Судебный акт
Обязанность по определению гарантирующей организации для обееспечения водоснабжением
Документ от 17.05.2016, опубликован на сайте 30.05.2016 под номером 59039, 2-я гражданская, о возложении обязанности для централизованных систем водоснабжения сел Хмелевка и Шеевщино определить гарантирующую организацию, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Мартышев П.В.                                                                  Дело № 33-2269/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город  Ульяновск                                                                                  17 мая 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Бабойдо И.А.,

судей Пулькиной Н.А. и Кинчаровой О.Е.,

при секретаре Бакастовой Е.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Сурский район» на решение Карсунского районного  суда Ульяновской области от 03 февраля 2016 года,    по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Сурского района Ульяновской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Хмелевское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области о возложении обязанности для централизованных систем водоснабжения сел Хмелевка и Шеевщино Сурского района Ульяновской определить гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования «Хмелевское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области для централизованных систем водоснабжения сел Хмелевка и Шеевщино Сурского района Ульяновской области определить гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

 

Заслушав доклад судьи Пулькиной Н.А., объяснения представителя администрации муниципального образования «Сурский район» Филюшкиной С.А., поддержавшей доводы жалобы, прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Сурского района Ульяновской области обратился в суд с иском, уточненным в ходе судебного разбирательства, в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Хмелевское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области о возложении обязанности на администрацию МО «Хмелевское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области для централизованных систем водоснабжения сел Хмелевка и Шеевщино определить гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования прокурор мотивировал тем, что проверкой, проведенной прокуратурой Сурского района, установлено нарушение природоохранного законодательства в деятельности администрации МО «Хмелевское сельское поселение» при организации водоснабжения населения в границах поселения. Администрация МО «Хмелевское сельское поселение» имеет в своем ведении объекты водоснабжения, а именно: водопровод протяженностью 4307м 1979 года постройки, расположен по адресу: с. Хмелёвка, а также водопровод протяженностью 5430м 2008 года постройки, расположен по адресу: с. Шеевщино, подземная вода из которых используется для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения поселения. Полагает, что создание организации водопроводно-канализационного хозяйства, определение гарантирующей организации является не простой бюрократической формальностью, а мерой защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду, предусмотренных ст.42 Конституции РФ и гарантированных государством. Отсутствие организации водопроводно-канализационного хозяйства и гарантирующей организации влечет другие существенные нарушения природоохранного законодательства. На основании ч. 4 ст. 11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, или частей таких водных объектов в пользование на основании договоров водопользования. Поскольку в соответствии с ч.3 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, договор водопользования с администрацией МО «Хмелевское сельское поселение» заключен быть не может. Согласно п.п. 4.1, 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» за качеством питьевой воды должен осуществляться государственный санитарно-эпидемиологический надзор и производственный контроль. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Производственный контроль качества питьевой воды администрацией МО «Хмелевское сельское поселение» не обеспечивается. Неисполнение вышеуказанных требований законодательства ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, а также влияет на состояние окружающей среды, создает угрозу здоровью населения с.Хмелевка и с.Шеевщино. Статьей 20 Водного кодекса РФ предусмотрено, что договором водопользования предусматривается плата за пользование водным объектом или его частью. Ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, порядок расчета и взимания такой платы устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Внесение платы за пользование водными объектами администрацией МО «Хмелевское сельское поселение» не осуществляется.

Судом к участию в деле  в качестве соответчика привлечена администрация МО «Сурский район» Ульяновской области.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Сурский район» просит отменить решение суда. В жалобе ссылается на то, что исполнением решения суда будет являться принятие решения администрации МО «Хмелевское сельское поселение» об определении  гарантирующей организации для централизованных систем водоснабжения сел Хмелевка и Шеевщино, которое должно быть выражено в муниципальном правовом акте, принятом в соответствии с действующим законодательством. Указывает на то, что в соответствии с нормой ст. 10 Конституции РФ органы законодательной и исполнительной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. В связи с этим суд  не может обязать  орган законодательной и исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт. Суд не вправе обязать орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.  Водоснабжение населения  муниципального образования Хмелевское сельское поселение организовано силами администрации поселения, в селах Хмелевка  и Шеевщино  имеется централизованное водоснабжение. Поэтому полагает, что в пределах своих полномочий и переданных межбюджетных трансфертов на бюджетный год  ответчик организует водоснабжение населения. Кроме того, указывает, что между администрацией района и администрацией поселения заключено соглашение о передаче осуществления соответствующих полномочий на 2016 год, в силу которых полномочие по водоснабжению населения имеется в настоящее время у администрации поселения. Учитывая, что соглашение заключено на определенный срок, администрация поселения вправе издавать муниципальные правовые акты, регулирующие данные полномочия, только на срок принятых полномочий.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Сурского района считает решение суда законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащей удовлетворению. 

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

 

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела и содержания решения следует, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.

Как усматривается из материалов дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Сурского района, выявлено нарушение природоохранного законодательства, при организации водоснабжения населения на территории сел Хмелёвка и Шеевщино Сурского района Ульяновской области не создана организация водопроводно-канализационного хозяйства, не определена гарантирующая организация, что сторонами не оспаривалось.

Из статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 указанного закона к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

В соответствии с ч.3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 28.11.2015) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

В соответствии с ч.4 ст. 15 данного закона органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Право администрации МО «Сурский район»  заключать такие соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, предусмотрено также Уставом муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области (новая редакция), принятого решением Совета депутатов муниципального образования «Сурский район» Ульяновской области от 01.11.2006 № 38/92.

В Уставе МО «Хмелевское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области указано, что к вопросам местного значения отнесена, в том числе организация водоснабжения в границах поселения.

Решением Совета депутатов МО «Сурский район» Ульяновской области от 03.11.2015 №36/38 полномочия по водоснабжению населения поселения с 01.01.2016 переданы органам местного самоуправления МО «Хмелевское сельское поселение».

Решением Совета депутатов МО «Хмелевское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области от 16.12.2015 №30/31 полномочия по водоснабжению населения поселения приняты с 01.01.2016.

В соответствии с соглашением между администрацией МО «Хмелевское сельское поселение» и администрацией МО «Сурский район» от 30.12.2015 администрация района передала, а администрация поселения приняла осуществление полномочий по водоснабжению населения поселения. Срок действия соглашения с 01.01.2016 по 31.12.2016. Данным соглашением урегулирован порядок финансирования расходов на реализацию переданных полномочий, а именно за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых ежегодно из бюджета МО «Сурский район» Ульяновской области в бюджет МО «Хмелевское сельское поселение».

Из договора №3 от 29.12.2015г., заключенного между КУМИ и ЗО администрации МО «Сурский район» и администрацией МО «Хмелевское сельское поселение», приложений к данному договору следует, что в безвозмездное пользование администрации МО «Хмелевское сельское поселение» переданы водопроводы в селах Хмелёвка и Шеевщино. Указанный договор действует с момента подписания до 31.12.2016.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу, что органом, осуществляющим полномочия по водоснабжению населения поселения в 2016 году, является администрация МО «Хмелевское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области. Для реализации указанных полномочий администрации МО «Хмелевское сельское поселение» переданы централизованные системы водоснабжения в селах Хмелёвка и Шеевщино, определен порядок финансирования принятых полномочий.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения; обеспечения доступности водоснабжения. Общими принципами государственной политики в сфере водоснабжения и водоотведения являются приоритетность обеспечения населения питьевой водой, горячей водой и услугами по водоотведению; обеспечение равных условий доступа абонентов к водоснабжению и водоотведению.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении водоотведении» органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» установлено, что холодное водоснабжение с использованием централизованных систем холодного водоснабжения осуществляется на основании договора холодного водоснабжения (п. 4.); если для централизованных систем холодного водоснабжения органами  местного самоуправления определена гарантирующая организация, соответствующие договоры холодного водоснабжения заключаются с такой гарантирующей организацией (п. 6.); до определения органами местного самоуправления гарантирующей организации абоненты заключают договоры холодного водоснабжения с организацией водопроводно-канализационного хозяйства, к водопроводным сетям которой подключены объекты абонента (п. 7.).

При таких обстоятельствах, с целью предотвращения возникновения чрезвычайной ситуации и недопущения нарушения прав граждан суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию муниципального образования «Хмелёвское сельское поселение» Сурского района Ульяновской области для централизованных систем водоснабжения сел Хмелёвка и Шеевщино Сурского района Ульяновской области определить гарантирующую организацию и установить зоны ее деятельности.

Доводы жалобы о том, что водоснабжение в селах Хмелёвка и Шеевщино организовано, не являются основанием к отмене решения суда, поскольку в нарушение норм приведенного законодательства гарантирующая организация не определена; организация водоснабжения не освобождает орган местного самоуправления от обязанностей, установленных законом по определению гарантирующей организации и установлению зон ее деятельности.

Доводы жалобы о том, что решением суд фактически возложил на ответчика обязанность по принятию муниципального правового акта, являлись предметом обсуждения при рассмотрении дела судом первой инстанции, оснований не соглашаться с оценкой этих доводов, данной судом, у судебной коллегии не имеется. 

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, поскольку не опровергают выводы суда, а сводятся к изложению правовой позиции стороны, выраженной в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.

Судебная коллегия считает, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, дал им надлежащую оценку, постановил законное и обоснованное решение.

Все доказательства по делу судом оценены в соответствии с правилами ст. ст. 55, 67 ГПК РФ. Оснований для их иной оценки судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела (в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе), судом не допущено.

В силу изложенного, оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 03 февраля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Сурский район»  – без удовлетворения.

 

Председательствующий                  

 

Судьи