Судебный акт
Досрочная пенсия медицинскому работнику
Документ от 26.07.2016, опубликован на сайте 10.08.2016 под номером 60604, 2-я гражданская, о назначении трудовой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Подгорнова О.С.                                                                         Дело-33-3485/2016 г.                                                             

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                         26 июля 2016 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.,

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Ленинском районе города Ульяновска на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 апреля 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Хайрулловой А*** М*** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ленинском районе г.Ульяновска засчитать в специальный трудовой стаж Хайрулловой А*** М*** в льготном исчислении периоды работы: с *** 1998 года по *** 1998 года; с *** 2005 года по *** 2005 года; с *** 2001 года по *** 2001 года в должности операционной медицинской сестры операционного блока МУЗ «***

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Ленинском районе г.Ульяновска назначить Хайрулловой А*** М*** трудовую пенсию по старости досрочно с 30 ноября 2015 года.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Хайрулловой А.М.,  возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Хайруллова А. М. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) (далее – УПФ РФ) в Ленинском районе г.Ульяновска о включении периодов работы в льготный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии. В обоснование иска указала, что 30.11.2015 обратилась в УПФ РФ  в Ленинском районе г.Ульяновска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением лечебной деятельности. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Ленинском районе города Ульяновска от 25.12.2015 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа, который, по мнению ответчика, составил  29 лет 5 мес.17 дн. (вместо требуемых 30 лет). При этом в ее специальный стаж включены в льготном исчислении периоды нахождения в отпуске по беременности и родам с ***.1998 по ***.1998, с ***.2005  по ***005, курсы повышения квалификации с ***.2001 по ***.2001. Поскольку она работала в данные периоды операционной медицинской сестрой операционного блока муниципального лечебного учреждения, спорные периоды подлежали включению  в специальный стаж в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев. Решение ответчика считала незаконным, просила обязать УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска включить  в ее специальный трудовой стаж указанные периоды в льготном исчислении и  назначить ей страховую пенсию по старости с ***.2015.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе УПФ РФ в Ленинском районе города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что периоды нахождения истицы в отпусках по беременности и родам не могут быть включены в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, предусмотрено применение льготного порядка исчисления стажа только  в отношении периодов работы. Период нахождения на курсах повышения квалификации также не может быть включен в специальный стаж в льготном исчислении, так как в этот период Хайруллова А.М. лечебную деятельность не осуществляла. Кроме того, суд включил в специальный стаж истицы период нахождения в отпуске по беременности и родам на 2 дня меньше, чем это указано в соответствующих документах, в связи с чем назначение судом пенсии с ***.2015 является необоснованным.

Дело рассмотрено в отсутствие УПФ РФ в Ленинском районе города Ульяновска, извещенного о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что ***.2015 Хайруллова А.М. обратилась в УПФ РФ в Ленинском районе г.Ульяновска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика от ***.2015 ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа, который, по мнению ответчика, составил  29 лет 5 мес.17 дн. (вместо требуемых 30 лет). При этом периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с ***.1998 по ***.1998, с ***.2005  по ***2005, курсы повышения квалификации с ***.2001 по ***.2001 включены в ее специальный стаж в календарном порядке.

Согласно трудовой книжке Хайрулловой А.М. в период с ***.1990 по ***.2008 она работала операционной сестрой  операционного блока  Центральной городской клинической больницы г. Ульяновска.

Ссылаясь на то обстоятельство, что отпуска по беременности и родам, а также курсы повышения квалификации, предоставлялись в период  работы операционной медицинской сестрой операционного блока муниципального лечебного учреждения, в связи с чем они подлежали включению  в специальный стаж в льготном исчислении (из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев), Хайруллова А.М. обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  Хайрулловой А.М., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ   «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ)  право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ   страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом «н» п.1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», вступившего в силу с 01.01.2015, установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ   применяется Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

В соответствии с разделом «Наименование должностей» Списка право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено операционным медицинским сестрам больниц всех наименований.

На основании пункта 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности, лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по Перечню согласно Приложению, год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и шесть месяцев (подп. «б» пункта 5 Правил).

Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.

В данном Перечне в числе наименований структурных подразделений указаны отделения хирургического профиля учреждений, предусмотренных Списком.

Отпуска по беременности и родам в силу статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляются женщинам по их заявлению и на основании выданного в установленном порядке листка нетрудоспособности продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.

Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных ею до родов.

В соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», согласно пункту 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. С учетом того, что в период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам, предусмотренном в статье 255 Трудового кодекса Российской Федерации, ей выплачивается пособие по государственному социальному страхованию на основании листка нетрудоспособности, выданного по случаю временной нетрудоспособности, указанный период также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, в случае предоставления женщинам отпусков по беременности и родам в период работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и включаемой в специальный стаж на льготных условиях, периоды таких отпусков также подлежат включению в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

На основании указанных нормативно-правовых актов и разъяснений высшего органа судебной власти, с учетом того обстоятельства, что отпуска по беременности родам предоставлялись истице в период ее работы, включаемой в специальный стаж на льготных условиях, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные исковые требования.

Кроме того, руководствуясь положениями  ст. 187 Трудового кодекса РФ, согласно которой при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы, суд первой инстанции обоснованно обязал пенсионный орган включить в специальный стаж истицы в льготном  исчислении период ее нахождения на курсах повышения квалификации. При этом суд правильно  указал, что, поскольку повышение квалификации является для медицинского работника обязательным условием для дальнейшего выполнения профессиональных должностных обязанностей, направление на курсы осуществляется работодателем, который обязан производить отчисления страховых взносов с сохраняемой в такие периоды заработной платы в Пенсионный Фонд РФ,  исчисление стажа в указанные периоды времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность - 1 год и 6 месяцев за 1 год работы.

Доводы, приведенные УПФ РФ в Ленинском районе города Ульяновска  в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда, поскольку основаны на неправильном толковании норм вышеуказанного материального права.

Ссылки на то обстоятельство, что в специальный стаж в льготном исчислении судом не включены 2 дня, основанием к отмене решения суда не являются, поскольку суд рассмотрел спор  в пределах заявленных Хайрулловой А.М. исковых требований.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 апреля 2016  года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Ленинском районе города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: