УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Тураева Т.Е.
Дело № 33-2905/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О
Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
21 июня 2016 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.
судей Чурбановой Е.В.,
Казаковой М.В.
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Областного
государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр
обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным
лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и
занятий в г.Ульяновске» на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 01
апреля 2016 года, по которому постановлено:
Исковые требования
Талаховой Е*** А***, действующей в интересах несовершеннолетней Т*** Е*** М***, к Областному государственному казенному
учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими
средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации
для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» удовлетворить.
Взыскать с
Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания
«Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного
места жительства и занятий в г. Ульяновске»
в пользу Талаховой Е*** А***
расходы на проезд к месту лечения и обратно в размере 7 229 руб.
Заслушав доклад
судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя ответчика Областного
государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр
обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным
лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и
занятий в городе Ульяновске» Фроловой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной
жалобы, истицы Талаховой Е.М.,
возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Талахова Е.А. обратилась в суд с иском о компенсации стоимости проезда к месту
лечения и обратно. В обоснование иска
указала, что ее дочь Т*** Е.М., 2012 года рождения, является
ребенком-инвалидом. Ей 05.03.2013 была сделана операция по ***, в связи с чем им
приходится ездить в Федеральный научный центр трансплантологии и искусственных
органов им. академика В.И. Шумакова (г. Москва). Во избежание *** ребенку
пожизненно назначены препараты для снижения иммунитета. В связи с повышенным
риском инфекционных заболеваний на фоне медикаментозной иммуносупрессии
нахождение в местах скоплений людей в закрытых помещениях и в общественном
транспорте противопоказано, поэтому к месту лечения и обратно они добираются в
купейных вагонах, что не противоречит п. 4.2 Приказа Минздравсоцразвития России
от 29.12.2004 № 328. Когда истец
обратилась в органы социальной защиты за специальными талонами на право
бесплатного получения проездных документов в поездах дальнего следования, ей в
выдаче талонов было отказано устно и предложено купить билеты за свой счет, что
она и сделала.
В Москву истица с
ребенком выехала 17.01.2016, 18 и 19
января 2016 года они проходили
обследование и сдавали анализы. По результатам анализов доктор назначила
лечение и отпустила домой на 1 месяц, в связи с чем, из Москвы в Ульяновск они
выехали 19.01.2016 на фирменном поезде, так как отсутствовала возможность
уехать обратно в поездах других категорий.
Кроме того, истцом был приобретен
только один билет вместо положенных двух.
Когда истец обратилась к ответчику за возмещением
расходов на проезд к месту лечения и обратно, ей было отказано.
Просила взыскать с
ответчика расходы по проезду к месту лечения и обратно в сумме 7 229 руб..
Суд, рассмотрев дело
по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе представитель Областного государственного казенного учреждения
социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами
реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без
определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске» не соглашается с
решением суда, просит его отменить. Указывает, что суд неправильно применил
нормы материального права, поскольку действующим законодательством установлен
специальный порядок предоставления детям-инвалидам и лицам их сопровождающим
такой льготы, как бесплатный проезд к месту лечения и обратно.
В частности, компенсация расходов, понесенных указанными лицами на проезд к
месту лечения и обратно, законом не предусмотрена. Основанием для получения
специальных талонов на приобретение бесплатных билетов к месту лечения и
обратно является направление на лечение в медицинское
учреждение, включенное в Перечень федеральных специализированных медицинских
учреждений, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 872,
и талон № 2 установленной формы, которые
заполняются и выдаются Министерством здравоохранения Ульяновской области. За
специальными талонами на приобретение бесплатных проездных билетов к месту лечения
и обратно Талахова Е.А. в ОГКУСО
«ЦОГТСР» не обращалась.
Дело рассмотрено в
отсутствие представителей третьих лиц Министерства здравоохранения Ульяновской
области, ФКУ ГБ МСЭ по Ульяновской области, Главного управления труда,
занятости и социального благополучия Ульяновской области, извещенных о месте и
времени судебного заседания надлежащим образом.
В возражениях на
апелляционную жалобу Талахова Е.А., полагая решение суда законным и
обоснованным, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с
ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела
следует, что Т*** Е*** М***, ***2012
года рождения, является ребенком-инвалидом.
В соответствии со статьей 39
Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях,
предусмотренных законом.
Согласно ст.10 Федерального
закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных
мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным
перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и
услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьей 13
указанного закона оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам
осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством
субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ
бесплатной медицинской помощи.
Федеральный перечень
реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг,
предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Правовые и
организационные основы оказания государственной социальной помощи, в том числе
в виде предоставления гражданам набора социальных услуг, закреплены Федеральным
законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее –
Федеральный закон № 178-ФЗ). Согласно п.2 ч.1 ст. 6.2 Федерального закона
№178-ФЗ в состав предоставляемого детям-инвалидам набора социальных услуг
включается бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и
обратно.
В соответствии с
частью 5 статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ установление порядка
предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора
социальных услуг отнесено к ведению Федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое
регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328
утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям
граждан (далее – Порядок), регламентирующий, в том числе, организацию перевозки
граждан к месту лечения и обратно. Согласно пункту 1.2 Порядка его действие в
части получения бесплатного проезда на
междугородном транспорте (в том числе, железнодорожном транспорте) к месту
лечения и обратно, распространяется на лиц, сопровождающих детей-инвалидов.
В соответствии с
пунктом 5 Порядка направления граждан органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии
медицинских показаний, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и
социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 № 617, при наличии у
гражданина медицинских показаний орган исполнительной власти субъекта РФ в
сфере здравоохранения оформляет и выдает гражданину направление на лечение в медицинское учреждение, а также заполняет
талон № 2 на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для
получения медицинской помощи, содержащий сведения о лице, направляемом на
лечение, и о сопровождающем его лице.
Талон № 2
предоставляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального
страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами
(именными направлениями).
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 утверждены Правила
финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной
социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила).
Согласно п.4 Правил
финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг,
осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на
соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации.
Подпунктом «б»
пункта 11 Правил предусмотрено, что средства на проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются транспортным организациям на оплату
расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно
при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном
Министерством здравоохранения и социального развития РФ, в том числе,
междугородным железнодорожным транспортом.
Порядок
предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения бесплатного
проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно
в Ульяновской области регулируется Постановлением Правительства Ульяновской области
от 19.12.2013 № 620-П (далее – Порядок Ульяновской области № 620-П).
Согласно пункту 4
Порядка Ульяновской области № 620-П предоставление социальных услуг в части
обеспечения бесплатного проезда гражданам на междугородном транспорте к месту лечения и обратно
осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых Ульяновским
областным государственным казенным учреждением, наделенным полномочиями по
организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением, функции и полномочия учредителя которого
осуществляет исполнительный орган государственной власти Ульяновской области,
уполномоченный в сфере социальной защиты населения, с организациями
транспортного обслуживания, осуществляющими регулярные междугородные
пассажирские перевозки, в порядке, установленном законодательством о размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд.
На основании
Постановления Правительства Ульяновской области от 18.05.2015 № 11/205-П и от
18.05.2015 № 11/204-П изменена организационная структура и полномочия ряда
исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, в частности,
образованы: Министерство здравоохранения Ульяновской области, наделенное
полномочиями в сфере управления здравоохранением, а также Главное управление
труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, являющееся
исполнительным органом в сфере социальной защиты населения и выступающее
учредителем ОГКУСО «ЦОГТСР».
Согласно п.2.3.2
Устава ОГКУСО «ЦОГТСР» указанное учреждение осуществляет выдачу специальных
талонов на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и
обратно по направлениям (талон №2), выданным исполнительным органом
государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере
здравоохранения.
Таким образом,
согласно установленному вышеуказанными нормативно-правовыми актами порядку
предоставления социальной помощи в виде бесплатного проезда к
месту лечения и обратно
детей-инвалидов и сопровождающих их лиц выплата компенсации стоимости проездных
билетов в случае приобретения их гражданами за счет собственных денежных
средств не предусмотрена. Предоставление данного вида социальной помощи в
Ульяновской области при наличии медицинских показаний осуществляется путем
выдачи Министерством здравоохранения Ульяновской области направления на лечение
в медицинское учреждение и талона № 2, который подлежит замене на специальные
талоны (именные направления) в ОГКУСО «ЦОГТСР» (п. 8 Порядка Ульяновской
области №620-П), являющиеся основанием для предоставления бесплатного проезда
на железнодорожном транспорте.
С 18.01.2016 по
19.01.2016 Т*** Е.М. находилась на
контрольном амбулаторном обследовании и лечении в хирургическом
отделении № 2 ФГБУ «Федеральный научный
центр трансплантологии и искусственных
органов» им. В.И.Шумакова».
28.12.2015 Министерством здравоохранения Российской
Федерации истце был выдан Талон № 2 на бесплатный проезд к месту лечения и
обратно со сроком с 12.01.2016 по 12.03.2016 по маршруту
Ульяновск-Москва-Ульяновск.
28.12.2015 истица
обратилась с заявлением к директору
УОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного
места жительства и занятий в городе Ульяновске» о предоставлении ей специальных
талонов.
Однако
в выдаче талонов для бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и
обратно истице было отказано, так как
выдача специальных талонов на 2016 год возможна только в 2016 году в рамках
заключённого государственного контракта.
В связи с отказом в
выдаче специальных талонов истица самостоятельно приобрела билеты на проезд к
месту лечения и обратно, затратив в общей сему 7 229 руб.
Согласно сообщению ответчика,
государственные контракты в 2016 году были
заключены только 29.01.2015 и 26.01.2016.
Правильно установив
юридически значимые обстоятельства и дав им верную правовую оценку, суд
обоснованно пришел к выводу о том, что Талаховой Е.А. незаконно отказано в
выдаче специальных талонов на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.
Соответственно понесенные истицей расходы на приобретение проездных билетов
подлежат возмещению за счет ответчика - УОГКУСО
«Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного
места жительства и занятий в городе Ульяновске».
Доводы апелляционной
жалобы в части того, что суд неверно применил нормы материального права,
взыскав с УОГКУСО «Центр обеспечения граждан техническими средствами
реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без
определенного места жительства и занятий в городе Ульяновске» компенсацию за
приобретение проездных билетов, в то время как данная компенсация законом не
предусмотрена, являются несостоятельными и основанными на неверной оценке
установленных по делу доказательств.
Поскольку малолетняя Т*** Е.М., являясь
ребенком-инвалидом, и ее мама – Талахова
Е.А. имеют право на бесплатный проезд к месту лечения и обратно, истице в
установленном законом порядке
Министерством здравоохранения Ульяновской области был выдан талон № 2 на
получение специальных талонов на проезд в медицинское учреждение ФГБУ «ФНЦТИО
им. ак.В.И.Шумакова», она своевременно
обратилась к ответчику за выдачей указанных талонов, однако ей в этом было
отказано, в связи с отсутствием заключенного государственного контракта
перевозчиком на 2016 год. Учитывая то,
что единственной причиной отказа в выдаче истице специальных талонов на
бесплатный проезд явилось несвоевременное заключение контракта, обязанность по
возмещению понесенных истицей расходов должна быть возложена на ответчика.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные ОГКУСО
«ЦОГТСР» в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь
отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 01 апреля 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Областного государственного казенного учреждения социального
обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места
жительства и занятий в г. Ульяновске» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: