Судебный акт
Обеспечение лекарственными препаратами
Документ от 12.07.2016, опубликован на сайте 15.07.2016 под номером 60254, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, обязании обеспечения своевременного оформления рецептов и лечения в соответствии с медицинскими показаниями, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Мяльдзина С.Н.                                                                           Дело № 33- 2962/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      12 июля  2016  года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Герасимовой Е.Н., Казаковой М.В. 

с участием прокурора Колгановой Е.А

при секретаре Дубровиной Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 29 марта 2016 года, по  которому постановлено:

Исковые требования прокурора Цильнинского  района Ульяновской области в интересах Горбунова Н*** В***  к Министерству здравоохранения Ульяновской области   удовлетворить.

Признать  бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области  по обеспечению Горбунова Н*** В*** лекарственными препаратами *** незаконным.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области  обеспечить Горбунова Н*** В***  лекарственными препаратами ***  в объеме, установленном  в соответствии с медицинскими показаниями.

В удовлетворении требований к Акционерному обществу «УльяновскФармация»,  Государственному учреждению здравоохранения «Большенагаткинская районная больница» прокурору Цильнинского района Ульяновской области отказать. 

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., заключение прокурора Колгановой Е.А.,полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор Цильнинского  района Ульяновской области , действуя в интересах  в инвалида *** группы Горбунова Н.В., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, ГУЗ «Большенагаткинская районная больница», АО «УльяновскФармация» о признании бездействия незаконным, обязании  обеспечения своевременного оформления рецептов  и  лечения в соответствии с медицинскими показаниями.

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что  22.09.2015,  13.10.2015,  13.11.2015,  09.12.2015   Горбунову Н.В.  лечащим врачом ГУЗ «Большенагаткинская районная  больница» были  выписаны рецепты для получения лекарственных препаратов: ***. Однако,  в аптечном пункте указанные лекарственные препараты  ему выданы не были.

Просил признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, АО «УльяновскФармация», ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» по обеспечению Горбунова Н.В.  лекарственными препаратами ***; обязать ГУЗ «Большенагаткинская районная больница» обеспечить своевременное оформление рецептов Горбунову Н.В. на указанные лекарственные препараты в соответствии с медицинскими показаниями; обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области, АО «УльяновскФармация» обеспечить Горбунова Н.В. указанными  лекарственными препаратами в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области  не соглашается с решением суда, просит его отменить как незаконное и необоснованное  и принять новое решение.  При этом указывает, что обязанность Министерства по лекарственному обеспечению лекарственными средствами «А***» и «Л***»» исполняется, что подтверждается сведениями Региональной информационной системы. При этом, срок годности рецептов от 22.09.2015,  13.10.2015,  13.11.2015,  09.12.2015   на  лекарственные препараты  в настоящее время  истек. Обращает внимание, что рецепты на лекарственные препараты «Б***», «Т***» и «А***» лечащим врачом Горбунова Н.В. в 2016 году не выписывались.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 N 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, истцу были выписаны лечащим врачом рецепты, в том числе и на получение лекарственные препараты ***  которые ему не были предоставлены.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования о возложении обязанности на Министерство здравоохранения Ульяновской области по обеспечению медицинскими изделиями  Горбунова Н.В. суд пришел к выводу о том, что невыполнение Министерством здравоохранения Ульяновской области возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатным необходимым медицинским изделием свидетельствует о существенном нарушении прав истца на бесплатную медицинскую помощь.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации регулируется  Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с которым оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 13).

В соответствии с п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

В силу ст.6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011  №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Этим же постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлено: осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой; привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 18.05.2015 № 11/205-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья.

Пунктом 2.1.1 Положения предусмотрено, что Министерство разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Согласно п. 2.1.10 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретённое в государственную собственность Ульяновской области имущество взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Таким образом,  полномочиями в сфере обеспечения граждан лекарственными препаратами обладает прежде всего Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Судом установлено,  что Горбунову Н.В. в 2015 году лечащим врачом выписаны рецепты на получение лекарственных средств ***, которые ему не предоставлены, в силу чего суд обоснованно признал бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области  по обеспечению Горбунова Н.В.  указанными  лекарственными препаратами незаконным.

Однако, как следует из  представленных ГУЗ «Большенагаткинская районная  больница» сведений, лекарственные препараты *** Горбунову Н.В. , на момент рассмотрения дела, в 2016 году в установленном порядке не выписывались, следовательно, решение суда о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области обязанности по обеспечению истца  данными лекарственными препаратом не может быть признано правильным, оно подлежит отмене, а требования прокурора в данной части – оставлению без удовлетворения. В свою очередь, прием Горбуновым Н.В. лекарственных препаратов *** согласно той же справки районной больницы, носит постоянный характер, следовательно, решение суда в части обеспечения истца указанными лекарственными препаратами является обоснованным.

Довод апелляционной жалобы ответчика относительно того, что сроки действия рецептов на данные препараты истекли, не может служить основанием к отказу в предоставлении истцу необходимого количества лекарственных средств, поскольку нуждаемость в них, как отмечалось выше, носит постоянный характер.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение  Ульяновского районного суда Ульяновской области от 29 марта 2016 года в части обязания Министерство здравоохранения Ульяновской области  обеспечить Горбунова Н*** В***  лекарственными препаратами *** отменить.

Принять в этой части новое решение.

В удовлетворении требований прокурора Цильнинского  района Ульяновской области о возложении на Министерство здравоохранения Ульяновской области  обязанность по обеспечению Горбунова Н*** В***  лекарственными препаратами *** отказать.

В остальной части решение суда оставит без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи