Судебный акт
В иске отказано обоснованно, Пенсионным фондом пропущен срок для обращения в суд
Документ от 02.08.2016, опубликован на сайте 17.08.2016 под номером 60755, 2-я гражданская, о взыскании обязательных платежей и санкций, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                                            Дело № 33а-3710/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                          02 августа 2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Королевой А.В., 

судей Подгорновой О.С., Трифоновой Т.П.,

при секретаре Дубровиной Л.О.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29 апреля 2016 года,  по которому постановлено:

 

в удовлетворении административного иска Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области к Ерофееву П*** А*** о взыскании обязательных платежей и санкций отказать.

 

Заслушав доклад судьи Подгорновой О.С., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области (далее – УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска, УПФ) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Ерофееву П.А. о взыскании обязательных платежей и санкций.

Заявление мотивировано тем, что Ерофеев П.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с 31 декабря 2004 года по 11 февраля 2014 года.

В нарушение требований Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ он не исполнил в полном объеме обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации, за ним числится задолженность по страховым взносам за 2010, 2011, 2012, 2013 годы.

За период с 30 октября 2014 года по 13 мая 2015 года на вышеуказанную недоимку начислены пени в сумме 4451 руб. 58 коп.

В адрес должника было направлено требование об уплате страховых взносов и пеней от 13 мая 2015 года со сроком исполнения до 02 июня 2015 года, которое на день обращения в суд требование ответчиком не исполнено.

Также за ответчиком числится недоимка по страховым взносам за предыдущие расчетные периоды - за 2009 г. За период с 14 мая 2014 года  по 27 ноября 2014 года на указанную сумму недоимки начислены пени в сумме 692 руб. 78 коп.

Требование об уплате пеней от 27 ноября 2014 года со сроком исполнения до 18 декабря 2014 года Ерофеевым П.А. также не исполнено.

В связи с изложенным, административный истец просил взыскать с Ерофеева П.А. пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, и пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС в общей сумме 4451 руб.  58 коп., а также пени на недоимку по страховым взносам за 2009 год в сумме 397 руб. 12 коп.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указывает, что срок для обращения в суд с иском о взыскании задолженности не пропущен.

Судом не учтено, что Учреждение обратилось в суд с иском к Ерофееву П.А. о взыскании задолженности в пределах 6 месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности. Определением суда от 02 декабря 2015 года административный иск был оставлен без движения, указанное определение было обжаловано.  Повторно учреждение обратилось в суд 05 февраля 2016 года, административный иск был оставлен без движения, а затем возвращен. После обращения в суд с иском 06 апреля 2016 года административный иск был принят к производству.

Полагает, что изложенное выше свидетельствует о соблюдении административным истцом сроков обращения в суд.

Лица, участвующие в деле, извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебную коллегию не явились. В силу ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения постановленного по делу решения суда не находит по следующим основаниям.

Правоотношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов в вышеназванные фонды, а также контролем за исчислением и уплатой таковых, урегулированы Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Обязанность плательщиков своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы установлена ст. 18 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Статья 25 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» закрепляет обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов пенями. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

Из содержания ст. 22 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ  «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» следует, что при наличии недоимки (в течение трех месяцев после выявления таковой) контролирующим органом плательщику направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которое должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня его получения, если в требовании не указан более продолжительный период. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом, оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.

Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» предусматривает различный порядок взыскания недоимки по страховым взносам в зависимости от категории плательщика страховых взносов.

В отношении индивидуальных предпринимателей предусмотрен внесудебный порядок такого взыскания путем направления постановления руководителя (заместителя руководителя) контролирующего органа о взыскании страховых взносов за счет имущества такого плательщика в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве.

В отношении физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, законом предусмотрена только судебная процедура взыскания недоимок по страховым взносам (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»). По общему правилу, заявление о взыскании задолженности по страховым взносам и начисленных пеней может быть подано в суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам.

Согласно ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» заявление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи органом контроля за уплатой страховых взносов заявления о взыскании в суд (ч. 1.1).

Заявление о взыскании подается органом контроля за уплатой страховых взносов в суд, если общая сумма страховых взносов, пеней и штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 500 рублей, за исключением случая, предусмотренного ч. 2.2 настоящей статьи (ч. 1.2).

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ч. 2).

Положения настоящей статьи применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов и штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 9).

К отношениям о взыскании страховых взносов, не применяются положения об общем сроке исковой давности, установленные гражданским законодательством. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом (ч. 2.3 ст. 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»).

Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Таким образом, с учетом указанных законоположений по делу надлежало установить следующие юридически значимые обстоятельства: принадлежность административного ответчика к плательщикам страховых взносов, выявление факта недоимки и ее размера, исполнение контролирующим органом требований закона о направлении должнику требования об уплате недоимки, статус должника на момент возбуждения процедуры о взыскании недоимки, соблюдение сроков взыскания. В случае применения судебной процедуры - соблюдение административным истцом срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки. В случае пропуска указанного срока - наличие заявления административного истца о восстановлении пропущенного срока, законные основания (отсутствие таковых) для восстановления такового.

По делу установлено, что в период с 31 декабря 2004 года по 11 февраля 2014 года Ерофеев П.А. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

В установленные законом сроки страхователь не уплатил страховые взносы за 2010 – 2013 годы.

В адрес ответчика были направлены два требования об уплате страховых взносов и пеней: от 27 ноября 2014 года со сроком исполнения до 18 декабря 2014 года (в сумме 692 руб. 78 коп.) и от 13 мая 2015 года со сроком исполнения до 02 июня 2015 года (в сумме 4451 руб. 58 коп.). Срок подачи административного иска, таким образом, истекал 03 декабря 2016 года.

С 03 июня 2015 года до 14 апреля 2016 года (дата обращения в суд с  административным заявлением о взыскании с ответчика задолженности) прошло более 6 месяцев.

Следовательно, административный истец срок на обращение в суд с указанным исковым заявлением пропустил, и данный срок восстановлению не подлежит, так как он о восстановлении срока не ходатайствовал и причины пропуска не указал.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, установление в законе общего срока исковой давности, т.е. срока для защиты интересов лица, право которого нарушено (статья 196 Гражданского кодекса Российской Федерации), начала его течения (статья 200 Гражданского кодекса Российской Федерации) и последствий пропуска такого срока (статья 199 Гражданского кодекса Российской Федерации) обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников гражданского оборота и не может рассматриваться как нарушающее какие-либо конституционные права (Определения от 3 октября 2006 года №439-О, от 18 декабря 2007 года № 890-О-О, от 20 ноября 2008 года №823-О-О, от 24 сентября 2013 года №1257-О, от 29 января 2015 года №212-О и др.).

При этом, как указывал Конституционный Суд Российской Федерации, истечение срока исковой давности, т.е. срока, в пределах которого суд общей юрисдикции обязан предоставить защиту лицу, право которого нарушено, является самостоятельным основанием для отказа в иске (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В случае пропуска гражданином срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, принудительная (судебная) защита прав гражданина невозможна, вследствие чего исследование иных обстоятельств спора не может повлиять на характер вынесенных судебных решений (Определения от 20 марта 2008 года №152-О-О, от 24 сентября 2012 года №1704-О и др.).

Приведенные правовые подходы в полной мере применимы и к сроку, установленному для обращения с административным иском о взыскании обязательных платежей и санкций.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении административного иска со ссылкой только на то, что административным истцом пропущен установленный срок для обращения в суд.

Довод жалобы о том, что УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска  соблюло все сроки для взыскания задолженности, в том числе и шестимесячный срок для обращения в суд, судом апелляционной инстанции отклоняется.

В случае своевременного исполнения истцом требований, изложенных в определении судьи об оставлении искового заявления без движения, а также при отмене определения об отказе в принятии или возвращении искового заявления, об отказе в принятии или возвращении заявления о вынесении судебного приказа такое заявление считается поданным в день первоначального обращения, с которого исковая давность не течет.

В данном случае, в связи с имевшимися недостатками в административном исковом заявлении, поступившим первоначально в суд 01 декабря 2015 года, оно 03 декабря 2015 года было оставлено районным судом без движения, и по истечении срока для их исправления 15 декабря 2015 года возвращено административному истцу.

Повторное обращение с иском в суд 05 февраля 2016 года и 06 апреля 2016 года имело место за пределами шестимесячного срока.

Фактически пропуск срока для подачи административного иска вызван действиями и бездействием самого административного истца, не устранившего в установленный срок недостатки административного иска.

При изложенных обстоятельствах судебная коллегия находит обжалуемое судебное решение законным и обоснованным, поскольку оно вынесено в соответствии с правильно примененным судом законом и с учетом представленных сторонами доказательств. В апелляционной жалобе обоснованность выводов суда первой инстанции не опровергнута.

Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 29 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                                            

 

Судьи: