УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Мартышев П.В.
Дело № 33-2504/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
24 мая 2016
года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.
судей Казаковой
М.В., Фоминой В.А.,
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Родионова В*** Я*** на
решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 25 марта 2016 года,
по которому постановлено:
В удовлетворении
исковых требований прокурора Сурского района Ульяновской области в интересах
Родионова В*** Я*** к Отделению Ульяновского областного государственного
учреждения социальной защиты населения в р.п.Вешкайма по Сурскому району,
областному государственному казенному учреждению социального обслуживания
«Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного
места жительства и занятий в г.Ульяновске» о признании бездействия в части не
предоставления Родионову Виктору Яковлевичу путевки на санаторно-курортное
лечение незаконным и возложении обязанности по предоставлению путевки на
санаторно-курортное лечение отказать.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., мнение прокурора
Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Сурского района
Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Родионова В.Я. к
Отделению Ульяновского областного государственного учреждения социальной защиты
населения по Сурскому району (далее - отделение УОГУСЗН по Сурскому району),
областному государственному казенному учреждению социального обслуживания
«Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного
места жительства и занятий в г.Ульяновске» (далее - ОГКУСО «ЦОТСиР») о
признании незаконным бездействия в части не предоставления путевки на
санаторно-курортное лечение и предоставлении
такой путевки. В обоснование требований
указал, что Родионов В.Я. является
инвалидом и имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное
лечение. 15.01.2015 он обратилась в Министерство труда и социального развития
Ульяновской области с заявлением о предоставлении путевки на
санаторно-курортное лечение в 2015 году, однако по состоянию на январь 2016
года Родионов В.Я. путевкой на
санаторно-курортное лечение за 2015 год не обеспечен. Просил признать
незаконным бездействие ответчиков по
предоставлению Родионову В.Я. путевки на санаторно-курортное лечение за 2015
год и возложить на ответчиков
обязанность предоставить Родионову В.Я.
путевку на санаторно-курортное лечение за 2015 год.
Рассмотрев спор по
существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Родионов В.Я. не соглашается с решением суда, просит его отменить.
Указывает, что последний раз получал путевку на санаторно-курортное лечение за
2012 год на основании решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от
13.01.2014, за 2013, 2014, 2015 годы путевки ему не предоставлялись. Кроме
того, суд в решении указал неправильный номер его очереди на получение путевки.
Дело рассмотрено в
отсутствие сторон, извещенных о
месте и времени судебного
разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с
ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Родионов В.Я. является инвалидом ***
группы бессрочно, имеет право на получение путевки на санаторно-курортное
лечение.
15.01.2015 Родионов В.Я. обратился в отделение УОГУСЗН по Сурскому
району с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки с приложением
всех необходимых документов.
19.01.2015 Родионов В.Я. уведомлен о том, что поставлен на учет для
получения путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 года и зарегистрирован
за номером 26381.
Поскольку путевка на санаторно-курортное лечение истцу за 2015 год не
предоставлена, прокурор Сурского района Ульяновской области обратился в
суд в интересах Родионова В.Я. с
вышеуказанным иском.
Принимая решение об
отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил
юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований прокурора в интересах Родионова В.Я., не
установлено.
Вывод суда
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для
признания его неправильным не имеется.
Правовые и организационные основы предоставления государственной
социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом
от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее -
Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. №
178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора
социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст.
6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских
показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях
профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации,
определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о
контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный
год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ
порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и
социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 (с последующими изменениями) утвержден
Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан,
который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии
медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным
лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских
показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации,
расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень,
который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития
Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение
осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом,
уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию
государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению
отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на
санаторно-курортное лечение в случае их передачи на основании соглашений,
заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития
Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.7 Порядка заявление о предоставлении путевки, к которому
должны быть приложены все необходимые документы, подается гражданином в
уполномоченный орган по месту жительства, где оно регистрируется не позднее 10
дней с момента поступления.
24.12.2009 между Министерством здравоохранения и социального развития
Российской Федерации и Правительством Ульяновской области заключено соглашение
о передаче Правительству Ульяновской области части федеральных полномочий по
предоставлению мер социальной защиты
инвалидам, в том числе санаторно-курортного лечения, 29.12.2009 заключено
соглашение между Фондом социального страхования и Департаментом социальной
защиты населения Ульяновской области (в настоящее время – Министерство труда и
социального развития Ульяновской области) о передаче федеральных полномочий в
области предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, которые затем
вменены в обязанность ОГКУСО «ЦОТСиР» (абз. 5 п.1.1 Устава ОГКУСО
«ЦОТСиР»).
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ
предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам
государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается
Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов
по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора
социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской
Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864, финансовое обеспечение по предоставлению
гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в
него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное
лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным
категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на
санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет денежных средств,
предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение социальных
услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования
средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление
социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих
право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального
закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).
Объем необходимого финансирования для исполнения требований
Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, в том числе в части
обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется
заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый
финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного
гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной
услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством
труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан,
включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение
государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года,
предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право
на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств,
предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам
государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. №
1294).
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных
учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде
набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований
федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются за счет и в рамках
выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным
законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок
товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
На основании указанных нормативных положений, регулирующих отношения по
предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде
предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, суд первой инстанции
пришел к правильному выводу о том, что обращение гражданина, имеющего право на
государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением
о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены
необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении
по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим
фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой
путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в
последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами,
не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на
санаторно-курортное лечение, что при условии соблюдения указанной
последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и
равенства, а также с требованиями ст. 17
(ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и
свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц
(определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. №
686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде
предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное
лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от
17 июля 1999 г. № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное
обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих
категорий граждан данный закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ
о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является
календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки
предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного
периода, так и за его пределами.
Поскольку заявление Родионова В.Я. о предоставлении санаторно-курортной
путевки в 2015 году было рассмотрено ответчиком в установленном законом порядке
(ответ направлен 19.01.2015), суд правильно указал, что путевка на
санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Родионову В.Я. исходя из
последовательности, определяемой датой регистрации его заявления, в силу чего
основания для удовлетворения его исковых требований отсутствуют.
Доводы, приведенные
Родионовым В.Я. в апелляционной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда,
так как не основаны на вышеуказанных нормах действующего законодательства.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст.
328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А:
Решение Карсунского районного суда
Ульяновской области от 25 марта 2016 года - оставить без изменения, а
апелляционную жалобу Родионова В*** Я*** – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: