Судебный акт
О возмещении морального и материального вреда, причиненного смертью военнослужащего
Документ от 14.06.2016, опубликован на сайте 28.06.2016 под номером 59707, 2-я гражданская, о возмещении убытков и компенсации морального вреда,, решение (осн. требов.) отменено в части с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Орлова С.Н.                                                                          Дело № 33-2605/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                14  июня   2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В.,  Казаковой М.В.

с участием прокурора Колгановой Е.А.

при секретаре  Дубровиной Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства обороны Российской Федерации и апелляционному представлению прокурора города Димитровграда Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 29 февраля 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Фоминой Н*** П*** удовлетворить частично.

Взыскать  с Министерства обороны Российской Федерации в пользу Фоминой Н*** П*** компенсацию морального вреда в сумме 1000000 руб., в возмещение убытков  19288  руб., всего взыскать 1 019 288 ( один миллион  девятнадцать тысяч двести восемьдесят восемь) руб.

В остальной части в удовлетворении иска  Фоминой Н*** П*** к  Министерству обороны Российской Федерации, войсковой  части 41659 Министерства обороны РФ,  ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Алтайскому краю и р. Алтай» , ФКУ «Военный     комиссариат Ульяновской области и отделу ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» в г.Димитровграде, Мелекесском и Новомалыклинском районе о  компенсации морального вреда  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя истца Фоминой Н.П. Прокопенко В.Г., поддержавшего доводы апелляционного представления прокурора, возражавшего против доводов  апелляционной жалобы, мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение подлежащим изменению в части размера  взысканной компенсации морального вреда,  возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Фомина Н.П. обратилась в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, войсковой  части 41659 Министерства обороны РФ, Федеральному казенному учреждению «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны РФ по Алтайскому краю  и р. Алтай»,  Федеральному   казенному   учреждению «Военный  комиссариат Ульяновской области» и отделу Федерального   казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» по г. Димитровград, Мелекесскому и Новомалыклинскому районам о возмещении убытков и компенсации морального вреда.

В обоснование иска указано, что истица  является матерью Ф*** К.В., *** года рождения, проходившего срочную военную службу по призыву в войсковой части 41 659 Министерства обороны РФ в должности *** *** на территории войсковой части  при исполнении обязанностей военной службы  в результате наезда БМП ее сын погиб.

Постановлением о прекращении уголовного дела от 15.06.2015 военнослужащий срочной военной службы  С*** И.Г. признан виновным в нарушении правил вождения  боевых машин, повлекшим по неосторожности смерть  Ф*** К.В.,  то есть в совершении воинского преступления, предусмотренного ч.2 ст. 350 УК РФ. В связи с принятием акта об амнистии С*** И.Г.  был освобожден от уголовной ответственности с прекращением уголовного дела по п.3  ч.1 ст. 27 УПК РФ. Приказом командира  войсковой части 41657 от 10.04.2015 № 678  в смерти Ф*** К.В. также признаны виновными и должностные лица войсковой части. Таким образом, вред  сыну истицы причинен источником повышенной опасности и в результате незаконных действий должностных лиц войсковой части. В действиях ее сына отсутствует грубая неосторожность.

На похороны сына Фоминой Н.П.  затрачено 19 288 руб., в том числе на проведение поминального обеда - 16 214,80 руб., на венок и платки - 2 160 руб., на  туалетное мыло - 913,20 руб. Эти убытки в соответствии со ст. 15 ГК РФ подлежат возмещению  ответчиками.

Смерть единственного сына в мирное время в результате преступных действий военнослужащих, а также грубых нарушений, допущенных  должностными лицами, причинила истице физические и глубокие нравственные страдания. Она в преклонном возрасте осталась без сына, потеряла сон, живет  в страхе, понесла невосполнимую утрату.

Просила взыскать с ответчиков солидарно  компенсацию морального вреда в сумме 3 000 000 руб., в возмещение убытков  19288 руб.

 

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд  принял приведенное выше решение.

 

В апелляционном представлении прокурор города Димитровграда Ульяновской области не соглашается с решение суда и просит его изменить, при этом указывает, что суд первой инстанции необоснованно, без учета требований разумности и справедливости, определил размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца в размере 1 000 000 руб. Судом не был учтен характер причиненных истцу нравственных страданий, отсутствие со стороны ответчика каких-либо действий, направленных на компенсацию причиненных истцу страданий. В связи с чем, по мнению прокурора, судом необоснованно занижен размер компенсации морального вреда

В апелляционной жалобе Министерство обороны РФ не соглашается с решением суда и просит его отменить и вынести по делу новое решение. В обоснование жалобы указано, что судом, при вынесении решения, необоснованно была применена ст.1068 ГПК РФ, так как вина должностных лиц Министерства обороны РФ, руководителей (начальников) воинской части, в которой проходил службу Фомин К.В., в происшедшем не доказана. При этом автор жалобы не согласен  с оценкой доказательств, сделанной судом.

Как указывает Министерства обороны РФ в своей жалобе, истцом ранее была получены сумма страхового возмещения, а также сумма единовременного пособия, специально предусмотренные на случай смерти военнослужащего при исполнении им своих должностных обязанностей.

Страховое обеспечение входит в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред.

Таким образом, по мнению Министерства обороны РФ, страховое возмещение и единовременное пособие по своей конституционно-правовой природе призваны в полной мере возместить не только материальный вред, но и компенсировать моральный вред

В связи с чем, предъявляя требования о компенсации морального вреда к Министерству обороны РФ, истец претендует на двойное возмещение вреда, которое действующим законодательством РФ не предусмотрено

Также Министерство обороны РФ не соглашается с размером взысканной компенсации морального вреда и полагает размер компенсации морального вреда в размере 1 000 000 рублей необоснованно завышенным и подлежащим снижению до разумных пределов.

Дело рассмотрено в отсутствии истицы Фоминой Н.П., представителей ответчиков Министерства обороны РФ, войсковой части № 41659, ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области», ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства  обороны РФ по Алтайскому краю и р.Алтай», третьего лица Трофимова В.А., извещенных о месте и времени судебного заседания своевременно и надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Фомина Н.П. является матерью Ф*** К*** В***, *** года рождения.

15 мая 2014 года Ф*** К.В. был призван на срочную военную службу. Службу проходил в войсковой части 41 659 Министерства обороны РФ, расположенной в г.Алейск  Алтайского края, в должности ***,  в  списки личного состава  части зачислен 20 мая 2014 года.

*** в период с 16:30 до 18:30 на территории войсковой части рядовые Ф***, С***, Г*** и Г*** под руководством командира  *** Т*** выполняли работы по запуску двигателя  БМП-1  с бортовым номером *** под управлением Г*** путем ее буксирования тросом технически исправным БМП-1 с бортовым номером *** под управлением С***.  Для осуществлении сцепки тросом  С*** под руководством Т*** осуществил сближение управляемой БМП к буксируемой  БМП, с нарушением правил вождения боевых машин, механик-водитель  С*** не перевел рычаг переключения передач в нейтральное положения из положения для движения задним ходом, двигатель не заглушил, а продолжил удерживать автомобиль в неподвижном состоянии путем  одновременного нажатия на педали управления главным фрикционом и остановочным тормозами. Ф*** без команды,  желая приступить  к сцепке  машин, приблизился  к кормовой части неподвижно  стоящей БМП 533.  При этом  С*** отпустил педали управления БМП ***, чем привел машину в  бесконтрольное движение назад, допустил наезд кормовой частью автомобиля на рядового Ф***, находившегося между машинами. Вследствие чего Ф*** К.В. скончался.

По факту гибели Ф*** К.В. военным следственным отделом Следственного комитета РФ по Барнаульскому гарнизону ЦВО  было возбуждено уголовное дело  № ***  в отношении  С***  И.Г. по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст. 350 УК РФ.

Постановлением старшего следователя- криминалиста военного следственного отдела Следственного комитета РФ по Барнаульскому гарнизону ЦВО  от 15 июня 2015 года  производство по уголовному делу в отношении С*** И.Г.  прекращено по п.3  ч.1 ст. 27 УК РФ вследствие принятия акта об амнистии.

Таким образом, смерть военнослужащего срочной службы Ф*** К.В. наступила при исполнении им обязанностей военной службы.

Разрешая спор по существу. Суд первой инстанции исходил из того, что  владельцем источников повышенной опасности  автомобилей БМП *** и БМП *** является войсковая часть 41659 Министерства обороны РФ.

Ссылаясь на положения статей 10798, 1100 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с Министерства обороны РФ, как с главного распорядителя бюджетных средств, в пользу истицы компенсации морального вреда в размере 1 000 000 руб. и материального вреда – 19 288 руб.

Судебная коллегия  полагает, что  приведенные выводы суда первой инстанции основаны на неправильном применении и толковании норм материального и процессуального права, регулирующих спорные правоотношения, что в соответствии со ст.330 ГПК РФ является основанием к отмене судебного решения в данной части.

Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» на военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 26.12.2002 № 17-П, по смыслу статей 37 (часть1) и 59 Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 32 (часть 4), 71 (пункт «м»), 72 (пункт «б» части1) и 114 (пункты «д», «е»), военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государств, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обуславливается их правовой статус, а также  содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.

Обязанности, возлагаемые на лиц, несущих военную службу, предполагают необходимость выполнения ими поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья, что - в силу статей 1 (часть1), 2, 7, 37 (части 1 и 3), 39 9части 1 и 2), 41 (часть1), 45 (часть1), 59 и 71 (пункты «в», «м») Конституции РФ  влечет обязанность государства гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда жизни или здоровью при прохождении службы.

Реализуя данную конституционную обязанность государства, федеральный законодатель установил  для военнослужащих обязательное государственное страхование жизни и здоровья, определив в Федеральном законе от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и  начальствующего состава органов внутренних дел Российской федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом  наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и сотрудников федеральных органов налоговой полиции» условия и порядок его осуществления.

Обязательное государственное страхование жизни и здоровья военнослужащих, установленное в целях защиты их социальных интересов и интересов государства (пункт 1 статьи 969 ГК РФ), является одной из форм исполнения государством обязанности возместить ущерб, который может быть  причинен жизни или здоровью этих лиц при прохождении ими службы. Следовательно, в конституционно-правовом смысле страховое обеспечение, полагающееся военнослужащим и приравненным к ним лицам в соответствии с  Федеральным законом от 28.03.1998 № 52-ФЗ – наряду с иными выплатами, которые в целях возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, могут быть установлены им на основании других законов, - входит  в гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия  изменения их материального и (или) социального статуса вследствие наступления страховых случаев, включая причиненный материальный и моральный вред.

Данный механизм возмещения вреда, предусмотренный специальным законодательством, применяется и в отношении членов семьи военнослужащего в случае его гибели (смерти), наступившей при исполнении обязанностей военной службы, либо смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной  службы, которым как выгодоприобретателям выплачиваются соответствующие страховые суммы (пункт 2 статьи 5 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ)

Кроме того, к числу способов возмещения вреда, понесенного членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего, проходившего срочную военную службу  относится выплата им в равных долях единовременного пособия , предусмотренного частью 8 статьи 3 Федерального закона от 07.11.2011 № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», которое также входит в  гарантированный государством объем возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения их материального и (или) социального статуса, включая причиненный материальный и моральный вред.

Поскольку военнослужащий Ф*** К.В.  погиб *** в период прохождения срочной военной службы и при исполнении им своих должностных обязанностей, в соответствии с требованиями Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ, договором страхования 15 WS 0004 от 12.01.2015,  и Федерального закона от 07.11.2011 № 306 ФЗ родителям погибшего Фоминой Н.П. и Фомину В.М. была произведена страховая выплата в размере  1 168 676,25 руб. каждому и выплата единовременного пособия в размере 1 753 014,37 руб. каждому. Общая   сумма выплат составила 5 843 381, 24 руб.

Данный факт сторонами не оспаривается.

Таким образом, Фоминой Н.П. было обеспечено получение гарантированного государством объема возмещения вреда, призванного компенсировать последствия изменения ее материального и (или) социального статуса вследствие наступления страхового случая, включая причиненный материальный и моральный вред.

Между тем, в соответствии со ст.1084 ГК РФ вред, причиненный жизни или здоровью гражданина при исполнении договорных обязательств, а также при исполнении обязанностей военной службы, службы в милиции и других соответствующих обязанностей возмещается по правилам, предусмотренным главой 59 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом или договором не предусмотрен более высокий размер ответственности.

Из приведенной нормы во взаимосвязи  с иными нормами главы 59 ГК РФ, в том числе статьи 1064 ГК РФ, устанавливающей общие основания ответственности за причинение вреда, и статьи 1069 ГК РФ, в силу которой вред, причиненный незаконными дей1ствиями (бездействием) государственных органов либо их должностных лиц, подлежит возмещению за счет соответствующей казны, следует, что обязанность по возмещению вреда  жизни или здоровью военнослужащих и приравненных к ним  лиц в порядке славы 59 ГК РФ возникает в случае установления вины       государственных органов или их должностных лиц в  причинении данного вреда.

Возможность возмещения вреда на основании главы 59 ГК РФ исключается, если не представляется возможным установить непосредственного причинителя вреда и его вину.

Как следует из представленных доказательств, непосредственным причинителем вреда, виновным в смерти Ф*** К.В. являлся военнослужащий срочной службы С*** И.Г., управлявший БМП ***.

С*** И.Г.   состоял на срочной военной службе с  16.05.2014, службу проходил в войсковой части 41 659 г.Алейска в должности *** т.е. должностным лицом не являлся.

Из представленной копии свидетельства о смерти следует, что С*** И.Г. умер 09.11.2015 года.

Установленные же заключением  по материалам административного расследования, проведенного по факту гибели Ф*** К.В. войсковой части,  допущенные  должностными лицами войсковой части нарушения не состоят в прямой причинно следственной связи с гибелью военнослужащего.

При таких обстоятельствах правовых оснований для возложения на Министерство обороны РФ обязанности по возмещению истице материального и морального вреда, причиненного смертью сына, не имеется.

Соответственно решение суда в части взыскания с Министерства обороны РФ  компенсации морального и материального вреда подлежит отмене. В данной части судебная коллегия принимает новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Фоминой Н.П. к Министерству обороны РФ о возмещении материального и морального вреда, причиненного в результате гибели военнослужащего срочной службы при исполнении обязанностей военной службы, следует отказать.

Поскольку судебной коллегию установлено, что исковые требования Фоминой Н.П. в том числе и в части компенсации морального вреда  не подлежат удовлетворению, доводы апелляционного представления прокурора о том, что размер компенсации морального вреда, взысканный в пользу истицы является заниженным, не состоятельны.

Поскольку Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю  и р. Алтай»  не является главным  распорядителем средств федерального бюджета по ведомственной принадлежности, войсковая часть 41659 не обладает статусом юридического лица, должностные ФКУ «Военный  комиссариат Ульяновской области» и отдел Федерального   казенного  учреждения  «Военный комиссариат Ульяновской области» в г.Димитровграде, Мелекесском и Новомалыклинском отношения к случившемуся не имеют, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований Фоминой Н.П. к данным ответчикам.

Решение суда в данной части не оспаривается.

Руководствуясь ст. 328  Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 29 февраля 2016 года в части  удовлетворения исковых требований Фоминой Надежды Петровны  к Министерству обороны РФ о взыскании материального и морального вреда отменить.

Принять в данной части новое решение.

В удовлетворении исковых требований Фоминой Н*** П***  к Министерству обороны РФ о взыскании компенсации морального вреда в размере 3 000 000 руб., материального ущерба в размере 19 288 руб. отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Димитровграда Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: