Судебный акт
О предоставлении жилья
Документ от 07.06.2016, опубликован на сайте 17.06.2016 под номером 59608, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в интересах Просвирнина А.Ю., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Токунов Д.В.                                                                             Дело № 33-2878/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                            07 июня 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Казаковой М.В.

с участием прокурора Сальникова А.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 29 марта 2016 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Просвирнина А*** Ю*** жилым помещением на основании договора найма специализированного жилого помещения по месту выявления и первичного устройства под опеку (попечительство) в г.Инза Ульяновской области.

Правительство Ульяновской области, орган опеки и попечительства администрации МО «Инзенский район» от гражданско-правовой ответственности освободить.

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., заключение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Инзенского района Ульяновской области, действуя в интересах Просвирнина А.Ю. обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, Отделу опеки и попечительства Управления образования Администрации муниципального образования «Инзенский район» о признании незаконным бездействие, выразившееся в несвоевременном обеспечении специализированным благоустроенным жилым помещением, возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения в г.Инза.

В обоснование иска указал, что Просвирнин А. Ю., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Родители Просвирнина А.Ю. – П*** Ю.А. и С.Г. решением Инзенского районного суда от *** года лишены родительских прав. В настоящее время Просвирнин А.Ю. в связи с обучением в Ульяновском строительном колледже временно зарегистрирован по адресу: Ульяновская область, г.Н***. Данное жилое помещение ему не принадлежит.

Согласно информации, поступившей из Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области, за Просвирниным А.Ю. право собственности не зарегистрировано. Согласно справке Инзенского филиала ОГУП БТИ у Просвирнина А.Ю. в совместной собственности имеется квартира по адресу: Ульяновская область, г.Инза, ул.М*** Данное жилое помещение было закреплено за несовершеннолетним Просвирниным А.Ю. постановлением главы Инзенского района от ***2003 года № ***. Вместе с тем, согласно решению комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении от ***2014 года установлен факт невозможности проживания Просвирнина А.Ю. в данной квартире.

С учетом уточненных исковых требований просил обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Просвирнина А.Ю., *** года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г. Инза.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что жилое помещение не представлено по причине отсутствия в специализированном государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает, что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Дополнительно указывает, что на основании постановления Правительства Ульяновской области от 14.10.2014 №466-П, Просвирнин А.Ю. может обратиться в Министерство с заявлением о назначении ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в размере 3000 рублей с приложением соответствующих документов.

В возражении на апелляционную жалобу прокурор Инзенского района Ульяновской области, считая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Из материалов дела следует, что Просвирнин А.Ю., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Родители истца П*** Ю.А. и П*** С.Г. лишены родительских прав решением Инзенского районного суда Ульяновской области от ***

На основании распоряжения главы Инзенского района Ульяновской области от ***2003 № *** истец помещен в детское государственное учреждение, за ним закреплено жилое помещение по адресу: г.Инза, ул.М***

Решением комиссии по установлению факта невозможности проживания детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении от ***2014 установлен факт невозможности проживания Просвирнина А.Ю. в указанной квартире.

Согласно справкам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, ОГУП «Бюро технической инвентаризации» Просвирнин А.Ю. собственником объектов недвижимости не является, в роли нанимателя жилых помещений по договорам социального найма или члена семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма не выступала.

***.2014 Просвирнин А.Ю. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.

Поскольку жилое помещение Просвирнину А.Ю. не предоставлено, прокурор, действуя в ее интересах, обратился в суд с вышеуказанным иском.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обеспечение Просвирнина А.Ю. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения должно осуществляться независимо от времени постановки на очередь.

С выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 №15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Ссылка в жалобе на наличие у истца права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения не влияет на законность принятого судом решения.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 29 марта 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий                                               

 

Судьи: