УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Бойкова О.Ф. Дело
№ 33- 2173/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
17 мая 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А. и
Казаковой М.В.
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Управления пенсионного фонда РФ (государственного
учреждения) в Засвияжском районе города Ульяновска на решение Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 12 февраля 2016 года, по которому
постановлено:
Исковые требования
Парфеновой Е.Н. удовлетворить.
Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) в Засвияжском районе г.
Ульяновска Ульяновской области включить Парфеновой Е*** Н*** период в специальный стаж в льготном исчислении
(1:1,6) в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране
здоровья населения периоды ее работы с 01.08.1989г. по 05.05.1992г., с
02.12.1999г. по 21.09.2015г. в должности фельдшера-лаборанта в
патологоанатомическом отделении ГУЗ «О***».
Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) в Засвияжском районе г.
Ульяновска Ульяновской области назначить Парфеновой Е*** Н*** с ***.2015г.
досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной иной деятельности по охране здоровья
населения.
Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения истицы
Парфеновой Е.Н. и ее представителя адвоката Ильиной Е.В., полагавших решение
суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Парфенова
Е.Н. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ
(государственному учреждению) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской
области о зачете периодов работы в специальный стаж, признании право на
досрочную страховую пенсию по старости.
В обоснование иска указала, что ***2015 она обратилась к
ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в
соответствии с п.п.20 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях». Решением от ***2015г.
ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого
специального стажа. С решением ответчика
была не согласна, считала, что периоды ее работы с 01.08.1989г. по 05.05.1992г., с 02.12.1999г.
по 21.09.2015г. в должности фельдшера-лаборанта в патологоанатомическом
отделении ГУЗ «О*** (ранее *** должны засчитываться в льготном исчислении
(1:1,6).
С учетом
уточненных исковых требований просила обязать ответчика включить в специальный
стаж в льготном исчислении (1:1,6) в связи с осуществлением лечебной и иной
деятельности по охране здоровья населения спорные периоды работы и обязать
ответчика назначить ей с ***2015г. досрочную страховую пенсию по старости в
связи с осуществлением лечебной иной
деятельности по охране здоровья населения.
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе
Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском
районе г. Ульяновска не соглашается с
решением суда, просит его отменить как вынесенное с нарушением норм
материального и процессуального права и принять новое решение. При этом указывает,
что спорные периоды не могут быть включены в специальный стаж истицы в льготном
исчислении, поскольку патологоанатомическое отделение диспансера, в том числе и
онкологического, не входит в Перечень структурных подразделений учреждений
здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа
которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости, как год и 6 месяцев, утвержденных
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781. При этом
тождество патологоанатомического отделения больниц и патологоанатомического
отделения диспансера Министерством труда и социального развития Российской
Федерации не установлено. По мнению
автора жалобы, справка выданная ГУЗ «О***», подтверждающая льготный характер
работы истицы до 2006 года является необоснованной и не может быть принята
судом в качестве доказательства.
Дело рассмотрено в отсутствие
представителей ответчика и третьего лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно
материалам дела, решением ГУ - УПФ РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска от ***
2015 года Парфеновой Е.Н. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по
старости в связи с отсутствием необходимого 30 летнего стажа в связи с
осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения. На дату обращения
стаж составил 28 лет 2 мес.3 дн.
В
специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии
по старости, периоды ее работы с 01.08.1989г. по 05.05.1992г., с 02.12.1999г.
по 21.09.2015г. в должности фельдшера-лаборанта в патологоанатомическом
отделении ГУЗ «О***» включены в
календарном исчислении.
Полагая
указанное решение ГУ - УПФ РФ в Засвияжском районе г. Ульяновска нарушающим ее
пенсионные права, Парфенова Е.Н. обратилась в суд с иском о признании данного
решения незаконным и признании за ней права на досрочное назначение страховой
пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по
охране здоровья населения.
Разрешая
спор и удовлетворяя исковые требования Парфеновой Е.Н., суд первой инстанции
исходил из того, что истица в период работы с 01.08.1989г. по 05.05.1992г., с
02.12.1999г. по 21.09.2015г. в должности фельдшера-лаборанта в
патологоанатомическом отделении ГУЗ «О***» осуществляла тождественные функциям
фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения больницы, работа в которой
дает право на льготное исчисление и, поскольку работы фельдшера-лаборанта
тождественны в данных учреждениях, то по мнению суда первой инстанции период
работы истицы так же должен быть исчислен
(год работы как 1 год и 6 месяцев) и в связи с этим пришел к выводу о
признании за истицей права на досрочное назначение страховой пенсии по старости
с ***2015г.
Судебная
коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может, поскольку
он основан на неправильном применении к возникшим отношениям норм материального
права.
В соответствии с подпунктом 20
п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О
страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее
достижения возраста, установленного ст. 8
настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не
менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет
в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах,
независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в ранее действующих пункте «б»
части 1 статьи 12, статьях 81
и 83
Закона "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.1990 N 340-1, а
также в подпункте 20
п. 1 статьи 30 ранее действующего Федерального закона
от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Порядок исчисления периодов работы, подлежащих включению в
стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной и иной
деятельностью по охране здоровья населения установлен Правительством РФ.
Согласно пп.
"н" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г.
N 665, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном
назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения,
применяются: Список
должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях
здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный
постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781;
а также Список
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения,
утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября
1999 г. N 1066 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период
с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно.
В соответствии со "Списком
профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет",
утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464,
врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей,
детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских
патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных
бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия
трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей,
удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и
биопсийного материала - один год работы в этих должностях и подразделениях
считать за один год и 6 месяцев.
Списками
и Правилами
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости, Перечнем
структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и
среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается
в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости, как год и шесть месяцев, утвержденными постановлением Правительства
РФ от 29.10.2002 г. N 781, установлено льготное исчисление стажа 1 год за 1 год
6 месяцев для врачей-патологоанатомов, в том числе, врачей-заведующих и
среднего медицинского персонала (к которому относится должность
фельдшера-лаборанта), работающих, в поименованных в Перечнях
и Правилах
учреждениях здравоохранения.
Пунктом 3
Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей
врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года
засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002 года N 781, предусмотрено, что в специальный
стаж в льготном исчислении включается работа среднего медицинского персонала,
проводящего патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования
трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях,
обработку трупного, операционного материала в патологоанатомических отделениях
учреждений, предусмотренных в пунктах 1
- 6,
14,
20
Списка, а также Клинического центра Московской медицинской академии имени И.М.
Сеченова; отделения (в том числе общей, детской и инфекционной патологии)
патологоанатомических бюро (института).
Таким образом, в п. 3
Перечня в числе учреждений, имеющих патологоанатомические отделения, работа в
которых, дает право среднему медицинскому персоналу на льготное исчисление
стажа, указаны больницы всех наименований, однако не поименованы диспансеры
(перечисленные в п. 15
Списка), в том числе онкологический.
Исходя из вышеуказанного законодательства, регулирующего правоотношения
сторон, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку онкологические диспансеры не поименованы в нормативных
документах, в связи с чем, работа истицы
в должности фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения не
подлежит зачету в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в
льготном исчислении (1:1,6).
В связи с чем, у
суда первой инстанции не было оснований для льготного исчисление стажа
фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения онкологического диспансера.
Суд первой инстанции, соглашаясь с доводами истицы о
тождественности функций фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения
больницы, бюро и патологоанатомического отделения онкологического диспансера,
не учел, что Списки
профессий и должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на
пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране
здоровья населения, Правила
исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения, Перечни
структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и
среднего медицинского персонала, работа в которых дает право на льготное
исчисление стажа содержат исчерпывающий перечень медицинских учреждений, в том
числе, по их типу (виду), с перечислением типовых наименований, и
расширительному толкованию не подлежат. Суд первой инстанции фактически
расширил данный список, указав новую категорию работников, имеющих право на
льготное исчисление стажа работы.
В соответствии с п. 2
постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516
"Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27
и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций,
предусмотренных списками работ, профессий, должностей, специальностей и
учреждений, с учетом которых, досрочно назначается трудовая пенсия по старости,
тем же профессиям, должностям и организациям, имеющим иные наименования,
предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по
представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с
Пенсионным фондом Российской Федерации.
На момент рассмотрения спора, тождество
патологоанатомического бюро, патологоанатомического отделения больницы и
патологоанатомического отделения онкологического диспансера не установлено.
Номенклатурой
учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения
РФ от 03.11.1999 года N 395, Номенклатурой
учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения
РФ от 03.07.2003 года, Единой номенклатурой
государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной
приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации от 07 октября 2005 года утвержден перечень
лечебно-профилактических учреждений, к которым относятся: больничные
учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения,
патологоанатомические бюро. Аналогичные наименования лечебно-профилактических
медицинских организаций предусмотрены номенклатурой
медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения
Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N 529н, действующей в настоящее
время.
Исходя из того, что указанные учреждения здравоохранения
относятся к разным типам (видам) учреждений, онкологический диспансер
поименован правильно, у суда первой инстанции не было основания для
установлений тождества функций, условий и характера деятельности
фельдшера-лаборанта в патологоанатомических отделениях больниц и
патологоанатомическом отделении онкологического диспансера, а, соответственно,
отсутствовали и правовые основания для льготного исчисления стажа работы истца
в оспариваемый ею период.
Федеральный законодатель, закрепляя право
лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения,
на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только
специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования
учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение
специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не
может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение,
что неоднократно указывал Конституционный Суд РФ в судебных постановлениях.
Таким
образом, льготное исчисление стажа – год работы как год и 6 месяцев связывается
не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника
подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов,
обусловленных спецификой и характером деятельности в определенных условиях; при
этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных
обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по
профилю и задачам деятельности структурных подразделений лечебных учреждений.
Выделение
в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по
старости с учетом льготного исчисления стажа, отдельных работников,
осуществляющих такую деятельность, фактически основано на учете условий и
интенсивности выполняемой ими работы.
Таким образом,
ввиду отсутствия правовых оснований для включения в специальный стаж истца
периодов ее работы с 01.08.1989г. по 05.05.1992г., с 02.12.1999г. по
21.09.2015г. в должности фельдшера-лаборанта в патологоанатомическом отделении
ГУЗ «О***» в стаж в льготном исчислении (1:1,6), решение суда нельзя признать
законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Оценив обстоятельства пенсионного спора в соответствии с
приведенными нормами законодательных актов, судебная коллегия приходит к
выводу о законности отказа ответчиком в
назначении страховой пенсии по старости досрочно, в связи с отсутствием у истца
необходимого стажа работы для назначения такой пенсии.
Решение
суда подлежит отмене, с принятием нового решения, которым отказать Парфеновой
Е.Н. в удовлетворении исковых требований об
обязании Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска
Ульяновской области о включении периода работы
с 01.08.1989г. по 05.05.1992г., с 02.12.1999г. по 21.09.2015г. в
должности фельдшера-лаборанта в патологоанатомическом отделении ГУЗ «О***» в
специальный стаж в льготном исчислении (1год за 1 год шесть месяцев) и в
назначении с ***2015г. досрочной страховой пенсии.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Засвияжского районного суда города Ульяновска от 12
февраля 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требования Парфеновой Е*** Н*** об обязании Управление пенсионного фонда РФ
(государственное учреждение) в
Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области о включении периода работы с 01.08.1989г. по 05.05.1992г., с
02.12.1999г. по 21.09.2015г. в должности фельдшера-лаборанта в
патологоанатомическом отделении ГУЗ «О***» в специальный стаж в льготном
исчислении (1год за 1 год шесть месяцев) и в назначении с 21.09.2015г. досрочной
страховой пенсии, отказать
Председательствующий
Судьи: