Судебный акт
Обеспечение жильем детей сирот
Документ от 07.06.2016, опубликован на сайте 14.06.2016 под номером 59508, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору найма специал.помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Тураева Т.Е.                                                                  Дело № 33-2804/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 07 июня 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

с участием прокурора Сальникова А.А.

при секретаре  Дубровиной Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 21 марта 2016 года, по которому постановлено:

 

Иск  Прокурора  Ленинского района  г.Ульяновска, действующего в интересах Мосейкина Н*** В***,  к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Мосейкина Н*** В*** жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать  Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Мосейкина Н*** В*** специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения     в  муниципальном образовании «город Ульяновск»

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Мосейкина Н.В., его представителя Мосейкина С.В., возражавших против  доводов апелляционной жалобы, мнение прокурора  Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района города Ульяновска, действуя в интересах Мосейкина Н.В.,  обратился в суд с иском  к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указано, что Мосейкин Н.В., *** года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет закрепленного жилого помещения. Его мать В*** Т.П. умерла ***, отец М*** В.Н. решением Старомайнского районного суда Ульяновской области от ***.2003 был лишен родительских прав в отношении сына. До 2009 года  Мосейкин Н.В. являлся воспитанником ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Детский дом «Соловьиная роща».

Мосейкин Н.В. ***2014 включен в Список детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ему не предоставлено.

Просил суд признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Мосейкина Н.В. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Мосейкина Н.В.  специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на территории муниципального образования «город Ульяновск».

 

Суд  рассмотрев  по существу заявленные требования, постановил  приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение. При этом указывает, что Мосейкин Н.В. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако он не обеспечен жилым помещением из-за отсутствия в специализированном государственном жилищном фонде Ульяновской области квартир. При этом, он не имеет права на внеочередное обеспечение жилым помещением. В противном случае это приведет к нарушению прав иных лиц, имеющих те же права на обеспечение жилым помещением, что и истец.  Кроме того, Мосейкин Н.В. имеет право, обратиться в Министерство с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения

Дело рассмотрено в отсутствие  представителя  ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, представителей  третьих лиц Правительства Ульяновской области, Министерства образования Ульяновской области, Министерства здравоохранения Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Мосейкин Н*** В***, *** года рождения,  относится к числу  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Родители истца: мать – В*** Т.П. умерла ***,  отец М*** В.Н.  решением Старомайнского  районного суда Ульяновской области  от ***.2003 лишен родительских прав в отношении сына. Решением Заволжского районного суда города Ульяновска  от ***2008  М***. был признан  безвестно отсутствующим.

Постановлением Главы  Кузоватовского района  в 1999 году за Мосейкиным Н.В. закреплено жилое помещение  в с. П***

Постановлением Главы МО «Спешневское сельское поселение» Кузоватовского района Ульяновской области от  ***.2006 № ***  Мосейкин Н.В. поставлен  на учет для внеочередного выделения жилья при администрации МО «Спешневское сельское поселение».

На основании акта обследования помещения № 3 от ***.2011 жилого помещения  по адресу: ***,  межведомственной комиссией, назначенной Постановлением Главы администрации МО «Спешневское сельское поселение» № 19 от 16.03.2010   Постановлением от 05.05.2011 № 229, вынесено заключение, которым указанный дом признан не пригодным для проживания.

До 2009 года  Мосейкин Н.В. являлся воспитанником ОГКОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - Детский дом «Соловьиная роща».

Согласно сообщению  Главы администрации МО «Спешневское сельское поселение» Мосейкин Н.В. жилым помещением в МО «Спешневское сельское поселение» не обеспечивался.

Согласно сообщению Санкт-Петербургского государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Колледж судостроения и прикладных технологий» Мосейкин Н*** В***,  *** года рождения, являющийся лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, был зачислен на полное государственное обеспечение по месту учебы (***) с 23.04.11 (приказ № 66 от 21.04.11). В  соответствии с законодательством РФ  и Санкт-Петербурга имел право на дополнительные социальные гарантии. Согласно письма Комитета по образованию при правительстве Санкт-Петербурга № 01-16-176/1 1-00 от 25.01.11 взамен бесплатного горячего питания, одежды, обуви, других предметов вещевого довольствия ему выплачивалась денежная компенсация и социальная стипендия (приказ № 71 от 25.04.11) до окончании обучения. Он также обеспечивался бесплатным горячим обедом, в учебные дни и бесплатным проездным билетом на все виды городского транспорта. По имеющейся информации Мосейкин Н.М. на учёт как нуждающийся в жилплощади в  Санкт-Петербурге не вставал, постоянной регистрации в Санкт-Петербурге не имел.

В настоящее время Мосейкин Н.В. имеет регистрацию по адресу: ***.

Мосейкин Н.В. ***2014 включен в Список детей-сирот и детей,
оставшихся
без попечения родителей из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено.

По сведениям УОГУП БТИ и Управления Росреестра по Ульяновской области  Мосейкин Н.В. жилых помещений в собственности и по договору социального найма  не имеет.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Мосейкин Н.В. не обеспечен жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Ленинского района в интересах Мосейкина Н.В. подлежат удовлетворению, мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Право истца на компенсацию расходов за поднаем жилья в размере 3000 руб. в месяц, не лишает его права на обеспечение жильем по договору найма специализированного жилого помещения в установленном законом порядке.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 21 марта 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: