Судебный акт
Обеспечение жильем детей-с ирот
Документ от 31.05.2016, опубликован на сайте 07.06.2016 под номером 59351, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору найма в интересах Гришина Е.Е., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

 

 

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Токунов Д.В.                                                                 дело № 33-2520/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     31 мая 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Колгановой Е.А.

при секретаре  Дубровиной Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 03 марта 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Гришина Е*** Е*** жилым помещением на основании договора найма специализированного жилого помещения по месту выявления и первичного устройства под опеку (попечительство) в г.Инза Ульяновской области. 

Правительство Ульяновской области, орган опеки и попечительства администрации МО «Инзенский район»  от гражданско-правовой ответственности освободить.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Гришина Е.Е.,   возражавшего против доводов жалобы, прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Инзенского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Гришина Е.Е. к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству Ульяновской области, Отделу опеки и попечительства Управления образования Администрации муниципального образования «Инзенский район» о возложении обязанности обеспечить жилым помещением.

В обоснование иска указано, что Гришин Е.Е., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепленного жилого помещения не имеет. Родители Гришина Е.Е. – Г*** Л.Н. и Г*** Е.В. решением Инзенского районного суда от 24.11.2005  лишены родительских прав в отношении сына.

В настоящее время Гришин Е.Е. зарегистрирован по адресу: ***, проживает по адресу: ***. Данное жилое помещение ему не принадлежит. Согласно информации, поступившей из Инзенского филиала ОГУП БТИ, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ульяновской области за Гришиным Е.Е. право собственности не зарегистрировано.  

Просил суд признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительства Ульяновской области и органа опеки и попечительства администрации МО «Инзенский район» по своевременному обеспечению Гришина Евгения Евгеньевича специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительство Ульяновской области и орган опеки администрации МО «Инзенский район» обеспечить Гришина Евгения Евгеньевича специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в г.Инза.

 

Рассмотрев заявленные требования суд, постановил приведенное выше решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение. При этом указывает, что Гришин Е.Е. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, он не обеспечен жилым помещением в связи с  отсутствием в специализированном государственном жилищном фонде Ульяновской области квартир. При этом права на внеочередное обеспечение жилым помещением истец не имеет. В списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение специализированным жильем, состоит более 1000 человек, соответственно первоочередное обеспечение истца жилым помещением приведет к нарушению прав данных лиц.    Также Гришин Е.Е. имеет право, обратиться в Министерство с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения

Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области,  органа опеки и попечительства администрации МО «Инзенскикй район» Ульяновской области, Правительства Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.  

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Гришин Е.Е., *** года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Родители истца Г*** Л.Н. и Г*** Е.В. решением Инзенского районного суда от 24.11.2005 лишены родительских прав в отношении сына.

Распоряжением  Главы администрации  МО «Инзенский район» от 14.12.2005 за № 574-р Гришин Е.Е. был помещен  в детское государственное учреждение. Жилая площадь за ним не закреплялась.

Постановлением  Главы администрации МО «Инзенский район» от 12.10.2010 № 661  Гришин Е.Е. поставлен на регистрационный учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением.

С 2011 года Гришин Е.Е. зарегистрирован  по адресу *** в доме обещей площадью 28 кв.м., принадлежащем его тете З*** Е.Г. В данном жилом помещении зарегистрировано четыре человека

В настоящее время Гришин Е.Е. периодически проживает в квартире своей матери, лишенной в отношении него родительских прав, по адресу ***. 

Согласно представленным сведениям Гришин Е.Е. в собственности, либо по договору социального найма жилья не имеет.  

27.08.2015 Гришин Е.Е. включен в список лиц, подлежащих обеспечению специализированным  жилым помещением в г. Инза  Ульяновской области.

До настоящего времени  Гришин Е.Е.  жильем не обеспечен.

Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что истец не обеспечен жилым помещением.  При этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Инзенского района Ульяновской области, действующего в интересах Гришина Е.Е. подлежат удовлетворению мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Право истца на компенсацию расходов за наем (поднаем) жилья в размере 3000 руб. в месяц, не лишает его права на своевременное обеспечение жильем по договору найма специализированного жилого помещения в установленном законом порядке.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 03 марта 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: