Судебный акт
Предоставление санаторно-курортной путевки
Документ от 24.05.2016, опубликован на сайте 07.06.2016 под номером 59309, 2-я гражданская, о признании бездействия в части не предоставления Родионову Виктору Яковлевичу путевки на санаторно-курортное лечение незаконным и возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение,, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мартышев П.В.                                                                        Дело № 33-2504/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                             24 мая 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.,

при секретаре  Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Родионова В*** Я*** на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 25 марта 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований прокурора Сурского района Ульяновской области в интересах Родионова В*** Я*** к Отделению Ульяновского областного государственного учреждения социальной защиты населения в р.п.Вешкайма по Сурскому району, областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» о признании бездействия в части не предоставления Родионову Виктору Яковлевичу путевки на санаторно-курортное лечение незаконным и возложении обязанности по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В.,  мнение прокурора Сальникова А.А., полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Сурского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Родионова В.Я. к Отделению Ульяновского областного государственного учреждения социальной защиты населения по Сурскому району (далее - отделение УОГУСЗН по Сурскому району), областному государственному казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» (далее - ОГКУСО «ЦОТСиР») о признании незаконным бездействия в части не предоставления путевки на санаторно-курортное лечение и  предоставлении такой путевки.  В обоснование требований указал, что  Родионов В.Я. является инвалидом и имеет право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение. 15.01.2015 он обратилась в Министерство труда и социального развития Ульяновской области с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в 2015 году, однако по состоянию на январь 2016 года  Родионов В.Я. путевкой на санаторно-курортное лечение за 2015 год не обеспечен. Просил признать незаконным бездействие ответчиков  по предоставлению Родионову В.Я. путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год и  возложить на ответчиков обязанность предоставить Родионову В.Я.  путевку на санаторно-курортное лечение за 2015 год.

Рассмотрев спор по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Родионов В.Я. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что последний раз получал путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год на основании решения Ленинского районного суда г.Ульяновска от 13.01.2014, за 2013, 2014, 2015 годы путевки ему не предоставлялись. Кроме того, суд в решении указал неправильный номер его очереди на получение путевки.

Дело рассмотрено в отсутствие   сторон, извещенных о месте  и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Родионов В.Я. является инвалидом *** группы бессрочно, имеет право на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

15.01.2015 Родионов В.Я. обратился в отделение УОГУСЗН по Сурскому району с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки с приложением всех необходимых документов.

19.01.2015 Родионов В.Я. уведомлен о том, что поставлен на учет для получения путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 года и зарегистрирован за номером 26381.

Поскольку путевка на санаторно-курортное лечение истцу за 2015 год не предоставлена, прокурор Сурского района Ульяновской области обратился в суд  в интересах Родионова В.Я. с вышеуказанным иском.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований  прокурора в интересах Родионова В.Я., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).

Согласно п. 3.7 Порядка заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, подается гражданином в уполномоченный орган по месту жительства, где оно регистрируется не позднее 10 дней с момента поступления. 

24.12.2009 между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Правительством Ульяновской области заключено соглашение о передаче Правительству Ульяновской области части федеральных полномочий по предоставлению  мер социальной защиты инвалидам, в том числе санаторно-курортного лечения, 29.12.2009 заключено соглашение между Фондом социального страхования и Департаментом социальной защиты населения Ульяновской области (в настоящее время – Министерство труда и социального развития Ульяновской области) о передаче федеральных полномочий в области предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, которые затем вменены  в обязанность  ОГКУСО «ЦОТСиР» (абз. 5 п.1.1 Устава ОГКУСО «ЦОТСиР»).

Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение социальных услуг, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ).

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1294).

Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

На основании указанных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. № 686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный закон не предусматривает.

Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Поскольку заявление Родионова В.Я. о предоставлении санаторно-курортной путевки в 2015 году было рассмотрено ответчиком в установленном законом порядке (ответ направлен 19.01.2015), суд правильно указал, что путевка на санаторно-курортное лечение должна быть предоставлена Родионову В.Я. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления, в силу чего основания для удовлетворения его исковых требований отсутствуют.

Доводы, приведенные Родионовым В.Я. в апелляционной жалобе, не могут повлечь отмену решения суда, так как не основаны на вышеуказанных нормах действующего законодательства.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 25 марта 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Родионова В*** Я*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: