Судебный акт
Организация водоснабжения
Документ от 17.05.2016, опубликован на сайте 07.06.2016 под номером 59327, 2-я гражданская, о возложении обязанности для централизованных систем водоснабжения сел Никитино и Кезьмино определить гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности в трех месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу,, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Мартышев П.В.                                                                  Дело № 33-2268/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город  Ульяновск                                                                                  17 мая 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бабойдо И.А.,

судей  Герасимовой Н.А. и Пулькиной Н.А.,

при секретаре  Бакастовой Е.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Сурский район» на решение Карсунского районного  суда Ульяновской области от 02 февраля 2016 года,    по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской области, в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования «Никитинское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области о возложении обязанности для централизованных систем водоснабжения сел Никитино и Кезьмино Сурского района Ульяновской определить гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу, удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Никитинское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области для централизованных систем водоснабжения сел Никитино и Кезьмино Сурского района Ульяновской области определить гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи, пояснение представителя администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области Филюшкиной С.А., поддержавшей доводы жалобы,  прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Сурского района Ульяновской области обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Никитинское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области о возложении обязанности на администрацию МО «Никитинское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области для централизованных систем водоснабжения сел Никитино и Кезьмино определить гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивировал тем, что проверкой, проведенной прокуратурой Сурского района, установлено нарушение природоохранного законодательства в деятельности администрации МО «Никитинское сельское поселение» при организации водоснабжения населения в границах поселения. Администрация МО «Никитинское сельское поселение» имеет в своем ведении объекты водоснабжения, а именно: водопровод с энергооборудованием, протяженностью 8 км, расположенный в с.Кезьмино, и водопровод, протяженностью 16 км, в с.Никитино, воды из которых используются для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения поселения. В нарушение требований Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»  ответчиком не обеспечена организация водопроводно-канализационного хозяйства, не определена гарантирующая организация. Полагает, что создание организации водопроводно-канализационного хозяйства, определение гарантирующей качество подаваемой воды организации являются мерами защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст.42 Конституции РФ и гарантированными государством. Отсутствие организации водопроводно-канализационного хозяйства и гарантирующей организации влечет другие существенные нарушения природоохранного законодательства. В соответствии с  ч. 4 ст. 11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование осуществляется на основании договоров водопользования. Поскольку в соответствии с ч.3 ст.15 Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, договор водопользования с администрации МО «Никитинское сельское поселение» заключен быть не может. Согласно п.п. 4.1, 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно – эпидемиологический надзор и производственный контроль. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения в соответствии с рабочей программой, постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Производственный контроль качества питьевой воды администрацией МО «Никитинское сельское поселение» не обеспечивается. Неисполнение вышеуказанных требований законодательства ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, а также влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу здоровью населения с. Никитино и Кезьмино. Статьей 20 Водного кодекса РФ предусмотрено, что договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Внесение платы за пользование водными объектами администрацией МО «Никитинское сельское поселение» не осуществляется.

Судом к участию в деле  в качестве соответчика привлечена администрация МО «Сурский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Сурский район» просит отменить решение суда. В жалобе ссылается на то, что исполнением решения суда будет являться принятие решения администрацией МО «Никитинское сельское поселение» об определении  гарантирующей организации для централизованных систем водоснабжения сел Лава и Белый Ключ, которое должно быть выражено в муниципальном правовом акте, принятом в соответствии с действующим законодательством. В соответствии со ст. 10 Конституции РФ органы законодательной и исполнительной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. В связи с этим суд  не может обязать  орган законодательной и исполнительной власти принять новый или дополнить какой-либо действующий нормативный акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.  Полагает, что в пределах своих полномочий и переданных межбюджетных трансфертов на бюджетный год, администрация поселения организует водоснабжение населения. Кроме того, указывает, что  между администрацией района и администрацией поселения заключено соглаше6ние о передаче осуществления соответствующих полномочий на 2016 год, в силу которых, полномочие по водоснабжению населения переданы в настоящее время администрации поселения. Учитывая, что соглашение заключено на определенный срок, администрация поселения вправе издавать муниципальные правовые акты, регулирующие данные полномочия, только на срок принятых полномочий.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Сурского района считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащей удовлетворению. 

В заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, проведенной Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проверкой выявлено нарушение природоохранного законодательства при организации водоснабжения населения, проживающего на территории сел Никитино и Кезьмино Сурского района Ульяновской области, а именно: не создана организация водопроводно-канализационного хозяйства, не определена гарантирующая организация, обеспечивающие осуществление государственного санитарно – эпидемиологического надзора и производственного контроля за качеством питьевой воды, что по делу никем не оспаривалось.

Из статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии со ст. 37 этого же Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется  полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 указанного закона к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

Частью 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред.от 27.05.2014) иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений  частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с ч.4 ст. 15 данного закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Положения  ч.4 ст. 15 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ нашли свое отражение в статье 13 Устава муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области (принят решением Совета депутатов муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области от 01.11.2006 № 38/92) (ред. от 04.09.2014) (изменения зарегистрированы в Управлении Минюста России по Приволжскому федеральному округу 08.12.2006 № RU735170002006001), опубликованном на официальном Интернет-сайте муниципального образования.

Уставом МО «Никитинское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области к вопросам местного значения отнесена организация водоснабжения в границах поселения.

Решением Совета депутатов МО «Сурский район» Ульяновской области от 03.11.2015  № 36/38 полномочия по водоснабжению населения поселения с 01.01.2016 переданы органам местного самоуправления МО «Никитинское сельское поселение».

Решением Совета депутатов МО «Никитинское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области от 11.12.2015 №30/29 полномочия по водоснабжению населения поселения приняты с 01.01.2016.

В соответствии с соглашением между администрацией МО «Никитинское сельское поселение» и администрацией МО «Сурский район» от 30.12.2015 администрация района передала, а администрация поселения приняла осуществление полномочий по водоснабжению населения поселения. Срок действия соглашение с 01.01.2016г. по 31.12.2016. Соглашением урегулирован порядок финансирования расходов на реализацию переданных полномочий, а именно: за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых ежегодно из бюджета МО «Сурский район» Ульяновской области в бюджет МО «Никитинское сельское поселение».

Из договора №4 от 29.12.2015, заключенного между КУМИ и ЗО администрации МО «Сурский район» и администрацией МО «Никитинское сельское поселение», приложений к данному договору следует, что в безвозмездное пользование администрации МО «Никитинское сельское поселение» переданы водопроводы в селах Никитино и Кезьмино. Указанный договор действует с момента подписания и до 31.12.2016.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

При таких обстоятельствах, с целью предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации, обеспечения осуществления государственного санитарно – эпидемиологического надзора и производственного контроля за качеством питьевой воды, недопущения нарушения прав граждан в области водоснабжения суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию муниципального образования «Никитинское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области для централизованных систем водоснабжения сел Никитино и Кезьмино Сурского района Ульяновской области определить гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обжалуемым решением суд вмешался в деятельность органов местного самоуправления, обязав принять соответствующий нормативный акт, судебной коллегией признаются несостоятельными и не влекущими отмену решения.

Как указывалось выше, вопрос организации водоснабжения сел Никитино и Кезьмино, по сути, органом местного самоуправления был разрешен, настоящим иском прокурор просил определить гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности для обеспечения контроля за надлежащим выполнением соответствующей деятельности, что нельзя признать вмешательством в деятельность органов местного самоуправления сельского поселения в вопросах реализации ими полномочий, делегированных им Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Иных доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения, апелляционная жалоба не содержит, а поэтому удовлетворению не подлежит.

Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется. Суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 02 февраля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Сурский район»  – без удовлетворения.

 

Председательствующий                  

 

Судьи