УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Орлова С.Н.
Дело № 33-3030/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
28 июня
2016 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой
М.В., Чурбановой Е.В.,
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 08 апреля
2016 года, по которому постановлено:
Исковые
требования прокурора г.Димитровграда Ульяновской области в
интересах Лукиных Я*** Г*** к
Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса
и транспорта Ульяновской
области по своевременному обеспечению Лукиных
Я*** Г*** жилым помещением по
договору найма специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство
строительства, жилищно-коммунального комплекса
и транспорта Ульяновской
области обеспечить Лукиных Я*** Г*** жилым
помещением по договору найма специализированного жилого
помещения в муниципальном образовании
«город Димитровград» Ульяновской области.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., мнение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение
суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
прокурор
г.Димитровграда Ульяновской области, действуя в интересах Лукиных Я. Г.,
обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области о признании бездействия
незаконным, предоставлении жилого
помещения по договору найма
специализированного жилого помещения. В обоснование иска указал, что Лукиных Я.Г., *** года рождения, относится
к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: ее родители
лишены родительских прав на основании судебных решений от 18.10.2001 и
16.03.2002, мать умерла ***. Лукиных Я.Г. воспитывалась опекуном, за ней
закреплено жилое помещение по адресу: ***, в котором истице принадлежит на
праве собственности 1/3 доли. Поскольку в указанном жилье Лукиных Я.Г. не
обеспечена учетной номой жилья, она включена в список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области. До настоящего
времени истица жильем не обеспечена, в связи с чем просил признать незаконным
бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области по
своевременному обеспечению истицы специализированным благоустроенным жилым
помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить истицу Лукиных Я.Г. специализированным
благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по
договору найма специализированного жилого помещения.
Рассмотрев спор по
существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить.
Указывает, что жилое помещение не представлено по причине отсутствия в
специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений.
Кроме того, считает, что предоставление истице первоочередного права на
получение жилого помещения специализированного жилищного фонда нарушает права
других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дополнительно
указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от
14.10.2014 №466-П Лукиных Я.Г. может обратиться в Министерство с заявлением о
назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения
в размере 3000 рублей с приложением соответствующих документов.
В возражении на апелляционную жалобу прокуратура города
Димитровграда Ульяновской области, считая решение суда законным и обоснованным,
просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в
отсутствие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области, Лукиных Я.Г., извещенных о месте и времени
судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с
ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Лукиных Я.Г.
(до брака-Антипова), *** года рождения,
относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей: ее родители лишены родительских прав решениями Димитровградского
городского суда Ульяновской области от
16.03.2002 и 18.10.2001, мать истицы - А***
Е.А. умерла ***.
Постановлением администрации г.Димитровграда
от 27.05.1996 была установлена опека над несовершеннолетней Антиповой Я.Г.,
опекуном назначена Ч*** Н.Г.
Постановлением администрации
г.Димитровграда № 156 от 13.02.1997 за несовершеннолетней было закреплено жилое
помещение по адресу ***.
Постановлением администрации
г.Димитровграда № 134 от 05.02.2002 в связи с получением новой жилплощади за
несовершеннолетней было закреплено жилое помещение по адресу ***.
Указанное жилое помещение на основании
договора о передаче жилых помещений в собственность от 27.01.2006 передано в
общую долевую собственность Лукиных
Я.Г., Ч*** Н.Г. и Р*** С.А. – по 1/3 доли за каждым.
Решением комиссии по установлению фактов
невозможности проживания детей-сирот
в жилых помещениях от 11.07.2013 установлен факт невозможности проживания истицы в жилом помещении по адресу ***, поскольку в нем зарегистрированы 3
человека (истица, бабушка истицы и ее дядя), а площадь жилого помещения
составляет 22,64 кв.м, что менее
установленных норм обеспечения жилыми помещениями.
Иных жилых помещений Лукиных Я.Г. в
собственности либо по договору социального найма не имеет.
Решением
координационного совета по защите прав интересов несовершеннолетних при
Министерстве здравоохранение и социального развития Ульяновской области Лукиных Я.Г. включена
в список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей,
которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного
жилищного фонда Ульяновской области.
Поскольку жилье Лукиных Я.Г.
до настоящего времени не предоставлено, прокурор города Димитровграда
Ульяновской области обратился в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение
об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически
значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований,
предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора в интересах Лукиных Я.Г., не
установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Согласно ч.1 ст.
109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений
детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма
специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с
законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской
Федерации.
В соответствии со
ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996
№ 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от
29.02.2012 № 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в
случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается
невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на
территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном
законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения
предоставляются лицам, указанным в абз.1 п.1 ст. 8 указанного Закона, по
достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной
дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных
законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть
предоставлены лицам, указанным в абз.1 п.1, ранее чем по достижении ими
возраста 18 лет.
Орган
исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном
законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми
помещениями в соответствии с п.1 ст.8 поименованного Закона.
Таким образом,
федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых
помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам,
указанным в абз.1 п.1 ст. 8 Федерального закона о социальной поддержке
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
К их числу
относится, в частности, отсутствие жилья по договору социального найма или в
собственности у ребенка, достигшего возраста 18 лет, который включен в список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению
жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в
образовательном учреждении.
При этом ни ст. 8
Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают
очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого
помещения по договору найма специализированного жилого помещения
соответствующей категории граждан.
В соответствии с
ч.2 ст. 4 Закона Ульяновской области «Об обеспечении жилыми помещениями
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории
Ульяновской области» от 21.12.2012 № 200-ЗО дети-сироты обеспечиваются
специализированными жилыми помещениями по их выбору: 1) по месту их выявления и
устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в
организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на
территории Ульяновской области; 2) по месту окончания пребывания в
образовательной организации или иной организации, в том числе в учреждении
социального обслуживания населения; 3) по месту трудоустройства по окончании
пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания
населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых
в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, а также по окончании прохождения военной службы по призыву
либо отбывания наказания в исправительных учреждениях на территории Ульяновской
области; 4) по месту жительства лиц, у которых дети-сироты находились на
воспитании под опекой (попечительством), в приемной или патронатной семье; 5) по
месту нахождения ранее занимаемого жилого помещения в случае признания
невозможным проживания ребенка-сироты в ранее занимаемом жилом помещении.
Поскольку Лукиных
Я.Г., относящаяся к кругу лиц, подлежащих льготному обеспечению жильем,
достигла возраста 18 лет, является нуждающейся в улучшении жилищных условий,
суд пришел к правильному выводу о том, что она подлежит обеспечению
специализированным благоустроенным жилым помещением по договору найма
специализированного жилого помещения по месту жительства в муниципальном
образовании «город Димитровград» Ульяновской области.
Обстоятельства
дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
Доводы,
приведенные Министерством строительства, жилищно-коммунального комплекса и
транспорта Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно отсутствия
жилья на территории муниципального образования и наличие очередности среди
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут повлечь
отмену решения суда.
Согласно
положениям вышеуказанного законодательства формирование субъектом Российской
Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц
из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет своей
целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного
финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем таких
детей. Следовательно, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения
жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так
же как и наличие очередности среди таких лиц, не может служить основанием для
отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма
специализированного жилого помещения.
Ссылки в жалобе
возможность получения истцом ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем)
жилого помещения основанием к отмене решения суда не являются, так как выплата
такой компенсации не освобождает ответчика от выполнения обязательства по
обеспечению Лукиных Я.Г. специализированным жильем.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Димитровградского городского суда
Ульяновской области от 08 апреля 2016 года - оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: