Судебный акт
Оспаривание кадастровой стоимости земельного участка (ошибка в отчете оценщика)
Документ от 02.08.2016, опубликован на сайте 17.08.2016 под номером 60808, 2-я гражданская, о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Нефёдов О.Н.                                                             Дело № 33а-3517/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                               02 августа 2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Трифоновой Т.П., Подгорновой О.С.,

при секретаре Насыбулловой Э.Ф.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании  дело по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Факел» на решение Ульяновского областного суда от 21 апреля 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «Факел» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Правительству Ульяновской области, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области об устранении в сведениях государственного кадастра недвижимости кадастровой ошибки путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: Ульяновская область, г. У***, З*** район, С*** *** по проспекту А*** ***, исходя из удельного показателя для 3-й группы видов разрешенного использования, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Общество с ограниченной ответственностью «Факел» (далее –
ООО «Факел») обратилось в суд с административным исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (ФГБУ «ФКП Росреестра»), Правительству Ульяновской области, Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка площадью 5710 кв.м, кадастровый номер ***, по адресу: У*** область, г. У***, З*** район, С*** *** по проспекту А*** ***.

Требования мотивированы тем, что ООО «Факел» является собственником объекта недвижимости – автостоянки, расположенного на указанном земельном участке, в связи с чем в силу статьи 39.20 ЗК РФ, пунктов 1 и 2 статьи 2, пунктов 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» имеет исключительное право выкупа или аренды этого земельного участка. Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 г. № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» кадастровая стоимость участка составляет 24 673 620,58 руб. При проведении государственной кадастровой оценки участок был ошибочно отнесен к 5-й группе видов разрешенного использования, что повлекло неправильное определение кадастровой стоимости из расчета удельного показателя 4321 руб. за кв.м. Правильно стоимость должна была быть определена из удельного показателя кадастровой стоимости 3-й группы видов разрешенного использования для кадастрового квартала *** – 1187 руб. за кв.м.

Ссылаясь на статью 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статью 28 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», административный истец просил устранить в сведениях государственного кадастра недвижимости кадастровую ошибку, возникшую в результате неправильного определения группы вида разрешенного использования в отношении земельного участка с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: У*** область, г. У***, З*** район, С***, *** по проспекту А*** ***, путем установления с даты проведения государственной кадастровой оценки кадастровой стоимости участка, исходя из удельного показателя для 3-й группы видов разрешенного использования – 1187 руб. за кв.м.

Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц были привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области (Управление Росреестра по Ульяновской области), территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом в Ульяновской области (территориальное управление Росимущества в Ульяновской области), администрация города Ульяновска, общество с ограниченной ответственностью «КО-ИНВЕСТ».

Рассмотрев заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ООО «Факел» не соглашается с решением суда.  Указывает на необоснованность вывода суда о том, что земельный участок используется истцом в предпринимательских целях. Кадастровая оценка земельного участка проводилась по состоянию на 01.01.2011. Была утверждена 18.01.2012. Доказательства того, что автостоянка систематически используется для получения прибыли, в материалах дела отсутствуют.

Суд должен был проверить обоснованность отнесения оценщиком земельного участка к 5 группе видов разрешенного использования. В указанной группе автостоянки не поименованы. Ранее –в предыдущей кадастровой оценке, земельный участок относился к 3 группе видов разрешенного использования. Подобная позиция подтверждается и судебной практикой.

Применение к отношениям технических рекомендаций, утвержденных Приказом Роснедвижимости от 29.06.1007 № П/0152, является необоснованным, поскольку  данный акт не является правовым, в установленном законом порядке опубликован не был. Роснедвижимость не обладает полномочиями по разъяснению законодательства.   Технические рекомендации, по сути, изменили собой текст Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39, которыми должен был руководствоваться оценщик. В ходе рассмотрения дела никто из участников не заявлял о необходимости применения указанных технических рекомендаций.

Суд неверно толковал указанные Технические рекомендации. Истец не является организацией торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Слова «не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», относятся не к земельным участкам, а к транспортным средствам.

Решение суда основано на позиции оценщика, хотя оценочная компания не является в подобных делах стороной по делу.

Государственные органы и учреждения  незаконно уклонились от дачи своих оценок наличию кадастровой ошибки, переложив свою работу на суд.   

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Росреестра по Ульяновской области и филиала ФГБУ «ФКП Росрестра по Ульяновской области» просят оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. 

В судебное заседание участники процесса не явились. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы  и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 390 Налогового кодекса Российской Федерации (далее –
НК РФ) налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В силу подпункта 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (принцип платности использования земли).

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.

Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5 статьи 65 ЗК РФ).

Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В силу статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ
«Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности) одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28
«О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», при рассмотрении дел о пересмотре кадастровой стоимости в связи с недостоверными сведениями об объекте оценки необходимо учитывать, что к недостоверным сведениям относится допущенное при проведении кадастровой оценки искажение данных об объекте оценки, на основании которых определялась его кадастровая стоимость. Например, неправильное указание сведений в перечне объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, либо неправильное определение оценщиком условий, влияющих на стоимость объекта недвижимости (местоположение объекта оценки, его целевое назначение, разрешенное использование земельного участка, аварийное состояние объекта, нахождение объекта в границах санитарно-защитных зон и других зон с особыми условиями использования территории и иные условия), неправильное применение данных при расчете кадастровой стоимости, неиспользование сведений об аварийном состоянии объекта оценки.

Исходя из содержания статьи 28 Федерального закона от 24 июля 2007 г.
№ 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровые ошибки, повлиявшие на размер кадастровой стоимости, а также технические ошибки, повлекшие неправильное внесение сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости, следует расценивать как недостоверные сведения об объекте недвижимости.

В силу статьи 39.20 ЗК РФ, пунктов 1 и 2 статьи 2, пунктов 2, 2.2 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.

В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО «Факел» является собственником объекта недвижимости – автостоянка общей площадью 17,97 кв.м, расположенного по адресу: г. У***, проспект А*** ***, ***, и находящегося в границах земельного участка площадью 5710 кв.м, кадастровый номер ***, по адресу: У*** область, г. У***, З*** район, С*** ***, по проспекту А*** ***. Право собственности ООО «Факел» на указанную автостоянку зарегистрировано в установленном законом порядке (запись регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 12 февраля 2002 г. №***).

Постановлением мэра города Ульяновска от 8 октября 1998 г. № 3186
указанный земельный участок был предоставлен ООО «Факел» в аренду для размещения временной платной стоянки автомобилей.

18 марта 1999 г. администрацией (мэрией) города Ульяновска с
ООО «Факел» заключен договор № *** аренды упомянутого земельного участка на срок до 31 декабря 2001 г., зарегистрированный в учреждении юстиции «Департамент по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним Ульяновской области» 27 ноября 2001г.

В кадастровой выписке о земельном участке с кадастровым номером *** вид его разрешенного использования указан: для размещения временной платной стоянки автомобилей.

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от
18 января 2012 г. № 21-П «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земель населенных пунктов в Ульяновской области» по состоянию на 1 января 2011 г. кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером *** составляет 24 673 620,58 руб., была определена исходя из удельного показателя 5-й группы видов разрешенного использования – земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Отчет № 429/11 об определении кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, на основании которого названным выше постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 г. №21-П были утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, составлен ООО «КО-ИНВЕСТ».

Статьей 24.15 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что определение кадастровой стоимости осуществляется оценщиками в соответствии с требованиями указанного Федерального закона, актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, регулирующих вопросы определения кадастровой стоимости, за исключением случая, установленного статьей 24.19 данного Федерального закона, регулирующей определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

В соответствии с пунктом 4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 г. № 316 (далее – Правила), и пунктом 1.2 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от
15 февраля 2007 г. № 39 (далее – Методические указания), государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и по виду функционального использования.

На момент проведения государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Ульяновской области, результаты которой утверждены постановлением Правительства Ульяновской области от 18 января 2012 г. № 21-П, кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определялась в разрезе видов разрешенного использования, установленных в пункте 1.2 Методических указаний, названных выше.

В этом пункте для определения кадастровой стоимости установлены, в числе прочего, такие группы разрешенного использования, как «земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок» (подпункт 1.2.3) и «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания» (подпункт 1.2.5).

В целях разъяснения положений Методических указаний Приказом Роснедвижимости от 29 июня 2007 г. № П/0152 были утверждены Технические рекомендации по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (далее – Технические рекомендации).

В соответствии с Техническими рекомендациями, действовавшими на момент проведения кадастровой оценки земельных участков в Ульяновской области по состоянию на 1 января 2011 г., определение кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов осуществляется, в том числе, принимая во внимание вид разрешенного использования земельных участков-  «земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок»; определение номера вида разрешенного использования земельных участков производится согласно Типовому перечню видов разрешенного использования (Таблица 1 Приложения 2).

В названном Типовом перечне к виду разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения гаражей и автостоянок» отнесены земельные участки гаражей (индивидуальных и кооперативных) для хранения индивидуального автотранспорта, и земельные участки, предназначенные для хранения автотранспортных средств для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Материалами дела подтверждается факт использования ООО «Факел» земельного участка в предпринимательской деятельности – под платной автостоянкой. При этом земельный участок изначально – еще в 1998 году передавался в аренду ООО «Факел» (на тот момент ТОО фирма «Факел») именно для размещения платной автостоянки. Факт использования земельного участка именно под платной автостоянкой подтверждается также актом от 11 апреля 2001г. приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию (платной стоянки на 168 автомашин), актом обследования земельного участка от 15 декабря 2015 г.

При таких обстоятельствах при проведения государственной кадастровой оценки земель оценщик с учетом фактического использования земельного участка правомерно не отнес этот участок к группе 1.2.3 Методических указаний.

Довод апелляционной жалобы о том, что Технические рекомендации не подлежат применению в рассматриваемом деле, является несостоятельным. Указанные Технические рекомендации были приняты уполномоченным на нормативно-правовое регулирование государственной кадастровой оценки органом, и признаны утратившими силу Приказом Росреестра № П/276 от 3 июля 2012 г., то есть уже после того, как государственная кадастровая оценка земель в Ульяновской области была завершена.

При рассмотрении дела суд вправе применять нормативные акты, на которые стороны не ссылались, поскольку это направлено на полное, всестороннее и законное разрешение спора.

Привлечение оценщика к рассмотрению дела в данном случае являлось необходимым, поскольку административным истцом указывалось на наличие кадастровой ошибки в отчете оценщика. При этом позиция оценщика оценивалась судом наряду со всеми доказательствами по делу и в соответствии с действующим законодательством.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом  первой инстанции не было допущено нарушений норм действующего законодательства, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ульяновского областного суда от 21 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Факел» - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: