Судебный акт
Обеспечение лекарственными средствами
Документ от 05.07.2016, опубликован на сайте 14.07.2016 под номером 60174, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, понуждении к своевременному оформлению рецептов и обеспечению медицинским препаратом,, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Пулькина Н.А.                                                                     Дело № 33-3088/2016

 

А П Е Л Л Я И Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                         05 июля 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Герасимовой Е.Н.,

при секретаре  Дубровиной Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 05 апреля 2016 года, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора г. Димитровграда Ульяновской области  в интересах Зоткина В*** В***  удовлетворить.

Обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить Зоткина В*** В***, *** года рождения, лекарственным препаратом «*** в соответствии с рецептом врача от 12.01.2016 серии *** № ***.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор г. Димитровграда, действуя в интересах Зоткина В.В., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико-биологического агентства» о понуждении к обеспечению лекарственным средством. В обоснование иска указал, что          Зоткин В.В. является инвалидом *** группы, в связи с чем имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств в установленном законом порядке. 12.01.2016 лечащим врачом ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России Зоткину В.В. выписан рецепт серии *** № *** на получение лекарственного препарата «*** однако ОАО «УльяновскФармация» в выдаче лекарственного препарата отказало по причине его отсутствия. Просил обязать Министерство здравоохранения Ульяновской области обеспечить     Зоткина В.В. лекарственным препаратом «*** в соответствии с рецептом врача от 12.01.2016 серии *** № ***.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. При этом указывает, что у рецепта от 12.01.2016  истек срок годности (1 месяц), в связи с чем возможность обеспечения лекарственным препаратом отсутствует. Кроме того, полагает, что объем обеспечения больного лекарственными средствами должен определяться лечащим врачом, а не судебным решением.

В возражениях на жалобу прокурор г. Димитровграда Ульяновской области, считая решение суда законным и обоснованным, просит его оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Зоткин В.В. является инвалидом *** группы, в связи с чем имеет право на бесплатное получение всех лекарственных средств в установленном законом порядке. 12.01.2016 лечащим врачом ФГБУЗ КБ № 172 ФМБА России Зоткину В.В. выписан рецепт серии *** № *** на получение лекарственного препарата «*** однако ОАО «УльяновскФармация» в выдаче лекарственного препарата отказало по причине его отсутствия.

Поскольку указанным препаратом Зоткин В.В. не был обеспечен, прокурор г.Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  прокурора в интересах Зоткина В.В., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации регулируется  Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с которым оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 13).

В соответствии с п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды.

В силу ст.6.2 указанного закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи предусмотрены нормами статьи 37 Федерального закона от 21.11.2011  №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно которой порядок оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача является государственной гарантией Российской Федерации. Этим же постановлением органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры; своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой; привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.

Распоряжением Правительство РФ от 30.12.2014 № 2782-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год, а также перечней лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» (действовавшим до 29.02.2016) утвержден перечень льготных лекарственных препаратов, в который включен «***».

В соответствии с постановлением Правительства Ульяновской области от 18.05.2015 № 11/205-П «О Министерстве здравоохранения Ульяновской области» Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья.

Пунктом 2.1.1 Положения предусмотрено, что Министерство разрабатывает в соответствии с законодательством, вносит на утверждение Правительства Ульяновской области и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями.

Согласно п. 2.1.10 Положения Министерство получает и распределяет средства областного бюджета Ульяновской области, источниками которых являются субсидии и иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета, получает и распределяет получаемое и приобретённое в государственную собственность Ульяновской области имущество взаимодействует с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Таким образом,  полномочиями в сфере обеспечения граждан лекарственными препаратами обладает Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Поскольку истец не был обеспечен лекарственным препаратом *** по рецепту, выписанному лечащим врачом в установленном законом порядке, из-за его отсутствия в аптечной сети,  суд первой инстанции обосновано возложил на ответчика обязанность по обеспечению истца бесплатным лекарственным препаратом, так как обязанность по организации бесплатного лекарственного обеспечения граждан, проживающих на территории Ульяновской области, возложена  на Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Довод жалобы относительно того, что срок действия рецепта истек, не может служить основанием к отказу в предоставлении истцу необходимого лекарственного средства, поскольку нуждаемость в нем носит постоянный характер. Ссылки на то, что определение нуждаемости в лекарственном препарате возложена на лечащего врача, а не на судебные органы, правильность выводов суда не опровергают, так как суд не определял такую нуждаемость Зоткина В.В., а обязал ответчика исполнить возложенные на него обязательства по обеспечению истца выписанным ему лекарственным препаратом.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм процессуального права, которые привели или могли бы привести к принятию неправильного решения, а поэтому оснований для отмены по существу правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 05 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: