Судебный акт
О возложении обязанности по реализации прав инвалидов
Документ от 07.06.2016, опубликован на сайте 20.06.2016 под номером 59661, 2-я гражданская, Обязать администрацию МО "Тереньгульский район" и департамента Главного управления труда,занятости и социального благополучия Ульяновской области по Тереньгульскому району оборудовать лестницу, ведущую ко входу в здание, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сизова Г.М.                                                           Дело № 33-2792/2016 г.

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                07 июня 2016 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Нефедова О.Н.,

судей Тютькиной З.А. и Бабойдо И.А.,

при секретаре Шумеевой Е.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения в р.п. Кузоватово на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 12 апреля 2016 года, которым постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора Тереньгульского района в интересах неопределенного круга лиц о возложении обязанности по реализации прав инвалидов удовлетворить.

Обязать администрацию МО «Тереньгульский район» и Ульяновское областное государственное  казенное учреждение  социальной защиты  населения р.п.Кузоватово  в срок до 01.09.2016 оборудовать лестницу, ведущую ко входу в здание, расположенное по адресу: р.п.Тереньга, ул.Ульяновская, д.26, пандусом в соответствии с требованиями п.п.4.1.11, 4.1.14,  4.1.15, 4.1.16 Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного   приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 605.

 

Заслушав доклад судьи Тютькиной З.А., объяснения представителя Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения в р.п. Кузоватово – Ананичевой В.И., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Тереньгульского района Ульяновской области обратился в суд    с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в интересах неопределенного круга лиц к  администрации МО «Тереньгульский  район», Департаменту Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по Тереньгульскому району, Ульяновскому  областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения в р.п.Кузоватово о возложении обязанности по реализации прав инвалидов.

В обоснование  искового заявления  указал, что прокуратурой Тереньгульского района проведена проверка исполнения  законодательства о социальной защите инвалидов при обеспечении беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.

В ходе проверки прокуратурой района установлено, что крыльцо (лестница) в  здание, расположенное по адресу: р.п.Тереньга, ул.Ульяновская, д.26, не оборудовано пандусом в соответствии с требованиями п.п.4.1.11, 4.1.14,  4.1.15, 4.1.16 Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 605. Таким образом, не исполняются требования ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», поскольку не обеспечено право инвалидов-колясочников, в том числе детей-инвалидов, на беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры.

В данном здании расположены Отдел ЗАГС администрации МО «Тереньгульский район» и Департамент Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по Тереньгульскому району.

Прокурор просил обязать администрацию МО «Тереньгульский район» и Ульяновское  областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения  в р.п.Кузоватово оборудовать лестницу, ведущую ко входу в здание, расположенное по адресу: р.п.Тереньга, ул.Ульяновская, д.26, пандусом в соответствии с требованиями п.п.4.1.11, 4.1.14,  4.1.15, 4.1.16 Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного   приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 605.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения в р.п. Кузоватово просит решение отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что согласно договору №10 от 01.08.2014 часть спорного здания передана УОГКУСЗН в р.п.Кузоватово в безвозмездное пользование, собственником же здания является Муниципальное учреждение «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области. В решении суда указано, что данный договор является бессрочным, однако действие договора распространяется до 27 июня 2019 года, следовательно, срок владения и пользования этим имуществом с согласия его собственника определен.

В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 13 мая 2010 г. № 689-О-О, обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Именно собственник несет бремя финансовых расходов по поддержанию принадлежащего ему имущества в надлежащем состоянии.

Согласно договору о передаче муниципального недвижимого имущества в безвозмездное пользование УОГКУСЗН в р.п.Кузоватово обязано производить за свой счет лишь текущий ремонт арендуемого помещения.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Тереньгульского района Ульяновской области просит решение оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Представители администрации  МО «Тереньгульский район», Департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по Тереньгульскому району в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу положений ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Согласно статьям 12, 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

В силу части 1 статьи 15 названного Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

Руководствуясь приведенными выше положениями действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Ульяновское  областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения в р.п.Кузоватово является объектом социальной инфраструктуры, в котором должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа в него инвалидов.

Как видно из материалов дела, здание, расположенное по адресу: Ульяновская область, р.п.Тереньга, ул.Ульяновская, д.26, используется администрацией МО «Тереньгульский район» и Департаментом Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по Тереньгульскому району, так как в нем располагаются отдел ЗАГСа администрации МО «Тереньгульский район» и подразделение  Ульяновского областного государственного  казенного учреждения  социальной защиты  населения р.п.Кузоватово.

В ходе проверки прокуратурой района установлено, что крыльцо (лестница) вышеуказанного  здания не оборудовано пандусом в соответствии с требованиями п.п.4.1.11, 4.1.14,  4.1.15, 4.1.16 Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденного   приказом Министерства регионального развития РФ от 27 декабря 2011 г. № 605. В частности поверхность имеющегося пандуса на лестнице не имеет покрытия, предотвращающего скольжение, пандус не оборудован двухсторонними поручнями, уклон пандуса не отвечает требованиям СНиП. Поверхность пандуса не маркирована  цветом или текстурой, контрастной относительно прилегающей поверхности.

Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что указанные обстоятельства являются нарушением требований Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», и возложил на фактических пользователей здания – Ульяновское областное государственное  казенное учреждение  социальной защиты  населения р.п.Кузоватово и  администрацию МО «Тереньгульский район» обязанность устранить нарушения требований Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» оборудования крыльца (лестницы), ведущего в помещения ЗАГСа администрации МО «Тереньгульский район» и Ульяновского областного государственного  казенного учреждения  социальной защиты  населения р.п.Кузоватово, в целях обеспечения возможности беспрепятственного доступа в них инвалидов.

Доводы жалобы о том, что Ульяновское областное государственное  казенное учреждение социальной защиты населения р.п. Кузоватово не является собственником здания, расположенного по адресу: Ульяновская область,                          р.п. Тереньга, ул.Ульяновская, д.26, а потому не может нести бремя его содержания, были предметом проверки суда первой инстанции и обоснованно признаны несостоятельными, поскольку именно УОГКУСЗН использует здание по указанному адресу для оказания гражданам, в том числе инвалидам, государственных услуг.

Кроме того, в силу  части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения возлагается не только на Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, но и организации независимо от организационно-правовых форм.

Вопреки доводам апелляционной жалобы срок действия договора безвозмездного пользования имуществом правового значения в рассматриваемом споре не имеет.

Обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем доводам жалобы судом дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену судебного постановления, не установлено.

В этой связи решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 12 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Ульяновского областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения в р.п.Кузоватово – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                            

 

Судьи