Судебный акт
Компенсация проезда к месту лечения и обратно
Документ от 21.06.2016, опубликован на сайте 28.06.2016 под номером 59836, 2-я гражданская, о взыскании за проезд к месту лечения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тураева Т.Е.                                                                  Дело № 33-2905/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                  21  июня 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 01 апреля 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Талаховой Е*** А***, действующей в интересах несовершеннолетней Т*** Е*** М***,  к Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске»  удовлетворить.

Взыскать с Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске»  в пользу Талаховой Е*** А***   расходы на проезд к месту лечения и обратно в размере 7 229 руб.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя ответчика Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске» Фроловой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, истицы Талаховой Е.М.,  возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Талахова Е.А.  обратилась в суд с  иском о компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно.  В обоснование иска указала, что ее дочь Т*** Е.М., 2012 года рождения, является ребенком-инвалидом. Ей 05.03.2013 была сделана операция по ***, в связи с чем им приходится ездить в Федеральный научный центр трансплантологии и искусственных органов им. академика В.И. Шумакова (г. Москва). Во избежание *** ребенку пожизненно назначены препараты для снижения иммунитета. В связи с повышенным риском инфекционных заболеваний на фоне медикаментозной иммуносупрессии нахождение в местах скоплений людей в закрытых помещениях и в общественном транспорте противопоказано, поэтому к месту лечения и обратно они добираются в купейных вагонах, что не противоречит п. 4.2 Приказа Минздравсоцразвития России от 29.12.2004  № 328. Когда истец обратилась в органы социальной защиты за специальными талонами на право бесплатного получения проездных документов в поездах дальнего следования, ей в выдаче талонов было отказано  устно и  предложено купить билеты за свой счет, что она и сделала.

В Москву истица с ребенком выехала  17.01.2016, 18 и 19 января 2016 года они  проходили обследование и сдавали анализы. По результатам анализов доктор назначила лечение и отпустила домой на 1 месяц, в связи с чем, из Москвы в Ульяновск они выехали 19.01.2016 на фирменном поезде, так как отсутствовала возможность уехать обратно в поездах других категорий.  Кроме того, истцом  был приобретен только один билет вместо положенных двух.

Когда истец  обратилась к ответчику за возмещением расходов на проезд к месту лечения и обратно, ей было отказано.

Просила взыскать с ответчика расходы по проезду к месту лечения и обратно  в сумме 7 229 руб..

 

Суд, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе представитель Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске» не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что суд неправильно применил нормы материального права, поскольку действующим законодательством установлен специальный порядок предоставления детям-инвалидам и лицам их сопровождающим такой льготы,  как  бесплатный проезд к месту лечения и обратно. В частности, компенсация расходов, понесенных указанными лицами на проезд к месту лечения и обратно, законом не предусмотрена. Основанием для получения специальных талонов на приобретение бесплатных билетов к месту лечения и обратно  является  направление на лечение в медицинское учреждение, включенное в Перечень федеральных специализированных медицинских учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 872, и  талон № 2 установленной формы, которые заполняются и выдаются Министерством здравоохранения Ульяновской области. За специальными талонами на приобретение бесплатных проездных билетов к месту лечения и обратно  Талахова Е.А. в ОГКУСО «ЦОГТСР» не обращалась.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей третьих лиц Министерства здравоохранения Ульяновской области, ФКУ ГБ МСЭ по Ульяновской области, Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

В возражениях на апелляционную жалобу Талахова Е.А., полагая решение суда законным и обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Т*** Е*** М***,  ***2012 года рождения, является ребенком-инвалидом.

В соответствии со статьей 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст.10 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со статьей 13 указанного закона оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, закреплены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ). Согласно п.2 ч.1 ст. 6.2 Федерального закона №178-ФЗ в состав предоставляемого детям-инвалидам набора социальных услуг включается бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

В соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ установление порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесено к ведению Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее – Порядок), регламентирующий, в том числе, организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно. Согласно пункту 1.2 Порядка его действие в части получения бесплатного проезда  на междугородном транспорте (в том числе, железнодорожном транспорте) к месту лечения и обратно, распространяется на лиц, сопровождающих детей-инвалидов.

В соответствии с пунктом 5 Порядка направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 № 617, при наличии у гражданина медицинских показаний орган исполнительной власти субъекта РФ в сфере здравоохранения оформляет и выдает гражданину направление на лечение  в медицинское учреждение, а также заполняет талон № 2 на получение специальных талонов (именных направлений) на  проезд к месту лечения  для получения медицинской помощи, содержащий сведения о лице, направляемом на лечение, и о сопровождающем его лице.

Талон № 2 предоставляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами (именными направлениями).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила).

Согласно п.4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 11 Правил предусмотрено, что средства на проезд  на междугородном транспорте  к месту лечения  и обратно направляются транспортным организациям на оплату расходов по предоставлению проезда  граждан к месту лечения   и обратно при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ, в том числе, междугородным железнодорожным транспортом.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда на междугородном транспорте к  месту лечения  и обратно в Ульяновской области регулируется Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.12.2013 № 620-П (далее – Порядок Ульяновской области № 620-П).

Согласно пункту 4 Порядка Ульяновской области № 620-П предоставление социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда гражданам на междугородном транспорте к месту лечения  и обратно осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых Ульяновским областным государственным казенным учреждением, наделенным полномочиями по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением, функции и полномочия учредителя которого осуществляет исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, с организациями транспортного обслуживания, осуществляющими регулярные междугородные пассажирские перевозки, в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

На основании Постановления Правительства Ульяновской области от 18.05.2015 № 11/205-П и от 18.05.2015 № 11/204-П изменена организационная структура и полномочия ряда исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, в частности, образованы: Министерство здравоохранения Ульяновской области, наделенное полномочиями в сфере управления здравоохранением, а также Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, являющееся исполнительным органом в сфере социальной защиты населения и выступающее учредителем ОГКУСО «ЦОГТСР».

Согласно п.2.3.2 Устава ОГКУСО «ЦОГТСР» указанное учреждение осуществляет выдачу специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно по направлениям (талон №2), выданным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере здравоохранения.

Таким образом, согласно установленному вышеуказанными нормативно-правовыми актами порядку предоставления социальной помощи в виде бесплатного проезда к месту лечения  и обратно детей-инвалидов и сопровождающих их лиц выплата компенсации стоимости проездных билетов в случае приобретения их гражданами за счет собственных денежных средств не предусмотрена. Предоставление данного вида социальной помощи в Ульяновской области при наличии медицинских показаний осуществляется путем выдачи Министерством здравоохранения Ульяновской области направления на лечение в медицинское учреждение и талона № 2, который подлежит замене на специальные талоны (именные направления) в ОГКУСО «ЦОГТСР» (п. 8 Порядка Ульяновской области №620-П), являющиеся основанием для предоставления бесплатного проезда на железнодорожном транспорте.

С 18.01.2016 по 19.01.2016 Т*** Е.М. находилась на   контрольном амбулаторном обследовании и лечении в хирургическом отделении № 2  ФГБУ «Федеральный научный центр  трансплантологии и искусственных органов» им. В.И.Шумакова».

28.12.2015  Министерством здравоохранения Российской Федерации истце  был выдан Талон № 2  на бесплатный проезд к месту лечения и обратно со сроком с 12.01.2016 по 12.03.2016 по маршруту Ульяновск-Москва-Ульяновск.

28.12.2015 истица обратилась с заявлением   к директору УОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске» о предоставлении ей специальных талонов.

Однако в выдаче талонов для бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно истице было отказано, так как выдача специальных талонов на 2016 год возможна только в 2016 году в рамках заключённого государственного контракта.

В связи с отказом в выдаче специальных талонов истица самостоятельно приобрела билеты на проезд к месту лечения и обратно, затратив в общей сему 7 229 руб.   

Согласно сообщению ответчика, государственные контракты в 2016 году были  заключены только 29.01.2015 и 26.01.2016.

Правильно установив юридически значимые обстоятельства и дав им верную правовую оценку, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Талаховой Е.А. незаконно отказано в выдаче специальных талонов на бесплатный проезд к месту лечения и обратно. Соответственно понесенные истицей расходы на приобретение проездных билетов подлежат возмещению за счет ответчика -  УОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске».

Доводы апелляционной жалобы в части того, что суд неверно применил нормы материального права, взыскав с УОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске» компенсацию за приобретение проездных билетов, в то время как данная компенсация законом не предусмотрена, являются несостоятельными и основанными на неверной оценке установленных по делу доказательств.

Поскольку  малолетняя Т*** Е.М., являясь ребенком-инвалидом,  и ее мама – Талахова Е.А. имеют право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, истице в установленном законом порядке  Министерством здравоохранения Ульяновской области был выдан талон № 2 на получение специальных талонов на проезд в медицинское учреждение ФГБУ «ФНЦТИО им. ак.В.И.Шумакова», она  своевременно обратилась к ответчику за выдачей указанных талонов, однако ей в этом было отказано, в связи с отсутствием заключенного государственного контракта перевозчиком на 2016 год.  Учитывая то, что единственной причиной отказа в выдаче истице специальных талонов на бесплатный проезд явилось несвоевременное заключение контракта, обязанность по возмещению понесенных истицей расходов должна быть возложена на ответчика.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные ОГКУСО «ЦОГТСР» в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 01 апреля 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: