Судебный акт
Обеспечение внеочереди жильем лица, страдающего тяжелой формой хронического заболевания
Документ от 23.06.2016, опубликован на сайте 28.06.2016 под номером 59876, 2-я гражданская, о признании нуждащимся в улучшении жилищных условий, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                                       Дело № 33-2729/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  23 июня 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

при секретаре  Дубровиной Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Чадаева М*** Ю*** на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 03 марта 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Чадаева М*** Ю*** к Комитету по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Администрации города Ульяновска о признании решения незаконным, признании права на внеочередное улучшение жилищных условий, предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма, - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителей истца Чадаева М.Ю. Лаврухиной Е.В., Святкиной И.А., поддержавших  доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Чадаев М.Ю. обратился в суд с иском к Комитету по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, Администрации города Ульяновска о признании решения незаконным, признании права на внеочередное улучшение жилищных условий, предоставлении во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма.

В основание иска указано, что Чадаев М.Ю., *** года рождения, является инвалидом *** группы по общему заболеванию с ***.2008 бессрочно.  С 19.04.2014 зарегистрирован в однокомнатной квартире общей площадью 37,53 кв.м по адресу *** в качестве знакомого. Собственником указанной квартиры является Клепикова Г.В. *** года рождения, которая зарегистрирована по этому же адресу. Никакого жилья, принадлежащего ему на каком-либо праве, по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования у него нет; членов семьи являющихся нанимателями жилых помещений по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования нет.

Собственник жилого помещения - Клепикова Г.В. родственником истцу не является, более того в силу того, что проживать они вынуждены в однокомнатной квартире, это создаёт им обоим взаимные неудобства.

19.11.2015 на заседании Комиссии по учёту и распределению жилой площади администрации города Ульяновска заявление было рассмотрено и ему было отказано в праве на внеочередное предоставление жилой площади по договору социального найма.

Просил признать незаконным и отменить решение Комиссии по учёту и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 19.11.2015., обязать признать его нуждающимся в улучшении жилищных условий и обеспечить отдельной жилой площадью в установленном законом порядке.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Чадаев М.Ю. не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение.

Жалоба мотивирована доводами аналогичными доводам, изложенным в исковом заявлении.

Кроме того, в жалобе указано, что в судебном заседании было установлено, что он является малоимущим, что не оспаривалось ответчиком.

При вынесении решения он был приравнен судом к члену семьи собственника квартиры, в которой он в настоящий момент зарегистрирован.

Однако судом не было принято во внимание, что членом семьи Клепиковой Г.В. (собственницы квартиры), где он зарегистрирован, он никогда не являлся. Он был вселен на данную жилую площадь в качестве знакомого. При этом, совместного хозяйства с Клепиковой он не вёл. Членом своей семьи она его никогда не признавала.

В связи с чем, вывод суда о том, что он приравнен к членам семьи собственника противоречит действующему законодательству.

Суд также не принял во внимание, что в настоящее время собственник квартиры намерен выселить истца из жилого помещения, поскольку при вселении в квартиру состояние его здоровья было удовлетворительным, а сейчас оно значительно ухудшилось, так что проживание с ним в одной квартире стало невозможным.

Дело рассмотрено в отсутствие истца Чадаева М.Ю,  представителей ответчиков  администрации города Ульяновска, Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, третьего лица Клепиковой Г.В., извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Чадаев М.Ю., является инвалидом *** группы по общему заболеванию, инвалидность ему установлена бессрочно.

Согласно представленной справки  у истца имеется тяжелая форма хронического заболевания (***), входящего в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378.

С апреля 2014 года Чадаев М.Ю. зарегистрирован и проживает в однокомнатной квартире общей площадью 37,53 кв.м. по адресу ***. Собственником указанной квартиры на основании договора дарения от ***2008 является Клепикова Г.В., которая  зарегистрирована  по данному адресу с октября 2015 года.

19.10.2015 Чадаев М.Ю. обратился в  КУГИГ администрации города Ульяновска с заявлением о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке в связи с  имеющимся у него  хроническим заболеванием - ***, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378

Решением комиссии по учету и распределению жилой площади администрации города Ульяновска от 19.11.2015 (протокол № 24) Чадаеву М.Ю. отказано во внеочередном улучшении жилищных условий. Основанием к отказу явилось то, что в квартире по адресу: ***  зарегистрированы и проживают два человека. В то время как  статьями  51, 54, 57 Жилищного кодекса Российское Федерации, предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения гражданам, страдающим тяжёлыми формами хронических заболеваний, при условии проживания граждан в квартире, занятой несколькими семьями.

Дав верную правовую оценку,  представленным доказательствам и правильно применив нормы материального права закон, суд обоснованно пришел к выводу о законности данного решения комиссии.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования.

Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В связи с этим, Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.

Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 01.03.2005, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.

В соответствии со ст. 49 ЖК РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является, по общему правилу, обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма. 

К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире

По общим правилам жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет. Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди  хотя и не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации. 

Сторонами не оспаривался тот факт, что истец Чадаев М.Ю. страдает  тяжелой формой хронического заболевания, включенного в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от  16 июня 2006 № 378.

Однако впервые с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий Чадаев М.Ю. обратился в отдел по учету и распределению жилой площади КУГИГ администрации г. Ульяновска только 19.10.2015. Решением комиссии от 19.11.2015  в удовлетворении заявления ему было отказано.

Таким образом, на момент обращения  с настоящим исковым заявлением  Чадаев М.Ю. не  состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, соответственно право на внеочередное обеспечение  жилым помещением по договору социального найма у него отсутствовало.

Доводы апелляционной жалобы в части того, что Чадаев М.Ю. с учетом размера получаемой им пенсии по инвалидности, а также социальных выплат, является малоимущим, что нашло отражение  в оспариваемом решении суда,  являются несостоятельными.

Так, оспариваемое судебное решение выводов о признании истца малоимущим не содержат. Выдача же Ульяновским областным государственным казенным учреждением  социальной защиты населения в г. Ульяновске  истцу справки о том, что он относится к категории  малоимущих, не является доказательством того, что Чадаев М.Ю. признан таковым в установленном законом порядке для решения вопроса о предоставлении ему  жилой площади по договору социального найма.

Так, орган социальной защиты населения выдал  указанную справку для обращения за бесплатной юридической помощью.

Как указывалось выше, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке (ст.49 ЖК РФ).

В соответствии с законом Ульяновской области № 83-ЗО от 06.06.2007 «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма и порядке определения общей площади жилого помещения , предоставляемого гражданам по договорам социального найма»  признание граждан малоимущими осуществляется местными администрациями поселений и городских округов Ульяновской области.

В целях признания малоимущим  гражданин представляет непосредственно  в местную администрацию по месту своего жительства, в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг или через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг соответствующее заявление, в котором должно содержаться его согласие и согласие  членов его семьи  на проверку местной администрацией сведений, содержащихся в предоставляемых одновременно с заявлением документах. Одновременно с указанным заявлением  предоставляется пакет документов, предусмотренный ст.2 настоящего закона.

Как пояснила представитель истца Лаврухина Е.В., Чадаев М.Ю. в установленном законом порядке в администрацию города Ульяновска с заявлением о признании его малоимущим в целях предоставления ему жилого помещения по договору социального найма не обращался, соответственно такое решение в настоящее время отсутствует.

В соответствии  со ст.3 Закона Ульяновской области № 49-ЗО от 06.05.2006  принятие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, осуществляется на основании заявления, поданного гражданином в уполномоченный орган по месту  своего жительства в письменной форме. К заявлению о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении прилагается в том числе и решение органа местного самоуправления о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в случаях, не установленных частью 3 статьи 49 ЖК РФ.

Таким образом,   жилое помещение  лицам, страдающим тяжелой формой хронических заболеваний, Перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, предоставляется при соблюдении, в том числе и общих условий, в частности признания гражданина малоимущим. Поскольку Чадаев М.Ю. в установленном законом порядке с заявлением о признании его малоимущим в администрацию  города Ульяновска не обращался и таковым не был признан, соответственно  решение об отказе в признании его нуждающимся в обеспечении жилым помещением по договору социального найма является законным.

Кроме того, при решении вопроса о нуждаемости истца  в жилом помещении суд правомерно исходил из того, что он  зарегистрирован и проживает в однокомнатной квартире общей площадью 37,53 кв.м.  По данному адресу также зарегистрирована собственник квартиры Клепикова Г.В.

Поскольку истцом не представлено доказательств того, что Чадаев М.Ю. вселен в квартиру в качестве квартиранта (арендатора) и они  с  Клепиковой Г.В., являясь друг для друга посторонними,  фактически проживают   различными семьями, суд обоснованно  отказал в удовлетворении исковых требований.

Доводы  апелляционной жалобы в части того, что  истец и Клепикова Г.В. членами одной семьи не являются и в настоящее время последняя выселяет истца из занимаемой квартиры, доказательствами не подтверждены.

В остальной части доводы  апелляционной жалобы сводятся к несогласию с принятым судом решением,  фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали  выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем  являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.

Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно  применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решении, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 03 марта 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Чадаева М*** Ю*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: