Судебный акт
О возложении обязанности определить гарантирующую орагнизацию для системы водоснабжения
Документ от 17.05.2016, опубликован на сайте 30.05.2016 под номером 59063, 2-я гражданская, о возложении обязанности для централизованных систем водоснабжения с. Богдановка, определить гарантирующую организацию и установить зоны её деятельности в 3-х месячный срок после вступления решения суда в законную силу,, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья  Поварова Н.И.                                                                    Дело № 33-2271/2016                                                              

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                      17 мая 2016 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Бабойдо И.А.,

судей Герасимовой Е.Н.,  Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Бакастовой Е.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 04 февраля 2016 года, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования Чеботаевское сельское поселение Сурского района Ульяновской области для централизованных систем водоснабжения д. Богдановка Сурского района Ульяновской области определить гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

 

Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения представителя администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области Филюшкиной С.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Сурского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Чеботаевское сельское поселение Сурского района Ульяновской области о возложении обязанности для централизованных систем водоснабжения села Богдановка определить гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование иска указал, что в ходе соответствующей проверки исполнения законодательства в сфере природопользования установлено нарушение законодательства в деятельности администрации муниципального образования Чеботаевское сельское поселение при организации водоснабжения населения в границах поселения. Водоснабжение населения питьевой водой и для хозяйственно-бытовых нужд на территории муниципального образования Чеботаевское сельское поселение осуществляется в деревне Богдановка из водокачки и пяти каптированных родников. В нарушение  требований федерального законодательства ответчиком не определена гарантирующая организация для централизованной системы холодного  водоснабжения. Отсутствие гарантирующей организации влечет существенные нарушения природоохранного законодательства. Производственный контроль качества питьевой воды администрацией муниципального образования Чеботаевское сельское поселение не обеспечивается. Неисполнение положений законодательства ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, а также влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу здоровью населения д. Богдановка.

Суд привлек к участию в деле в качестве соответчика администрацию муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области и, рассмотрев заявленные требования, постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области считает решение суда незаконным и подлежащим отмене. По мнению автора жалобы, решение суда фактически обязывает ответчиков к принятию муниципального правового акта об определении гарантирующей организации для централизованных систем водоснабжения деревни Богдановка, тогда как в Российской Федерации законодательно закреплен принцип самостоятельности органов местного самоуправления, в том числе в решении вопросов о расходов местных бюджетов на те или иные мероприятия. Полномочия по решению вопроса местного значения по организации в границах поселения водоснабжения населения на 2016 год переданы на основании соответствующего соглашения органам местного самоуправления муниципального образования «Чеботаевское сельское поселение». Данное соглашение носит срочный характер, вместе с тем в силу действующего законодательства гарантирующая организация должна быть определена однократно и бессрочно.

В возражениях на жалобу прокурор Сурского района Ульяновской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика муниципального образования Чеботаевское сельское поселение, представителей третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, возражениях относительно жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Сурского района Ульяновской области, выявлено нарушение природоохранного законодательства при организации водоснабжения населения д. Богдановка Сурского района Ульяновской области, где не определена гарантирующая организация для централизованной системы холодного водоснабжения.

Разрешая требования прокурора, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для отказа в иске.

Вывод суда мотивирован, соответствует фактическим обстоятельствам дела и нормам закона, оснований считать его неправильным не имеется.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ), для целей которого пункт 6 его статьи 2 определяет гарантирующую организацию как организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенную решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Статьей 3 Федерального закона № 416-ФЗ закреплено, что государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение, в том числе охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения;  доступности водоснабжения и водоотведения для абонентов; развития централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения

Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются среди прочих приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению.

Статья 6 Федерального закона № 146-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относит организацию водоснабжения населения (п. 1 ч. 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (п. 2 ч. 1).

Согласно ч. 1.1. ст. 6 Федерального закона № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 ст. 6, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Статья 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относит в том числе  организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (п. 4 ч. 1).

Согласно ч. 3 названной нормы Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 ст. 14. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 ст. 14 вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 ст. 14).

Частью 4 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.

Согласно Уставу муниципального образования Чеботаевское сельское поселение Сурского района Ульяновской области к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации (ст. 8 глава II).

Решением Совета депутатов муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области № 36/38 от 03 ноября 2015 года с 01 января 2016 года часть полномочий органов местного самоуправления муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области передана органам местного самоуправления Чеботаевского сельского поселения, в том числе по решению вопросов местного значения, а именно организации водоснабжения населения поселения.

Решением Совета депутатов муниципального образования Чеботаевское сельское поселение Сурского района Ульяновской области от 11 декабря 2015 года № 37/32 Советом депутатов указанного муниципального образования были приняты к исполнению полномочия по решению части вопросов местного значения, в том числе по водоснабжению населения поселения.

30 декабря 2015 года между администрацией муниципального образования «Сурский район» и администрацией муниципального образования Чеботаевское сельское поселение было заключено соглашение о передаче осуществления части полномочий (далее – Соглашение).

Как указано в п. 1.1. Соглашения, его предметом являются действия сторон, направленные на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения.

Согласно п. 1.2 Соглашения администрация района передает администрации поселения осуществление всех полномочий, необходимых для водоснабжения населения поселения.

Статьей 2 Соглашения определен порядок его финансирования.

Пунктом 2.1 Соглашения предусмотрено, что финансирование расходов по реализации полномочий, указанных в ст. 1 Соглашения, осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых ежегодно из бюджета муниципального образования «Сурский район» в бюджет муниципального образования Чеботаевское сельское поселение.

Пунктом 2.4 определено, что объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета района в бюджет поселения на водоснабжение населения поселения составляет 38 700 руб.

Установив данные обстоятельства и, проанализировав нормы действующего законодательства, суд пришел к верному выводу о том, что организация водоснабжения в границах муниципального образования Чеботаевское сельское поселение отнесена к ведению сельского поселения, и поскольку администрацией последнего для централизованных систем водоснабжения д. Богдановка Сурского района не определена гарантирующая организация, возложил на администрацию муниципального образования Чеботаевское сельское поселение обязанность определить таковую и установить зоны ее деятельности в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном вмешательстве прокурора и суда в деятельность органов местного самоуправления несостоятельны.

Как указано в ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 131-ФЗ).

Органы местного самоуправления призваны обеспечивать в рамках полномочий, возложенных на местное самоуправление в соответствии с Конституцией Российской Федерации, реализацию воли населения городских, сельских поселений и других территорий, на которых оно осуществляется.

Конституционно-правовым статусом и предназначением местного самоуправления, ориентированного, прежде всего, на решение социально-экономических задач в пределах муниципального образования,  обусловливается необходимость соблюдения в его организации и деятельности интересов граждан, проживающих на соответствующей территории.

Полномочия местного самоуправления должны обеспечивать реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

Установив в деятельности органов местного самоуправления факт нарушения требований законодательства, способный повлечь неблагоприятные последствия для населения и окружающей среды, а также непринятие органами местного самоуправления мер по выполнению возложенных на них полномочий, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск прокурора, заявленный в защиту неопределенного круга лиц.

Учитывая установленный судом срок – шесть месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого органу местного самоуправления надлежит определить для централизованных систем водоснабжения д. Богдановка Сурского района Ульяновской области гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности, суд обоснованно возложил соответствующую обязанность на администрацию муниципального образования Чеботаевское сельское поселение в рамках переданных ей полномочий (на весь 2016 год).

Указанное свидетельствует о несостоятельности доводов жалобы о невозможности принятия администрацией муниципального образования Чеботаевское сельское поселение решения об определении гарантирующей организации.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 04 февраля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области  -  без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи