Судебный акт
Решение по делу об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ
Документ от 07.07.2016, опубликован на сайте 20.07.2016 под номером 60199, Админ. 1 пересмотр, КоАП: ст. 8.2, Оставлено без изменения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Судья Кочетов С.Л.                                                                                Дело № 12-129/2016

 

РЕШЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                    07 июля 2016 года

 

Судья Ульяновского областного суда Тютькина З.А.

при секретаре Скала П.А.,

рассмотрев судебном заседании дело по жалобе государственного инспектора РФ по охране природы по Ульяновской области, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Бакирова Р*** И*** на постановление судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 28 апреля 2016 года,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Постановлением судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 28.04.2016 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 КоАП РФ, в отношении администрации муниципального образования «Барышский район» (администрации МО «Барышский район») прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Ульяновский областной суд, государственный инспектор РФ по охране природы по Ульяновской области, главный специалист-эксперт отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Бакиров Р.И. не соглашается с постановлением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, неверно применены нормы материального и процессуального права. ООО «Фаворит» фактически вывозит отходы населения на земельный участок с кадастровым номером *** с октября 2015 года, то есть менее 11 месяцев. До указанной даты ООО «Фаворит» вывозило твердые бытовые отходы на другие полигоны, и лишь после того, как администрация МО «Барышский район» отказалась увеличивать тарифы для населения за вывоз твердых бытовых отходов, возить отходы в другие районы Ульяновской области стало нерентабельно. При этом отходы юридических лиц до сих пор вывозятся на полигоны других районов.

Отмечает, что ООО «Фаворит» принятые от населения и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей отходы размещает на указанном земельном участке в период с июня 2014 года по март 2016 года на основании письменного распоряжения администрации МО «Барышский район» №*** от 14.10.2013, что подтверждается актами выполненных работ по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, представленными в материалы дела. В период с марта по декабрь 2015 года ООО «Фаворит» осуществляло вывоз и размещение отходов от населения г. Барыш на земельном участке с кадастровым номером ***. Согласно журналу учета твердых бытовых отходов размещения отходов от населения г.Барыш ООО «Фаворит» осуществляет также в январе и феврале 2016 года. Таким образом, отходы от населения г.Барыш с марта 2015 года по март 2016 года в количестве более   4000 куб.м были размещены на указанном земельном участке. Данный факт подтверждается протоколами опроса водителей ООО «Фаворит» - М*** А.Н., М*** В.И. Поскольку протоколы допроса указанных лиц поступили в Управление Росприроднадзора по Ульяновской области 04.05.2016, просит приобщить их к материалам дела, дав им оценку.

Ссылается, что ООО «Фаворит» заключило договоры с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями на сбор и вывоз твердых бытовых отходов. На их размещение и утилизацию перечисленные лица заключают отдельные договоры с ООО «Уют». ООО «Фаворит» от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вывезло отходы в большем количестве, чем они были размещены на полигонах ООО «Уют». В обоснование приводит данные о количестве вывезенных и размещенных отходов. В протоколе опроса директора ООО «Фаворит» -  Ильичева Н.С. утверждает, что вывоз отходов от физических и юридических лиц на полигоны ТБО не осуществлялся в связи с большими затратами на транспортные расходы, принимаемые отходы размещаются на земельном участке с кадастровым номером *** на основании письменного распоряжения администрации МО «Барышский район» №*** от 14.10.2013. Отмечает, что в постановлении Ленинского районного суда г.Ульяновска от 19.04.2016, вынесенного по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении №***, указано, что ООО «Фаворит» установило шлагбаум и будку для охраны на территории указанного земельного участка, однако все работы были выполнены по договору с администрацией МО «Барышский район».

Указывает, что постановлением мирового судьи судебного участка №3 Барышского судебного района Ульяновской области директор ООО «Фаворит» Ильичева Н.Н. привлечена к административной ответственности по ч.2 ст.14.1 КоАП РФ и с протоколом об административном правонарушении от 05.05.2016 она согласна.

Согласно п.13 ч.1 ст.8 Устава МО «Барышский район» к его полномочиям относятся, в том числе хранение отходов – складирование в специализированных объектах сроком более чем 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения. Указанные факты свидетельствуют о том, что администрация МО «Барышский район» организовала вывоз и впоследствии утилизацию бытовых и промышленных отходов с территории МО «Барышский район» на земельный участок с кадастровым номером ***.

Подробно позиция Бакирова Р.И. изложена в жалобе и поддержана в судебном заседании.             

Выслушав пояснения заявителя, возражения защитника привлекаемого лица – Чумбуридзе И.Г., изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к следующему.

Из материалов дела следует, что административным органом в вину администрации МО «Барышский район» вменено то, что в период с 14.10.2013 по настоящее время на земельном участке с кадастровым номером *** в нарушение требований ст.ст. 7, 51 Федерального закона №73-ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды», ст.ст. 1, 8, 11, 12, 13 Федерального закона  №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления», ст.12 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 209, 201 Гражданского кодекса РФ, ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,  она не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами, а именно: не организовала необходимые мероприятия межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организацию утилизации и переработки бытовых промышленных отходов, допустив  складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем на 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения,  на земельном участке, не включенном в реестр объектов размещения отходов.

Прекращая производство по делу, судья районного суда исходил из того, что вывод о наличии в действиях администрации МО «Барышский район» состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, сделан государственным инспектором РФ по охране природы без выяснения всех обстоятельств, имеющих отношение к вменяемому административному правонарушению и подлежащих установлению по делам указанной категории.

Указанный вывод нахожу правильным.

Статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В силу пункта 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона, пункта 2 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и пункта 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится  участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов;

Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств того, что администрация осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами по утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов.

Такие виды деятельности как сбор, складирование, использование, сжигание, переработка, обезвреживание, транспортировка, захоронение и иное обращение с отходами производства и потребления или иными опасными веществами не относятся к уставной деятельности администрации.

При этом полномочия администрации по организации утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Следовательно, администрация МО «Барышский район» не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изложенное исключает наличие в действиях администрации МО «Барышский район» состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах судья Ленинского районного суда г.Ульяновска пришел к верному выводу о том, что в действиях администрации МО «Барышский район» отсутствует состав вменяемого административного правонарушения.

Приведенные в жалобе доводы не опровергают установленных судом обстоятельств и не влияют на законность принятого по делу судебного решения.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не усматриваю.    

Каких-либо нарушений, влекущих отмену состоявшегося судебного постановления, по делу не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, судья 

 

РЕШИЛ:

 

Постановление судьи Ленинского районного суда г.Ульяновска от 28 апреля 2016 года оставить без изменения, жалобу государственного инспектора РФ по охране природы по Ульяновской области, главного специалиста-эксперта отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Ульяновской области Бакирова Р*** И*** – без удовлетворения.

 

Судья                                                                           З.А. Тютькина