Судебный акт
Об устранении нарушений действующего законодательства
Документ от 17.05.2016, опубликован на сайте 30.05.2016 под номером 59140, 2-я гражданская, о возложении обязанности для централизованных систем водоснабжения сел Сара и Барышская Слобода, определить гарантирующую организацию и установить зоны её деятельности в 3-х месячный срок после вступления решения суда в законную силу,, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Поварова Н.И.                                                                     Дело № 33-2270/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                           17 мая 2016 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Бабойдо И.А.,

судей Кинчаровой О.Е. и  Пулькиной Н.А.,

при секретаре Бакастовой Е.Г.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области   на  решение  Карсунского  районного  суда   Ульяновской  области от 5 февраля 2016 года, которым постановлено:

 

Уточненные исковые требования  прокурора Сурского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Сарское сельское поселение Сурского района Ульяновской области для централизованных систем водоснабжения с.Сара и с.Барышская Слобода Сурского района Ульяновской области определить гарантирующую организацию и установить зоны её деятельности в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е. по делу, объяснения представителя администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области Филюшкиной С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора отдела прокуратуры Ульяновской области по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Сурского района Ульяновской области обратился в суд в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском, уточненным в  ходе судебного разбирательства, к администрации МО Сарское сельское поселение Сурского района Ульяновской области о возложении обязанности для централизованных систем водоснабжения с.Сара и с.Барышская Слобода Сурского района Ульяновской области определить гарантирующую организацию и установить зоны её деятельности в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указал, что проведенной прокуратурой Сурского района проверкой установлены в деятельности ответчика нарушения законодательства в сфере природопользования.

Администрация МО Сарское сельское поселение имеет в своем ведении объекты водоснабжения: водопроводы  в с.Сара, протяженностью 0,5 км, в с.Барышская Слобода, протяженностью 2,4 км, два водозабора в указанных селах. Подземная вода используется для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения поселений.

В нарушение требований федерального законодательства ответчиком не создана организация водопроводно-канализационного хозяйства, не определена гарантирующая организация, что влечет существенные нарушения природоохранного законодательства.

В силу ч. 4 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации предоставление водных объектов в пользование  осуществляется на основании договоров водопользования. Однако такие договоры водопользования с ответчиком заключены быть не могут в силу прямого запрета совмещения функций органа местного самоуправления и функций хозяйствующего субъекта, предусмотренного ч 3 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции».

В отсутствие гарантирующей организации администрацией МО Сарское сельское поселение не обеспечивается производственный контроль качества питьевой воды, что свидетельствует о нарушении требований санитарных и экологических норм, влияет на состояние окружающей среду, создает угрозу здоровью населения с. Сара и с. Барышская Слобода.

В нарушение действующего законодательства не осуществляется внесение платы за пользование водными объектами.  

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Сурский район» Ульяновской области, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить.

В обоснование жалобы указывает на то, что исполнением оспариваемого судебного акта будет являться принятие администрацией МО Сарское сельское поселение Сурского района  решения об определении гарантирующей организации для централизованных систем водоснабжения с. Сара и с. Барышская Слобода, которое в силу статьи 7 Федерального закона «Об  общих принципах организации местного  самоуправления в Российской Федерации» должно быть выражено в муниципальном правовом акте, принятом в соответствии с действующим законодательством.

Однако по смыслу статьи 10 Конституции Российской Федерации органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны, соответственно, суд не может обязать принять или дополнить какой-либо нормативный акт. Статьей 12 Конституции Российской Федерации  установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления, из чего следует, что суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

Ответчик в пределах своих полномочий и переданных межбюджетных трансфертов на бюджетный год организует водоснабжение населения.

В соответствии с заключенным между администрацией  МО «Сурский район» и администрацией МО Сарское сельское поселение Сурского района соглашением о передаче осуществления соответствующих полномочий на 2016 год полномочие по водоснабжению населения передано администрации поселения на определенный срок, которая в данном случае вправе издавать муниципальные правовые акты, регулирующие переданные полномочия, только на срок действия полномочий. Однако в силу Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующая организация определяется однократно и бессрочно.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Сурского района Ульяновской области указывает на то, что считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – не подлежащей удовлетворению.

Представители администрации МО «Сарское сельское поселение», Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ульяновской области, Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области в суд не явились, о дне и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции  извещены. При таких обстоятельствах судебная коллегия посчитала необходимым рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы администрация МО «Сурский район» Ульяновской области, возражения прокурора Сурского района, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, возражениях относительно жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Сурского района Ульяновской области, выявлено нарушение природоохранного законодательства при организации водоснабжения населения с.Сара и с. Барышская Слобода Сурского района Ульяновской области, где не определена гарантирующая организация для централизованной системы холодного водоснабжения.

Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа в иске.

Вывод суда мотивирован, соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам закона, оснований считать его неправильным не имеется.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ), для целей которого пункт 6 его статьи 2 определяет гарантирующую организацию как организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенную решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Статьей 3 Федерального закона № 416-ФЗ закреплено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;  доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов; развития централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются среди прочих приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению.

Статья 6 Федерального закона № 146-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относит организацию водоснабжения населения (п. 1 ч. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2 ч. 1).

Согласно ч. 1.1. ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 ст. 6, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Статья 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относит в том числе  организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4 ч. 1).

Согласно ч. 3 названной нормы Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 ст. 14. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 ст. 14 вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 ст. 14).

Частью 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Согласно Уставу муниципального образования Сарское сельское поселение Сурского района Ульяновской области к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 8 глава II).

Решением Совета депутатов муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области № 36/38 от 03 ноября 2015 года с 01 января 2016 года часть полномочий органов местного самоуправления муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области передана органам местного самоуправления Сарское сельского поселения, в том числе по решению вопросов местного значения, а именно организации водоснабжения населения поселения.

Решением Совета депутатов муниципального образования Сарское сельское поселение Сурского района Ульяновской области от 15 декабря 2015 года № 27/33 Советом депутатов указанного муниципального образования были приняты к исполнению полномочия по решению части вопросов местного значения, в том числе по водоснабжению населения поселения.

30 декабря 2015 года между администрацией муниципального образования «Сурский район» и администрацией муниципального образования Сарское сельское поселение Сурского района было заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий (далее – Соглашение).

Как указано в п. 1.1. Соглашения, его предметом являются действия сторон, направленные на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения.

Согласно п. 1.2 Соглашения администрация района передает администрации поселения осуществление всех полномочий, необходимых для водоснабжения населения поселения.

Статьей 2 Соглашения определен порядок его финансирования.

Пунктом 2.1 Соглашения предусмотрено, что финансирование расходов по реализации полномочий, указанных в ст. 1 Соглашения, осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых ежегодно из бюджета муниципального образования «Сурский район» в бюджет муниципального образования Сарское сельское поселение.

Пунктом 2.4 определено, что объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета района в бюджет поселения на водоснабжение населения поселения составляет 59 328 руб.

Установив данные обстоятельства и, проанализировав нормы действующего законодательства, суд пришел к верному выводу о том, что организация водоснабжения в границах муниципального образования Сарское сельское поселение отнесена к ведению сельского поселения, и поскольку администрацией последнего для централизованных систем водоснабжения  с.Сара и с. Барышская Слобода Сурского района не определена гарантирующая организация, возложил на администрацию муниципального образования Сарское сельское поселение обязанность определить таковую и установить зоны ее деятельности в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном вмешательстве прокурора и суда в деятельность органов местного самоуправления несостоятельны.

Как указано в ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ).

Органы местного самоуправления призваны обеспечивать в рамках полномочий, возложенных на местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, реализацию воли населения городских, сельских поселений и других территорий, на которых оно осуществляется.

Конституционно-правовым статусом и предназначением местного самоуправления, ориентированного, прежде всего, на решение социально-экономических задач в пределах муниципального образования,  обусловливается необходимость соблюдения в его организации и деятельности интересов граждан, проживающих на соответствующей территории.

Полномочия местного самоуправления должны обеспечивать реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

Установив в деятельности органов местного самоуправления факт нарушения требований законодательства, способный повлечь неблагоприятные последствия для населения и окружающей среды, а также непринятие органами местного самоуправления мер по выполнению возложенных на них полномочий, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск прокурора, заявленный в защиту неопределенного круга лиц.

Учитывая установленный судом срок – шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого органу местного самоуправления надлежит определить для централизованных систем водоснабжения с. Сара и с. Барышская Слобода Сурского района Ульяновской области гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности, суд обоснованно возложил соответствующую обязанность на администрацию муниципального образования Сарское сельское поселение в рамках переданных ей полномочий (на весь 2016 год).

Указанное свидетельствует о несостоятельности доводов жалобы о невозможности принятия администрацией муниципального образования Сарское сельское поселение решения об определении гарантирующей организации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Карсунского районного суда  Ульяновской области  от 5 февраля  2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи