Судебный акт
О включении в специальный стаж периодов работы в льготном исчислении, назначении досрочной страховой пенсии по старости
Документ от 17.05.2016, опубликован на сайте 07.06.2016 под номером 59106, 2-я гражданская, о включении периодов работы в стаж на соответствующих видах работ и понуждении к назначению досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Кочергаева О.П.                                                                    Дело-33-2319/2016                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                17 мая   2016 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Данилова Н*** Л*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 18 февраля 2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  Данилова Н.Л. удовлетворить частично.

Обязать  Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области включить в специальный стаж  Данилова Н*** Л***, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии  в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»,

в льготном исчислении (1 год работы как 1 год 3 месяца): период работы в качестве заведующего ***, фельдшера *** центральной больницы!% с 01 апреля 1986 года по 05 июля 1986 года;

в календарном исчислении: период нахождения на учебных сборах по линии военкомата за время работы в качестве фельдшера в бригаде интенсивной терапии специализированного отделения станции *** с 20 июня 1990 года по 02 июля 1990 года; период работы в качестве фельдшера выездной бригады *** 24-25 сентября 2000 года. 

В удовлетворении остальной части иска Данилову Н.Л. отказать.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Истец  Данилов Н. Л.   обратился  в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской  Федерации (государственному учреждению)  в городе Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж и понуждении к назначению  досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной деятельностью.

В обоснование требований указано, что  07.08.2015 Данилов Н.Л. обратился к ответчику с заявлением о назначении  досрочной  страховой  пенсии по старости по п.п.20 п.1 ст.30 ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ. Решением №203293/15 от 09.11.2015 в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения  истцу было отказано. По подсчетам ответчика продолжительность стажа на соответствующих видах работ на 07.08.2015 составила 28 лет 10 месяцев 10 дней, что не достаточно для назначения досрочной пенсии.

При этом УПФ РФ (ГУ) в городе Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области  включило в специальный стаж истца  в календарном исчислении период с 01.04.1986 по 05.07.1986 в должности заведующего в ***, фельдшера в ***, в то время как указанный период подлежит зачету в льготном порядке, один год работы за один год и три месяца, как работа в сельской местности.

Период работы с 01.09.1988 по 19.06.1990 в должности фельдшера специализированного отделения станции скорой медицинской помощи также  включен в календарном исчислении. По мнению истца, данный период подлежит зачету  в специальный стаж в льготном исчислении – один год работы за полтора. Истец работал в специализированном отделении и в бригаде интенсивной терапии специализированного отделения. Работая в должности фельдшера бригады интенсивной терапии,  он фактически выполнял функции медсестры-анестезиста.

Кроме того, ответчик не включил в стаж на соответствующих видах работ периоды:  с 20.06.1990 по 02.07.1990 -  период нахождения на учебных сборах по линии военкомата и период с 24.09.2000 по 25.09.2000 – по выписке из индивидуального лицевого счета.

Просил обязать ответчика засчитать в стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости следующие периоды работы: с 01.04.1986 по 05.07.1986 в должности заведующего ***, фельдшера в *** в льготном исчислении как работу в сельской местности один год работы за один год три месяца;  с 01.09.1988 по 19.06.1990  и с 03.07.1990 по 14.09.1990  – в должности фельдшера специализированной отделения станции скорой медицинской помощи - в льготном исчислении один год работы за один год  и шесть месяцев; с 20.06.1990 по 02.07.1990  период нахождения на учебных  сборах по линии военкомата; с 24.09.2000 по 25.09.2000  – медицинская работа – в календарном исчислении.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Данилов Н.Л. не соглашается с решением суда, просит его отменить в части отказа включить в специальный стаж для назначения досрочной  страховой пенсии по старости в льготном исчислении периода работы с 01.09.1988 по 19.06.1990 и с 03.07.1990 по 14.09.1990 в должности фельдшера специализированного отделения станции скорой медицинской помощи города Казани, и принять в данной части  новое решение об удовлетворении исковых требований. При этом указывает, что он работал в специализированном отделении, в бригаде интенсивной терапии специализированного отделения (бригада интенсивной терапии). Неправильное название бригады не должно повлиять на его право на пенсию.

Как указывает истец, работая в должности фельдшера бригады интенсивной терапии, он фактически выполнял функции медсестры-анестезиста. Штатными расписаниями за 1988-1990 годы предусмотрена специализированная подстанция, в которую  входили анестезиолого-реанимационные бригады интенсивной терапии (6 круглосуточных поста). Фактически на ставках медсестер-анестезистов работали фельдшера.

Письмом Министерства здравоохранения СССР от 06.01.1987 № 02-14/1-14 разъяснено, что в соответствии с приложением 11 к приказу Минздрава СССР от 29.12.1984  № 1490 «О мерах по дальнейшему развитию и совершенствованию скорой и неотложной медицинской помощи населению» на станциях могут вводиться должности медицинского и фармацевтического персонала дополнительно, могут создаваться специализированные бригады. Разрешается устанавливать соответственно вместо должностей «Медицинская сестра-анестезист» специализированных анестезиолого-реанимационных бригад должности фельдшеров после их подготовки по анестезиологии-реанимации для медицинских сестер - анестезистов.

Неправильное (неточное) наименование отделения «Анестезиологии и реанимации), а также «Реанимации и интенсивной терапии» носило распространенный характер, что нашло отражение в письме Минздравмедпрома РФ от 14.07.1995г. № 2510/1835-95-27 «О льготном пенсионном обеспечении», в котором Министерство рекомендовало руководителям лечебно-профилактических учреждений привести наименование структурных подразделений (должностей) и внести изменения в трудовые книжки работников в строгом соответствии с действующим законодательством, поскольку, в связи с принятием и реализацией Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 возникло значительное количество конфликтных ситуаций, мешающих правильно решать вопросы пенсионного обеспечения работников здравоохранения «анестезиологических» и «реанимационных» отделений

В возражениях на апелляционную жалобу Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, а жалобу  - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Данилов Н.Л.  07 августа 2015 года  обратился Управление Пенсионного фонда Российской Федерации  (государственное учреждение) в городе Димитровграде и Мелекесском районе Ульяновской области  с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением  лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона   от 28.12.2013 №  400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ответчика  № 203293/15 от  09.11.2015  в назначении пенсии истицу  отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности стажа на соответствующих видах работ.

Согласно протоколу комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан № 1629 от 09.11.2015 ответчик включил в специальный стаж истца  в календарном исчислении периоды его работы: с 01.04.1986 по 05.07.1986 – в качестве заведующего ***, фельдшера ***,  с 01.09.1988  по 16.06.1990, с 03.07.1990 по 14.09.1990 в качестве фельдшера специализированного отделения станции скорой помощи (с 01.09.1988  по 30.096.1989) в качестве фельдшера в бригаде интенсивной терапии специализированного отделения станции скорой медицинской помощи (с 01.10.1989 по 14.09.1990).

В стаж на соответствующих видах работ не включены периоды: с 20.06.1990 по 02.07.1990 –  нахождение на учебных сборах по линии военкомата и с 24.09.2000 по 25.09.2000 – согласно выписке из  индивидуального лицевого счета. 

Продолжительность стажа Данилова Н.Л. на соответствующих видах работ составила 28 лет 10 мес. 10 дней.

Дав верную правовую оценку представленным доказательствам в их совокупности, при правильном применении норм материального права, суд обоснованно пришел к выводу о том, что период  работы истца  с 01.04.1986 по 05.07.1986 – в качестве заведующего ***, фельдшера *** подлежат зачету в специальный стаж в льготном исчислении (1 год как 1 год 3 месяца), а    периоды с 01.09.1988  по 16.06.1990, с 03.07.1990 по 14.09.1990 в качестве фельдшера специализированного отделения станции скорой помощи (с 01.09.1988  по 30.096.1989) в качестве фельдшера в бригаде интенсивной терапии специализированного отделения станции скорой медицинской помощи (с 01.10.1989 по 14.09.1990), с 24 по 25 сентября 2000 года в качестве фельдшера выездной бригады станции скорой медицинской помощи ***, равно как и период  нахождения истца на военных сборах по линии военкомата с 20.06.1990 по 02.07.1990,   подлежат зачету в специальный стаж в календарном исчислении. 

Согласно Конституции Российской федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена  на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый  имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом ( ст.ст.7, 37 ч.3, 39 ч.1 Конституции РФ).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 частью 2 Конституции РФ устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). При этом, такая дифференциация должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части1 и 2 Конституции РФ), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.

В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие  различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют  объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии, лежащие в основе   установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть взаимообусловлены.

Кроме того, как отмечалось в  Постановлении Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагает, по смыслу статьей 1,2, 6 (часть2), 15 (часть 4), 17 (часть1), 18, 19 и 55 (часть1) Конституции РФ, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с п.п. 20  п.1 статьи 30 Федерального закона  «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществляющим  лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктами 2, 3,  4 и 5 указанной выше статьи установлено, что списки соответствующих  работ, производств, профессий,  должностей, специальностей  и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.  Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением  правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).  В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности , выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации)  профессиональной деятельности, выполнявшейся  до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом  Правительством Российской Федерации.

Согласно  п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781,  периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением следующих случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в том числе, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца.

Согласно записям в трудовой книжке Данилов Н.Л.  был принят 01.04.1986  в *** на должность фельдшера и назначен заведующим.  с  05.07.1986 уволен с занимаемой должности в связи с призывом в  ряды Советской Армии.

Согласно справки № 919 от 21.07.2015, уточняющей занятость на соответствующих видах работ, выданной *** фельдшерский пункт является структурным подразделением *** и относится к сельской местности.

Исходя из вышеизложенного, суд правомерно обязал ответчика  засчитать  период работы Данилова Н. Л. с 01.04.1986 по 05.07.1986 в ***  в специальный стаж в льготном исчислении, как работу в сельской местности, из расчета  1 год как 1 год 3 мес.

Решение суда в данной части не оспаривается.

Отказывая  в удовлетворении исковых требований Данилова Н.Л. в части   включения в специальный стаж  в льготном исчислении  1 год как 1 год 6 месяцев периодов работы с 01.09.1988 по 19.06.1990  и с 03.07.1990 по 14.09.1990 в качестве фельдшера специализированного отделения станции скорой медицинской помощи суд правильно исходил из следующего.

В соответствии п.п. «н» Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";

Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно.

Правильно применив вышеприведенные правовые нормы, суд обоснованно пришел к выводу о том, что периоды работы с 01.09.1988  по 14.09.1990 не могут быть засчитаны в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении, поскольку такая возможность не была предусмотрена законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии, что предусмотрено в качестве обязательного условия в п.3 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Постановлением Правительства Российской Федерации от  29 октября 2002 г. N781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержден перечень  структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев.

В указанном перечне в разделе «структурные подразделения» поименованы:  Отделения (группы, палаты выездные бригады скоро медицинской помощи анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений предусмотренных в пунктах 1 - 6 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30  списка, в разделе «наименование должностей» предусмотрены: врачи-анестезиологи-реаниматологи (врачи-анестезиологи-реаниматоры), в  том числе заведующие,  медицинские сестры палатные,  в том числе старшие; медицинские  сестры-анестезисты.

Как следует из представленных доказательств, Данилов Н.Л.  имеет диплом, которым ему присвоена квалификация «фельдшер» в 1986 года.  Документы, подтверждающие то, что истец проходил специальную подготовку по анестезиологии-реанимации для медицинских сестер-анестезистов   не представлены. 

Согласно трудовой книжке Данилов Н. Л. принят 01.09.1988 года на должность фельдшера скорой помощи. 14.09.1990 года уволен по собственному желанию.

Согласно приказу о приеме на работу №186  Данилов Н. Л. принят на должность фельдшера скорой помощи и направлен в спец.подстанцию.

Согласно приказу №264 от 04.10.1989 Данилов Н.Л.  значится работающим    фельдшером спец.отделения в спец.подстанции.  

Согласно справки № 883/06/15 от 16.06.2015, выданной *** Данилов Н.Л. с 01.09.1988 по 14.09.1990 работал а *** в должности фельдшера. С 01.10.1989 работал фельдшером в бригаде интенсивной терапии специализированного отделения.

Согласно представленным штатным расписаниям  за оспариваемый период в *** в спец.подстанции  были созданы  анестезиолого-реанимационная бригада интенсивной терапии в составе  врача-анестезиолога, медицинской сестры-анестезистки и санитарки.  

В Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 октября 1999 года N 377 (ранее действующей) и Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года N 1183н, поименованы должности "фельдшер" и "медицинская сестра-анестезист". При этом в Номенклатуре от 1999 года для должностей фельдшера и медицинской сестры предусмотрены разные разряды для оплаты труда.

Из Постановления Минтруда России от 27 августа 1997 года N 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации" (действующего в период до 30 ноября 2008 года) и раздела "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" Единого квалификационного справочника должностей руководителей, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 года N 541н, следует, что должностные обязанности фельдшера и медицинской сестры-анестезиста не идентичны.

Таким образом,  указанные нормативные акты предусматривают самостоятельные должности фельдшера и медицинской сестры-анестезиста, должностные обязанности которых являются различными. Исходя из этого, а также учитывая то, что  истцом не представлены доказательства выполнения им в оспариваемый период  должностных обязанностей медсестры-анестезистки  в выездной бригаде анестезиологии-реанимации, суд правильно отказал истцу  в зачете в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы  с 01.09.1988 по 14.09.1990 *** в должности фельдшера (с 01.10.1989  фельдшером в бригаде интенсивной терапии специализированного отделения).

Доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе  о том, что  к спорным периодам необходимо применить положения  Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" несостоятельны, основаны на неверном толковании закона.

Так, в соответствии с данным Списком исчисление   специального стажа 1 год как 1 год 6 месяцев было предусмотрено «врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров, врачам - анестезиологам - реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии - реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии». 

Бригады скорой помощи не были поименованы в указанном Списке.  Льготное исчисление стажа применялось только к  работающим в отделениях  и группах анестезиологии-реанимации (стационар).

Впервые возможность включения в льготном исчислении работы в выездных бригадах скорой помощи анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии предусмотрена Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066. При этом правом на указанное исчисление обладали из среднего медицинского персонала только медицинские сестры-анестезисты и медицинские сестры.

В ныне действующем Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, правом на льготное исчисление стажа работы также пользуются только медицинские сестры-анестезисты.

Правовых же основания для установления тождества занимаемой истцом в оспариваемый период  должности фельдшера спец.отделения (бригада интенсивной терапии) специализированной станции скорой медицинской помощи   должности медсестры-анестезистки  выездной бригады  анестезиологии-реанимации СМП не имеется.

В остальной части доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с выводами суда, основаны на неверном толковании закона, при этом  фактов, которые не были бы предметом исследования и оценки суда первой инстанции не содержат, а потому основанием к отмене судебного решения не являются.

Согласно пункту 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации" N 516 от 11 июля 2002 года, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.

К уплате страховых взносов в Пенсионный Фонд приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года. Статьей 72 Закона СССР от 12 октября 1967 года "О всеобщей воинской обязанности", действовавшей и применявшейся в спорный период нахождения истца на военных сборах, предусматривалось, что за рабочими и служащими, призванными на военные сборы сохранялась занимаемая должность и средняя заработная плата по месту их работы. На время исполнения общественных обязанностей за работниками гарантированно сохранялось место работы (должность) и средний заработок, что было закреплено как в статье 111 КЗоТ РСФСР, так и в статье 170 Трудового кодекса Российской Федерации.

Из военного билета следует, что Данилов Н. Л.  в период с 20.06.1990 по 02.07.1990 проходил военные сборы в должности фельдшера, и на время прохождения указанных сборов ему сохранялся заработок, что подтверждается копией соответствующего приказа от 09 июля 1990 года №144.

Исходя из этого вывод суда о том, что указанный период подлежит включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, является правильным. 

Также судебная коллегия находит верным и вывод суда в части включения в специальный стаж Данилова Н.Л. периода с 24 по 25 сентября 2000 года, поскольку  в указанный период ситец работал в должности фельдшера в ***, доказательств предоставлении ему  отпуска без сохранения заработной платы, равно как и невыполнение своих должностных обязанностей, суду не представлено. 

В данной части решение суда не оспаривается. 

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 18 февраля 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Данилова Н*** Л*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: