Судебный акт
Обеспечение жильем сироты
Документ от 28.06.2016, опубликован на сайте 06.07.2016 под номером 59970, 2-я гражданская, о признании бездействия незаконным, понуждении в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Орлова С.Н.                                                                     Дело № 33-3030/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                28 июня 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Казаковой М.В., Чурбановой Е.В.,

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 08 апреля 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования   прокурора  г.Димитровграда  Ульяновской области  в   интересах  Лукиных Я*** Г*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и  транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Признать    незаконным    бездействие    Министерства   строительства, жилищно-коммунального   комплекса  и  транспорта  Ульяновской  области  по  своевременному обеспечению  Лукиных  Я*** Г***   жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса  и транспорта Ульяновской   области   обеспечить   Лукиных Я*** Г***  жилым      помещением   по   договору найма специализированного   жилого   помещения  в муниципальном   образовании   «город Димитровград» Ульяновской области.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., мнение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

прокурор г.Димитровграда Ульяновской области, действуя в интересах Лукиных Я. Г., обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о признании бездействия незаконным,  предоставлении жилого помещения по договору  найма специализированного жилого помещения. В обоснование иска указал, что    Лукиных Я.Г., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ее родители лишены родительских прав на основании судебных решений от 18.10.2001 и 16.03.2002, мать умерла ***. Лукиных Я.Г. воспитывалась опекуном, за ней закреплено жилое помещение по адресу: ***, в котором истице принадлежит на праве собственности 1/3 доли. Поскольку в указанном жилье Лукиных Я.Г. не обеспечена учетной номой жилья, она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области. До настоящего времени истица жильем не обеспечена, в связи с чем просил признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  по своевременному обеспечению истицы специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области   обеспечить истицу  Лукиных Я.Г. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что жилое помещение не представлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление истице первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда нарушает права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дополнительно указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 №466-П Лукиных Я.Г. может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере 3000 рублей с приложением соответствующих документов.

В возражении  на апелляционную жалобу прокуратура города Димитровграда Ульяновской области, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Лукиных Я.Г., извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Лукиных Я.Г. (до брака-Антипова), ***   года рождения, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ее родители лишены родительских прав решениями Димитровградского городского суда Ульяновской области  от 16.03.2002 и 18.10.2001, мать истицы  - А*** Е.А. умерла ***.

Постановлением администрации г.Димитровграда от 27.05.1996 была установлена опека над несовершеннолетней Антиповой Я.Г., опекуном назначена  Ч*** Н.Г.

Постановлением администрации г.Димитровграда  № 156 от 13.02.1997  за несовершеннолетней было закреплено жилое помещение по адресу ***. 

Постановлением администрации г.Димитровграда  № 134 от 05.02.2002  в связи с получением новой жилплощади за несовершеннолетней было закреплено жилое помещение по адресу ***.

Указанное жилое помещение на основании договора о передаче жилых помещений в собственность от 27.01.2006 передано в общую долевую собственность  Лукиных Я.Г., Ч*** Н.Г. и Р*** С.А. – по 1/3 доли за каждым.

Решением  комиссии по установлению фактов невозможности  проживания детей-сирот в  жилых помещениях от 11.07.2013  установлен факт невозможности проживания  истицы в жилом помещении  по адресу   ***, поскольку в нем зарегистрированы 3 человека (истица, бабушка истицы и ее дядя), а площадь жилого помещения составляет 22,64 кв.м, что менее  установленных норм обеспечения жилыми помещениями.

Иных жилых помещений Лукиных Я.Г. в собственности либо по договору социального найма не имеет.

Решением координационного совета по защите прав интересов несовершеннолетних при Министерстве здравоохранение и социального развития Ульяновской области   Лукиных Я.Г.   включена  в список  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,   которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Поскольку жилье Лукиных Я.Г. до настоящего времени не предоставлено, прокурор города Димитровграда Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  прокурора в интересах Лукиных Я.Г., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996  № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 указанного Закона, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.

Таким образом, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательном учреждении.

При этом ни ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

В соответствии с ч.2 ст. 4 Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области» от 21.12.2012 № 200-ЗО дети-сироты обеспечиваются специализированными жилыми помещениями по их выбору: 1) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Ульяновской области; 2) по месту окончания пребывания в образовательной организации или иной организации, в том числе в учреждении социального обслуживания населения; 3) по месту трудоустройства по окончании пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской области; 4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье; 5) по месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.

Поскольку Лукиных Я.Г., относящаяся к кругу лиц, подлежащих льготному обеспечению жильем, достигла возраста 18 лет, является нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд пришел к правильному выводу о том, что она подлежит обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в муниципальном образовании «город Димитровград» Ульяновской области.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

Доводы, приведенные Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия жилья на территории муниципального образования и наличие очередности среди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь отмену решения суда.

Согласно положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем таких детей. Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Ссылки в жалобе возможность получения истцом ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения основанием к отмене решения суда не являются, так как выплата такой компенсации не освобождает ответчика от выполнения обязательства по обеспечению Лукиных Я.Г. специализированным жильем.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 08 апреля 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: