Судебный акт
Взыскание пособия по беременности и родам
Документ от 07.06.2016, опубликован на сайте 28.06.2016 под номером 59536, 2-я гражданская, о взыскании денежных средств, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тураева Т.Е.                                                                  Дело № 33-2802/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город  Ульяновск                                                                                 07 июня 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

при секретаре  Дубровиной Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11 марта 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Хусаиновой Ч*** З*** к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации удовлетворить.

Взыскать с Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Хусаиновой Ч*** З*** пособие по беременности и родам  в размере 27 455,35 руб.

В удовлетворении требований к Андрееву В*** Л***, Главному управлению труда, занятости и социального благополучия  Ульяновской области  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения представителя истца Хусаиновой Чулпан Заудатовны Емельяненковой Л.В., возражавшей против доводов жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Хусаинова Ч.З. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Андрееву В.Л., Главному управлению труда, занятости и социального благополучия  Ульяновской области  об обязании  произвести расчет и выплату  пособия по беременности и родам.

В обоснование требований указано, что Хусаинова Ч.З. работала у ИП Андреева В.Л. *** с *** по *** и была уволена в связи с прекращением деятельности индивидуальным  предпринимателем. О предстоящем увольнении истица была уведомлена работодателем 28.09.2015.

02.07.2015 она встала на учет в ГУЗ «Городская поликлиника № 4» с диагнозом  «беременность 9 недель». 25.11.2015 Хусаиновой Ч.З.  был выдан лист нетрудоспособности, согласно которому она должна приступить к работе 13.04.2016. Данный больничный  лист истица  предъявила работодателю. ИП Андреев В.Л. его принял. В день увольнения - 30.11.2015 истицу ознакомили с приказом об увольнении,  выдали трудовую книжку и расчет в сумме 19 139,22 руб., а также работодатель вернул  листок нетрудоспособности и сказал, что в связи с прекращением им деятельности индивидуального предпринимателя, она  должна предъявить его в  УРО  ФСС РФ.

Хусаинова Ч.З. обратилась в Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, однако ей отказали в приеме листа нетрудоспособности и выплате денежных средств по больничному листу, мотивировав это тем, что выплаты пособия по беременности и родам производит  работодатель.

Просит обязать ГУ УРО ФСС РФ произвести расчет пособия по временной нетрудоспособности Хусаиновой Ч.З. за период с 25.11.2015 по 13.04.2015, взыскать с ГУ УРО ФСС РФ в свою пользу пособие по временной нетрудоспособности за период 25.11.2015 по 13.04.2016.

 

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе ГУ УРО ФСС РФ не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение.

Жалоба мотивирована тем, что решение было принято судом с нарушением норм материального права, выразившегося в применении закона, неподлежащего применению, и в его неправильном толковании.

В силу ст.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» застрахованными являются лица работающие по трудовым договорам, однако истица Хусаинова Ч.З. не является лицом работающим по трудовому договору, так как 30.112015 была уволена. За назначением и выплатой  указанного пособия  Хусаинова Ч.З. обратилась только 03.02.2016, т.е. являлась неработающей.  Соответственно на момент обращения в ГУ – УРО ФСС РФ  Хусаинова Ч.З. является лицом, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.12.2009г. № 1012н «Об утверждении порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей».

Согласно пункту 15 Порядка женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, пособие по беременности и родам назначается и выплачивается органами социальной защиты населения по месту  жительства. Соответственно пособие по беременности и родам Хусаиновой Ч.З. должно быть назначено и выплачено органом социальной защиты населения по месту жительства.

Оснований для назначения и выплаты оспариваемого пособия  ГУ – УРО ФСС по ч.4 ст.13 Закона РФ № 255-ФЗ не имеется.

Дело рассмотрено в отсутствие истица Хусаиновой Ч.З., представителей ответчиков ГУ – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования, Андреева В.Л., Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В силу положений ст. 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам.

Обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

Согласно ст. 4 указанного закона основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются в том числе: всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий; государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения  страховщика; государственное регулирование системы обязательного социального страхования; обеспечение надзора и общественного контроля.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и пунктом 10 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1994 N 101, выплата пособий по обязательному социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

Вместе с тем, согласно части 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ назначение и выплата пособий застрахованному лицу может быть произведена территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в случае: прекращения деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями и невозможности выплаты пособия страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации. В указанных случаях выплата пособий осуществляется территориальным органом Фонда по месту регистрации страхователя через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя.

Как следует из материалов дела, Хусаинова Ч.З. с ***  по *** работала у ИП Андреева В.Л. ***. 

Истица была уволена в связи с прекращением деятельности индивидуальным  предпринимателем. О предстоящем увольнении истица была письменно  уведомлена работодателем 28.09.2015.

02.07.2015 Хусаинова Ч.З. встала на учет в ГУЗ «Городская поликлиника № 4» с диагнозом  «беременность 9 недель». 25.11.2015 Хусаиновой Ч.З.  был выдан больничный лист на период с 25.11.2015 по  12.04.2016.  Данный больничный  лист истица  предъявила работодателю. ИП Андреев В.Л. его принял.

В день увольнения - 30.11.2015 Хусаинову Ч.З. ознакомили с приказом об увольнении,  выдали трудовую книжку и расчет в сумме 19 139,22 руб., а также работодатель вернул  листок нетрудоспособности без выплаты пособия.

Данные обстоятельства сторонами не оспаривались.

ИП Андреев В.Л. (ИНН ***) стоял на учете в ГУ-УРО ФСС РФ в качестве страхователя с 10.04.2014 до 04.12.2015  (регистрационный № 7324012129). По отчетности за 2015 год значится 10 человек,  из них 7 женщин. Начислений пособий по государственному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2015 году страхователь не производил.

Согласно ст. 15 Закона № 255-ФЗ страхователь назначает пособие по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособия день, установленный для выплаты заработной платы.

26.11.2015  в ЕГРИП внесена запись о прекращении Андреевым В.Л. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.

Факт ликвидации ИП Андреева В.Л. свидетельствует об отсутствии у истицы возможности получить предусмотренное законом пособие за счет средств работодателя, соответственно указанная обязанность возникает у ответчика ГУ УРО ФСС РФ.

Поскольку  страховой случай наступил до увольнения истицы, т.е. в период ее трудовых отношений  с ИП Андреевым В.Л., суд обоснованно пришел к выводу о том, что Хусаинова Ч.З. являлась застрахованным лицом по обязательному социальному страхованию и выплата пособия по беременности и родам должна была быть произведена за счет работодателя, а при невозможности  его выплаты работодателем, указанное пособие выплачивается региональным отделением Фонда социального страхования РФ.

Положения ч. 4 ст. 13 Федерального закона N 255-ФЗ определены законодателем как дополнительная мера социальной защиты работника как экономически более слабой стороны в трудовом правоотношении, от действий недобросовестного работодателя.

Реализация указанного права не может быть поставлена в зависимость исключительно от формального внесения сведений в соответствующий реестр о ликвидации индивидуального предпринимателя.

В соответствии с Письмом ФСС РФ от 07.03.2012 N 15-07-11/12-2451 "О выплате органами ФСС РФ пособий застрахованным гражданам, не получающим их по вине недобросовестных работодателей" в связи с участившимися случаями невыплаты пособий работодателями, при поступлении заявления от застрахованного лица за назначением и выплатой пособий в рамках части 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ, территориальные органы Фонда запрашивают в налоговых органах и кредитных организациях документы (сведения), подтверждающие наличие оснований, предусмотренных частью 4 статьи 13 Закона N 255-ФЗ. Если у застрахованного лица имеются документы, подтверждающие прекращение деятельности страхователем на день обращения застрахованного лица за пособиями либо невозможность выплаты пособий страхователем в связи с недостаточностью денежных средств на его счете в кредитной организации и применением очередности списания денежных средств со счета, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации, то это застрахованное лицо вправе представить такие документы (сведения) в территориальный орган Фонда по собственной инициативе для ускорения принятия решения о назначении и выплате застрахованному лицу соответствующего вида пособия.

Таким образом, дав верную правовую оценку представленным доказательствам и правильно применив нормы материального права, суд обоснованно пришел к выводу о том, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является ГУ – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования.

Доводы апелляционной жалобы о том, что выплата истице пособия  по беременности и родам должна быть произведена органом социальной защиты населения, поскольку на момент обращения за данным пособием 03.02.2016  истица не работала, т.е. не являлась застрахованной и действие закона РФ № 255-ФЗ  «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» на нее не распространяются основаны на неверной правовой оценке представленных доказательств и неправильном толковании закона, а потому основанием к отмене судебного решения не являются.

Расчет пособия в связи с наступлением  нетрудоспособности по беременности и родам производен судом исходя из минимального размера оплаты труда, поскольку  он является наиболее выгодным для истца, и составил в сумме  27 455,35 руб.  Расчет пособия ответчиком не оспаривается.

Исходя из вышеизложенного суд правомерно  взыскал с  ГУ – Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в пользу истицы Хусаиновой Ч.З. пособие по беременности и родам за период с 25.11.2015 по 12.04.2016 в размере 27 455,35 руб.

В остальной части доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам представителя ГУ – УРО ФСС РФ в суде первой инстанции, им в решении суда дана надлежащая правовая оценка, не соглашаться с которой у судебной коллегии оснований не имеется.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные ГУ УРО ФСС РФ в апелляционной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 11 марта 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.

 

,Председательствующий

 

Судьи: