                                                    Дело № 33-3667/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                     02 августа 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Казаковой М.В.,

судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,

при секретаре  Штукатурове С.В.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Поповой Н*** Д*** на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 11 мая 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Поповой Н*** Д*** о признании незаконным решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Чердаклинском районе Ульяновской области от 28 августа 2015 года № 202 и возложении обязанности по осуществлению компенсационных выплат в связи с осуществлением ухода за ребенком-инвалидом отказать.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Поповой Н.Д., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Чердаклинском районе Ульяновской области Каюмовой А.Ф., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Попова Н.Д.  обратилась в суд с иском  к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Чердаклинском районе Ульяновской области (далее – УПФ в Чердаклинском районе) о признании незаконным решения об отказе в назначении ежемесячной выплаты лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, обязании произвести такие выплаты. В обоснование иска указала, что решением ответчика ей отказано в осуществлении ежемесячной выплаты как лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, со ссылкой на то, что вознаграждение, выплачиваемое ей как опекуну по договору о приемной семье над несовершеннолетним П*** А.Д.,  считается работой. С указанным решением она не согласна, поскольку осуществление деятельности по воспитанию приемных детей не является оплачиваемой работой. Просила признать незаконным решение УПФР в Чердаклинском районе от 28 мая 2015 года и обязать ответчика произвести ей компенсационные выплаты как лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным ребенком-инвалидом, с момента  назначения ребенку инвалидности.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Попова Н.Д. не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылается на доводы, аналогичные доводам искового заявления. По мнению автора жалобы, осуществление воспитания детей по договору о приемной семье не может являться работой. Не соглашается с выводом суда о том, что лица, заключившие договор о приемной семье, не имеют права на меры социальной поддержки, поскольку получают налогооблагаемый доход. Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 закреплен запрет на снижение уровня мер социальной помощи и поддержки.

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Чердаклинском районе Ульяновской области считает решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 07 октября 2014 года между муниципальным учреждением Управление образования муниципального образования «Чердаклинский район» Ульяновской области и Поповой Н.Д.  заключен договор о приемной семье с выплатой ей вознаграждения в соответствии с Законом Ульяновской области от 04 октября 2006 года №137-ЗО «О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье в Ульяновской области».

Постановлением главы администрации муниципального образования «Чердаклинский район» от 07 октября 2014 года № 1072 Попова Н.Д. назначена опекуном над несовершеннолетним П*** А.Д., *** года рождения, по договору о приемной семье.

19 августа 2015 года Попова Н.Д.  обратилась в УПФ в Чердаклинском районе с заявлением о назначении ежемесячной выплаты по уходу за ребенком- инвалидом. 

Решением  комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан при УПФ в Чердаклинском районе от 28 августа 2015 года № 202 Поповой Н.Д. отказано в назначении ежемесячной выплаты лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, в связи с установлением факта ее работы по договору от 07 октября 2014 года о создании приемной семьи.

Признавая решение ответчика законным, а доводы иска Поповой Н.Д. необоснованными, суд первой инстанции верно определил характер спорных правоотношений и закон, подлежащий применению.

Вывод суда мотивирован, соответствует нормам закона и собранным по делу доказательствам, оснований считать его неправильным не имеется.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы» с 01 января 2013 года установлены ежемесячные выплаты неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет или инвалидом с детства I группы.

По смыслу статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к неработающим лицам относятся лица, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию. На застрахованных лиц распространяется обязательное пенсионное страхование, если они работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору. При этом право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется при условии уплаты страховых взносов.

Как следует из п. п. 1 и 2 ст. 152 Семейного кодекса Российской Федерации, приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 Семейного кодекса Российской Федерации (опека и попечительство над детьми). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений.

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации).

При этом из данных положений (п. 2 ст. 153.1) усматривается, что Семейный кодекс Российской Федерации разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.

Из содержания приведенных норм Семейного кодекса Российской Федерации также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.

В связи с этим к указанным отношениям применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной Семейным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 2 Закона Ульяновской области от 04 октября 2006 года №137-ЗО «О размере вознаграждения, причитающегося приемному родителю, и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемной семье, в Ульяновской области» приемным родителям устанавливается ежемесячное денежное вознаграждение в размере 4009 рублей за каждого принятого на воспитание в приемную семью ребенка, а также выплачиваются надбавки к установленному вознаграждению, состав и размер которых определяются частью 3 настоящей статьи. Приемным родителям, проживающим в сельской местности, также устанавливается ежемесячная доплата за каждого принятого на воспитание в приемную семью ребенка в размере 236 рублей.

В зависимости от возраста и состояния здоровья приемных детей приемным родителям выплачиваются надбавки к установленному им вознаграждению.

Размер указанных в части 1 ст. 2 выплат ежегодно индексируется с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с законом Ульяновской области об областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период в порядке, устанавливаемом Правительством Ульяновской области.

Из изложенных норм видно, что получаемое приемными родителями вознаграждение приравнивается к заработной плате.

В ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.

Как следует из Методики определения объема субвенций местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области на финансовое обеспечение государственных полномочий по выплате вознаграждения, причитающегося приемному родителю, в формулу определения объема субвенций включен размер начисляемых страховых взносов по обязательному страхованию приемных родителей для уплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Из выписки по лицевому счету застрахованного лица Поповой Н.Д.  следует, что управлением образования МО «Чердаклинский район» перечислены за спорные периоды в пенсионный фонд страховые взносы, которые учтены в расчетном пенсионном капитале истца, и эти периоды включены в страховой стаж.

Установив данные обстоятельства, суд пришел к верному выводу о том, что поскольку Попова Н.Д.,  являясь стороной по договору о приемной семье от 07 октября 2014 года, приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемного ребенка за вознаграждение, то ее следует признать выполняющей оплачиваемую работу, а потому она не имеет права, как работающее лицо, на получение ежемесячных  выплат в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года № 175 «О ежемесячных выплатах лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства I группы».

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, так как основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 11 мая 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Поповой Н*** Д*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи