Судебный акт
О взыскании ущерба, причиненного ДТП
Документ от 17.05.2016, опубликован на сайте 07.06.2016 под номером 59368, 2-я гражданская, о возмещении морального и материального ущерба причиненного в результате ДТП, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Санатуллова Ю.Р.                                                                Дело № 33-2142/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             17 мая 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Федоровой Л.Г.,

судей Костенко А.П. и Гурьяновой О.В.,

при секретаре Воронковой И.А.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе

Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород – Уфа Федерального дорожного агентства» на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 11 февраля 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования Кузнецова А*** Г*** удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород-Уфа Федерального дорожного агентства» в пользу Кузнецова А*** Г*** материальный ущерб в размере 474 708 рублей, компенсацию морального вреда в размере 150 000 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований о компенсации морального вреда, в иске к закрытому акционерному обществу «Дорожно-строительная передвижная механизированная колонна «Сызранская» Кузнецову А*** Г*** отказать.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород-Уфа Федерального дорожного агентства»   в   доход   местного бюджета государственную пошлину в размере 8247 руб. 08 коп.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород-Уфа Федерального дорожного агентства» в пользу Автономной некоммерческой организации «Научно-исследовательский институт судебной экспертизы» за проведение  судебной экспертизы 14 250 руб.

 

Заслушав доклад судьи Костенко А.П., пояснения Кузнецова А.Г., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Кузнецов А.Г. обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, к ФКУ «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород – Уфа Федерального дорожного агентства» (далее - ФКУ Упрдор «Волга»), ЗАО Дорожно-строительная передвижная механизированная колонна «Сызранская» о возмещении материального ущерба, причиненного в результате ДТП, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указал, что ему на праве собственности принадлежит автомобиль марки Volkswagen Polo, государственный регистрационный знак ***.

11.07.2015  в 23 час. 50 мин. на федеральной автодороге 1Р-228 «Сызрань-Саратов-Волгоград» 43 км + 160 м произошло дорожно-транспортное происшествие с участием его автомобиля и автомобиля МАЗ-543240, государственный регистрационный знак ***, под управлением Ремнева В.С. ДТП произошло вследствие ненадлежащего состояния дорожного покрытия.

Участок автодороги, на котором произошло ДТП, находится в обслуживании ФКУ «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород – Уфа Федерального дорожного агентства».  Подрядной организацией, обслуживающей данный участок дороги, является ЗАО ДСПМК «Сызранская».

В результате ДТП автомобилю Volkswagen Polo были причинены механические повреждения. Кроме того, в ДТП ему (истцу) были причинены телесные повреждения в виде закрытого перелома левой ключицы со смещением. Вследствие произошедшего ДТП он перенес сильные нравственные и физические страдания.

В  адрес ответчиков он направлял требования о добровольном возмещении материального ущерба и компенсации морального вреда, которые оставлены без удовлетворения.

Истец просил взыскать с ответчиков в солидарном порядке компенсацию морального вреда 500 000 руб., материальный ущерб в размере 470 708 руб., расходы по оплате услуг оценщика в размере 4000 руб.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Рындин А.Ю., ООО «СК «Согласие», ООО «Росгосстрах».

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ Упрдор «Волга» не соглашается с решением суда, просит его отменить. Полагает, что в данном дорожно-транспортном происшествии в действиях ФКУ Упрдор «Волга» вина  отсутствует. При этом ФКУ Упрдор «Волга» не было привлечено к административной ответственности за несоблюдение требований по обеспечению надлежащего содержания участка дороги. Указывает, что автомобильная дорога «Сызрань-Саратов-Волгоград» является дорогой федерального значения, поэтому  ответственность за содержание указанной дороги должен нести также соответствующий федеральный орган исполнительной власти. Полагает, что истец нарушил Правила дорожного движения РФ, а именно превысил допустимую скорость движения транспортного средства. В связи с этим у суда не имелось  в данном случае  оснований возлагать на ФКУ Упрдор «Волга» 100 % ответственности. Считает, что причиненный истцу материальный ущерб должен возместить ЗАО ДСПМК «Сызранская». ФКУ Упрдор «Волга» не должно компенсировать истцу и моральный вред, так как в его (ответчика) действиях (бездействии) отсутствует вина.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Судом установлено, что 11.07.2015  на федеральной автодороге 1Р-228 «Сызрань-Саратов-Волгоград» 43 км +160 м произошло дорожно-транспортное происшествие с участием автомобиля Volkswagen Polo, государственный регистрационный знак ***,  под управлением Кузнецова А.Г. и МАЗ-543240, государственный регистрационный знак  ***, под управлением Ремнева В.С. При этом данное происшествие произошло вследствие наезда Кузнецовым А.Г. на выбоину в дорожном покрытии, в результате чего транспортное средство истца  получило механическое повреждение.

Согласно справке о ДТП от 12.07.2015 автомобиль Volkswagen Polo имеет следующие повреждения: деформирован каркас кузова, крыша, задний багажник, передний капот, передний бампер, лобовое стекло.

Из схемы места ДТП, составленной 12.07.2015 сотрудником ГИБДД в присутствии понятых, акта выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения от 12.07.2015, составленным сотрудником ГИБДД, следует, что на проезжей части имеется выбоина размером 2,8м х 2,8м х 3,2м х 2,8м и глубиной 17 см.

Согласно заключению ООО «Эксперт-Сервис» №*** от 11.09.2015 стоимость восстановительного ремонта автомобиля Volkswagen Polo составляет 470 708 руб. При этом стороны не оспаривали данное заключение эксперта, ходатайство о назначении экспертизы по определению стоимости ущерба не заявляли.

Автодорога 1Р-228 «Сызрань – Саратов – Волгоград» относится к автомобильной дороге общего пользования федерального значения и закреплена на праве оперативного управления за ФКУ Упрдор «Волга».

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что обязанность ответчика по возмещению вреда истцу возникает в соответствии со статьями 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. Бремя доказывания отсутствия вины лежит на ответчике.

С данным выводом суда апелляционная инстанция согласна.

Согласно Федеральному закону от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, предусмотрено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организаций дорожного движения установлены ГОСТ Р 50597-93, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 11.10.1993 N 221.

Все требования государственного стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и имущества населения, охраны окружающей среды.

В пункте 3.1.1 указанного Стандарта предусмотрено, что проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству. Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

В пункте 3.1.2 Стандарта установлены предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п., которые не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.

Факт наличия повреждения дорожного покрытия, превышающего допустимые параметры, на указанном участке дороги (выбоина размером 2,8м х 2,8м х 3,2м х 2,8, глубиной 17 см) подтверждается схемой места дорожно-транспортного происшествия и актом выявленных недостатков в содержании дороги.

В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно пункту 1.2 Устава федеральное казенное учреждение «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород - Уфа Федерального дорожного агентства» является учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения и искусственными сооружениями на них, закрепленными за ним, обеспечения бесперебойного движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам общего пользования.

Целью деятельности управления является организация выполнения работ по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству этих федеральных автомобильных дорог и сооружений на них, включая функции балансодержателя, заказчика, контроля качества и обеспечения финансирования подрядчиков, выполняющих дорожные работы.

В данном случае ФКУ Упрдор «Волга» надлежащим образом не исполнило обязанность по содержанию дорожного покрытия, не обеспечило безопасность дорожного движения, что привело к причинению вреда.

Доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении ФКУ Упрдор «Волга» своих обязанностей по содержанию дорожного покрытия в соответствии с государственным стандартом, ответчик в нарушение статьи 56 ГПК РФ не представил.

При таких обстоятельствах районный суд обоснованно пришел к выводу о том, что ФКУ Упрдор «Волга» является надлежащим ответчиком по делу.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что ответственность за последствия ДТП, произошедших вследствие неудовлетворительных дорожных условий, должно нести ЗАО ДСПМК «Сызранская», несостоятельна.

Заключение с ЗАО ДСПМК «Сызранская» государственного контракта на выполнение работ по содержанию действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения, в том числе и на автодорогу 1Р-228 Сызрань-Саратов-Волгоград», является способом исполнения ФКУ Упрдор «Волга» своих функций по содержанию указанной дороги и не освобождает его от ответственности за нарушение правил их содержания. Ответственность ФКУ Упрдор «Волга» перед истцом по сравнению с ответственностью подрядчика первична. Исследование факта неисполнения подрядчиком условий государственного контракта и возложение на него в связи с этим обязанности по возмещению ущерба не являются предметом настоящего спора.

При наличии фактов, подтверждающих ненадлежащее исполнение подрядчиком условий контракта в рамках ответственности перед заказчиком, последний вправе восстановить нарушенные права посредством предъявления регрессных требований к подрядчику.

Истец участником данных правоотношений не является, в связи с чем положения данного контракта не могут влиять на объем ответственности ФКУ Упрдор «Волга» перед  Кузнецовым А.Г. в связи с причинением ущерба его имуществу в силу ст.1064 ГК РФ.

Кроме того, ФКУ Упрдор «Волга» имеет контролирующие полномочия по исполнению ЗАО ДСПМК «Сызранская» обязанностей по содержанию автомобильных дорог.

Не привлечение ФКУ Упрдор «Волга» к административной ответственности не освобождает последнего от возмещения вреда в порядке, установленном в статье 1064 ГК РФ, поскольку противоправность поведения ответчика и другие обстоятельства, установление которых необходимо для наступления ответственности за причинение вреда, подтверждены материалами дела.

Доводы жалобы о том, что истец превысил допустимую скорость движения транспортного средства, в связи с чем  у суда не имелось оснований возлагать на ФКУ Упрдор «Волга» 100 % ответственности за ДТП, судебной коллегией отклоняются, поскольку такие доказательства в материалы дела не представлены.

Кроме того, как следует из заключения автотехнической экспертизы №13080 от 11.02.2016, проведенной в рамках рассмотрения настоящего дела, в действиях обоих водителей Кузнецова А.Г. и Ремнева В.С. не усматривается несоответствие требованиям ПДД РФ. При этом экспертом отмечено, что после наезда на выбоину в дорожном покрытии водитель Кузнецов  А.Г. потерял управление автомобилем  Volkswagen Polo, при этом не имел технической возможности  изменить скорость и направление движения автомобиля и не мог избежать столкновение с автомобилем МАЗ-543240.

При таких  обстоятельствах,  оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда не имелось.

Иные доводы апелляционной жалобы основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела и ошибочном толковании норм материального права, поэтому не могут служить основанием для отмены или изменения правильного по существу решения.

Решение суда первой инстанции вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права; предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

На основании вышеизложенного, обстоятельства дела исследованы с достаточной полнотой, всем представленным доказательствам дана правовая оценка, которая сомнений в своей правильности не вызывает.

Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не усматривается.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 11 февраля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу  Федерального казенного учреждения «Управление автомобильной магистрали Нижний Новгород– Уфа Федерального дорожного агентства» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: