Судебный акт
Освобождение от исполнительского сбора
Документ от 31.05.2016, опубликован на сайте 07.06.2016 под номером 59416, 2-я гражданская, об освобождении от взыскания исполнительского сбора, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Колбинова Н.А.                                                               Дело № 33-2494/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                     31 мая  2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Трифоновой Т.П.,

судей Васильевой Е.В. и Тютькиной З.А.,

при секретаре Лавренко Ю.Ю.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании  дело по апелляционной жалобе Управления федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 29 февраля 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Комитета по управлению городским имуществом,                  земельными  ресурсами,  архитектуры  и  градостроительства  администрации  города Ульяновска   удовлетворить.

Освободить Комитет по управлению городским имуществом, земельными  ресурсами,   архитектуры   и   градостроительства   администрации  города  Ульяновска от  взыскания  исполнительского  сбора  в  размере  50  000  рублей   по   постановлению   судебного  пристава - исполнителя  о   взыскании исполнительского сбора от  13 мая 2015 года   по   исполнительному  производству   15086/15/73017-ИП.

 

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска  обратился в суд с иском к судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области  к  Идрисовой Л.И. об освобождении от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя  от  13 мая 2015 года. 

Исковые требования мотивированы тем, что 08 апреля 2015 года на основании исполнительного листа Ленинского районного суда г.Ульяновска серии ВС *** от 20 марта 2015 года, выданного по делу № 2-8950/14, возбуждено исполнительное производство   *** в отношении должника - Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска. Предмет исполнения - обязать принять меры по постановке на учет, как бесхозяйного имущества, объекта культурного наследия - «братская могила воинов, погибших при освобождении Симбирска от белочехов, 1918г.», расположенного по адресу: г.Ульяновск, с.Погребы, севернее села в 50 метрах на горе. Данное постановление о возбуждении исполнительного производства в Комитет не поступало. Работа по исполнению указанного решения суда велась в рамках исполнительного производства № *** от 08 апреля 2015 года.

13 мая 2015 года судебный пристав-исполнитель вынес определение о взыскании с Комитета исполнительского сбора в размере 50 000 руб. за неисполнение в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе.

Вместе с тем исполнение указанных требований возможно при условии соблюдения процедуры заключения муниципальных контрактов, предусмотренной Федеральным законом о 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».  Проведение данных мероприятий составляет около 3 месяцев.

Во исполнение решения суда  заключен муниципальный контракт с ООО «Авива» на изготовление технической документации на данный объект с целью дальнейшей постановки его на кадастровый учет в качестве бесхозяйного имущества. Кадастровый  паспорт изготовлен 21 декабря 2015 года.

Постановка на кадастровый учет производится с соблюдением процедуры предусмотренной п. 3 ст. 225 ГК РФ, Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 года № 701, Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Комитет не уклоняется от исполнения решения суда, однако для его исполнения требуется поведение ряда процедур, строго регламентированных действующим законодательством,  и занимающих длительный период времени. В связи с этим исполнить требования исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок объективно не представляется возможным.

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика УФССП России по Ульяновской области, в качестве третьего лица –  прокуратуру Засвияжского района г.Ульяновска.

Рассмотрев заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе УФССП России по Ульяновской области не соглашается с решение суда.      Указывает на то, что постановление о взыскании с администрации г.Ульяновска исполнительского сбора принято судебным приставом-исполнителем в строгом соответствии с действующим законодательством.

При объективной невозможности исполнить решение суда Комитет не лишен был возможности обратиться в суд за предоставлением отсрочки исполнения решения суда, заключить соглашение с взыскателем по исполнительному листу, однако этого сделано не было. 

Отсутствие у должника необходимых финансовых средств для исполнения решения суда не может служить безусловным основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора. В сложившейся ситуации Комитет в рамках правовых мер, предусмотренных законом, не проявил ту степень осмотрительности, какая требовалась от должника в целях надлежащего исполнения решения суда.

В судебное заседание не явились представители Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, Управления федеральной службы судебных приставов России по Ульяновской области, прокуратуры, судебный пристав-исполнитель МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФСП России по Ульяновской области Идрисова Л.И.  О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В ходе рассмотрения дела установлено, что решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 26 ноября 2014 года на администрацию  города Ульяновска, Комитет по управлению городским  имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска  возложена обязанность по принятию мер по постановке на учет, как бесхозяйного имущества,  объекта  культурного наследия «Братская могила воинов, погибших                     при   освобождении    Симбирска   от    белочехов,  1918 г.»,  расположенного  по адресу: г.Ульяновск, с.Погребы, севернее села в 50 метрах на горе, в течение 90 дней после вступления   решения  суда  в  законную  силу.

Решение  вступило   в   законную   силу   03 марта 2015 года.

08 апреля 2015 года судебным приставом-исполнителем МОСП по исполнению особых исполнительных производств УФСП России по Ульяновской области Идрисовой Л.И.  вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства в отношении должника - Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами  администрации города Ульяновска. Должнику установлен 5-дневный срок для  добровольного  исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления, а также разъяснено, что в случае неисполнения исполнительного документа в срок, предоставленный для добровольного исполнения,    с  него  будет  взыскан  исполнительский  сбор.

13 мая 2015 года судебным приставом-исполнителем составлен акт совершения исполнительных действий, из которого следует, что решение суда не исполнено.

В этот же день судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Комитета по управлению городским имуществом и земельными ресурсами  администрации города Ульяновска исполнительского сбора в размере 50 000  рублей.

В силу ч. 11 ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 105 названного закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Статьей 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.

В силу ч. 7 ст. 112 Закона суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 года № 13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 1 ст. 81 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.

В соответствии с ч.1 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло меры для надлежащего исполнения обязательства.

Для применения данной меры ответственности должно быть установлено и доказано, что должник имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности необходимые действия не совершил.

В данном случае в действиях КУГИГ администрации г.Ульяновска отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

КУГИГ по объективным причинам не мог исполнить решение суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.

Порядок постановки недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного регламентирован Гражданским Кодексом РФ, Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22 ноября 2013 года № 701, Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Для постановки недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного необходимо проведение ряда мероприятий – изготовление технической документации на объект недвижимого имущества, постановка его на кадастровый учет, постановка его на учет в ЕГРП в качестве бесхозяйного.  Проведение данных мероприятий требует определенных временных затрат.

В соответствии с действующим законодательством заключение договоров, предметом которых является поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг от имени муниципального образования, осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 

С целью исполнения решения суда  КУГИГ был заключен муниципальный контракт с ООО «Авива» на изготовление технической документации на объект недвижимого имущества.  Кадастровый паспорт изготовлен 21 декабря 2015 года.   Таким образом, КУГИГ предпринимает меры для исполнения решения суда. В данном случае в действиях КУГИГ администрации г.Ульяновска отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований, содержащихся в исполнительном документе, являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

Подтверждением того обстоятельства, что постановка объекта  культурного наследия на учет, как бесхозяйного имущества, представляет собой длительный процесс, является предоставление КУГИГ определением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 13 января 2016 года  отсрочки исполнения решения суда до 01 июня 2016 года.

Учитывая вышеизложенное, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 29 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: