Судебный акт
Обеспечение жильем ребенка-сироту
Документ от 05.07.2016, опубликован на сайте 14.07.2016 под номером 60106, 2-я гражданская, об обязании обеспечить специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Фирулева Л.И.                                                                        Дело № 33-3116/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   05 июля 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

с участием прокурора Колгановой Е.А.

при секретаре  Дубровиной Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 12 апреля 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковое заявление прокурора Радищевского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов Матвеевой  Н*** В*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области об обеспечении Матвеевой Н.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Матвееву Н*** В***  специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р.п.Радищево, расположенном на территории муниципального образования «Радищевский  район» Ульяновской области.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Радищевского района Ульяновской области, действуя в интересах Матвеевой Н.В. обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области об обеспечении Матвеевой Н.В. жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.  

В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки было установлено, что Матвеева Н.В., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Её мать З***.  умерла ***

Согласно справкам, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области,  Ульяновским областным государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации» Матвеева Н.В. собственником объектов недвижимости не является.

***.2015 Матвеева Н.В. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако, до настоящего времени  Матвеевой Н.В. жилое помещение не предоставлено. 

С учетом уточненных исковых требований просил обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Матвееву Н.В. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р.п.Радищево, расположенном на территории муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области.    

Определением Радищевского районного суда Ульяновской области от 12.04.2016 производство по гражданскому делу по иску к Администрации муниципального образования «Радищевский район» Ульяновской области прекращено в связи с отказом прокурора Радищевского района  и истца Матвеевой Н.В. от исковых требований  к данному ответчику.      

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что жилое помещение не представлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление истице жилого помещения в  первоочередном порядке нарушает права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Матвеева Н.В., *** года рождения,  относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем, на неё распространяются дополнительные гарантии на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Мать Матвеевой Н.В. – З*** Р. Н. умерла ***. Решением  Сызранского городского суда Самарской области  от ***2012 Матвеева Н.В. признана лицом, оставшимся без попечения родителей. Закрепленного жилого помещения она не имеет.

***.2012 Матвеева Н.В. поставлена на первичный учет, как оставшаяся без попечения родителей, в Управлении по вопросам семьи, материнства и детства Администрации городского округа Сызрань.

С ***2013 Матвеева Н.В. обучается на очном отделении в областном государственном бюджетном профессиональном образовательным учреждении «Р***» р.п.Радищево Ульяновской области. В собственности, либо по договору социального найма,  Матвеева Н.В. жилья не имеет. 

На период до ***2016  Матвеева Н.В. зарегистрирована по месту пребывания  по адресу  Ульяновская область  р.п. Р***.

***.2015 Матвеева Н.В. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.  До настоящего времени жилое помещение Матвеевой Н.В. не предоставлено.

Исходя из этого, суд правильно пришел к выводу о том, что Матвеева Н.В.  не обеспечена жилым помещением.  При этом, вывод суда о том, что исковые требования прокурора Радищевского района Ульяновской области, действующего в интересах Матвеевой Н.В. к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истица, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 12 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: