Судебный акт
Ремонт муниципальных дорог
Документ от 17.05.2016, опубликован на сайте 30.05.2016 под номером 59037, 2-я гражданская, об обязании привести в соответствие участки муниципальных автомобильных дорог, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                 Дело № 33-2096/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            17 мая  2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Камаловой Е.Я.

судей Васильевой Е.В. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании  дело по апелляционной жалобе администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 20 января  2016 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации город Ульяновск выразившееся в неисполнении возложенных обязанностей по содержанию покрытия межрельсового пространства проезжей части с ул. Локомотивная к дому № 8 по ул. Локомотивная г. Ульяновска.

Обязать администрацию муниципального образования "город Ульяновск" в срок до 01.05.2016г. привести в соответствии с эксплуатационными требованиями участок покрытия межрельсового пространства проезжей части с ул. Локомотивная к дому № 8 по ул. Локомотивная г. Ульяновска.

В удовлетворении исковых требований к МУП «Ульяновскэлектротранс» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения прокурора Николаевой Н.А., представителя МУП «УЭТ» Гоношилиной Н.К., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района г. Ульяновска обратился в суд с иском к администрации города Ульяновска о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнени возложенных на нее обязанностей по содержанию покрытия межрельсового пространства при заезде с ул. Локомотивная к дому № 8 по ул. Локомотивная г. Ульяновска.          Иск мотивирован тем, что состояние межрельсового пространства проезда с ул.Локомотивная к дому № 8 по ул. Локомотивная г. Ульяновска находится в состоянии, не отвечающем требованиям ГОСТ Р 50597-93, а именно: в нарушение требований п. 3.1.1. указанного ГОСТа покрытие межрельсового пространства (настила) имеет просадки, выбоины, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью.

В связи с этим с учетом уточненных требований прокурор просил суд обязать администрацию города Ульяновска привести участок покрытия межрельсового пространства проезда с ул. Локомотивная к дому № 8 по ул. Локомотивная г. Ульяновска в соответствие с эксплуатационными требованиями, а именно: устранить  просадки, выбоины междурельсового пространства (настила) проезда с ул. Локомотивной к дому № 8 по ул. Локомотивной. 

Судом к участию в деле в качестве соответчика было привлечено МУП «Ульяновскэлектротранс».

Рассмотрев заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда. Указывает на то, что является ненадлежащим ответчиком по делу. На основании ст.210 ГК РФ она, как собственник имущества, передала свои полномочия по содержанию имущества специально созданному им предприятию. Ответственным за ремонт и содержание междурельсового пространства следует считать МУП «Ульяновскэлоектроранс», как организацию, в чьем ведении находятся объекты транспортной  инфраструктуры, в том числе, трамвайные пути.

СНиП 2.05.09-90 и правила технической эксплуатации трамвая устанавливают требования к содержанию трамвайных путей и к определению границ трамвайного полотна. Трамвайные пути, вне зависимости от их расположения, не являются проезжей частью (п. 2.42 СНиП 2.05.09-90, п.5.2.9 Правил технической эксплуатации трамвая). Согласно п. 3.6 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Ульяновск», работы по благоустройству и содержанию прилегающей территории на трамвайных путях, конечных разворотных  пунктах и диспетчерских осуществляют предприятия городского пассажирского транспорта. Согласно п. 5.2.9 Правил технической эксплуатации  трамвая, утвержденных распоряжением Министерства  транспорта РФ от 30.11.2001 № АН-103-р, граница трамвайного полотна на совмещенном и обособленном полотне независимо от ширины междупутья должна проходить на расстоянии 0,7м от внешнего рельса с каждой стороны. Поскольку ремонт и содержание верхнего покрытия в пределах границ полотна трамвайных путем входит к компетенцию  МУП «Ульяновскэлектротранс», администрации города Ульяновска не обязана выполнять работы по устранению выбоин в дорожном покрытии на пересечении с трамвайными путями.

В судебное заседание не явились представители администрации г.Ульяновска, Комитета дорожного хозяйства благоустройства и транспорта администрации г.Ульяновска, УМВД России по Ульяновской области, УМВД России по г.Ульяновску. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязанность по ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне лежит на органах местного самоуправления.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п. 12.1 Правил благоустройства  территории муниципального образования «город Ульяновск», утв. Постановлением Главы г. Ульяновска 24.04.2008 года за №2951, благоустройство и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения осуществляются их собственниками либо организацией, с которой заключен договор на их обслуживание.

В ходе рассмотрения дела установлено, что автомобильная дорога по ул. Локомотивной в г.Ульяновске числится в реестре муниципальной собственности.

На балансе МУП «Ульяновскэлектротранс» находятся трамвайные пути по ул. Локомотивной: от Моторного завода до узла «Инзенская», включая узел «Инзенский»

29.10.2015 в прокуратуру Железнодорожного района г. Ульяновска обратился ИП Зимин В.А. с жалобой на ненадлежащее состояние проезжей части через трамвайные пути. Указал при этом, что дорога в данном месте провалилась.

Согласно  акту проверки эксплуатационного состояния автомобильных дорог и улиц от 16.11.2015, составленному государственным инспектором дорожного надзора отдела ГИБДД УМВД России по городу Ульяновску, объектом проверки явилось покрытие межрельсового пространства (настила) проезда с ул. Локомотивная к дому №8 по этой же улице Железнодорожного района города Ульяновска. В результате проверки выявлены нарушения обязательных требований государственного стандарта п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93, а именно покрытие межрельсового пространства (настила) имеет просадки, выбоины затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

В данном случае спор связан с определением лица, в чьи обязанности входит устранение нарушении дорожного покрытия между трамвайными рельсами в месте проезда с ул. Локомотивной к дому № 8 по этой же улице.

Оспаривая правильность принятого судом решения, администрация считает, что межрельсовое покрытие является частью трамвайных путей. Таким образом, обязанность по ремонту межрельсового полотна лежит на МУП «Ульяновскэлектротранс»,  поскольку трамвайные пути находятся на балансе указанного предприятия.

Судебная коллегия не может согласиться с указанным доводом администрации г.Ульяновска.

При заезде с ул. Локомотивной к дому № 8 по этой же улице имеет место пересечение автомобильной дороги с трамвайными путями. Покрытие межрельсового пространства при заезде с ул. Локомотивной к дому № 8 по этой же улице является автомобильной дорогой, предназначенной для переезда автомобилями трамвайных путей. Дорожное полотно (межрельсовое пространство) не числится на балансе МУП Ульяновскэлектротранс».

Пункт 2.42 СНиП 2.05.09-90 «Трамвайные и троллейбусные линии», определяющий составные части трамвайного пути, а также п. 5.2.9 Правил технической эксплуатации трамвая, утвержденных распоряжением Минтранса России от 30.11.2001 N АН-103-р, устанавливают лишь внешнюю границу трамвайного полотна.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности, то есть, согласно статье 1 данного Закона, деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (в отношении автомобильных дорог местного значения) входит в полномочия органов местного самоуправления. Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, отнесена к вопросам местного значения городского округа пунктом 5 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Таким образом, данные полномочия являются расходным обязательством местного бюджета. Обеспечение мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе и на объектах улично-дорожной сети, в силу статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» также входит в полномочия органов местного самоуправления, такие полномочия являются расходным обязательством муниципальных образований.

Также не состоятельна ссылка администрации г. Ульяновска на подпункт 16 п. 3.6. Правил благоустройства  территории муниципального образования «город Ульяновск», утв. Постановлением Главы г.Ульяновска 24.04.2008  № 2951, т.к. данный подпункт устанавливает ответственных лиц за работы по благоустройству и содержанию прилегающей территории на трамвайных путях, конечных разворотных пунктах и диспетчерских - предприятия городского пассажирского транспорта, что не входит в предмет данного спора.

Напротив, подпункт 11 п. 3.6. Правил благоустройства  территории муниципального образования «город Ульяновск» устанавливает, что работы по благоустройству и содержанию прилегающих территорий осуществляют: на проезжей части по всей ширине дорог, площадей, набережных, мостов, путепроводов, эстакад, улиц и проездов улично-дорожной сети, включая прилотковую зону; трамвайных путях, расположенных в одном уровне с проезжей частью, - организации, отвечающие за уборку и содержание проезжей части.

Вместе  с тем МУП «Ульяновскэлектротранс» не является предприятием, отвечающим за уборку и содержание проезжей части.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию г.Ульяновска обязанность по приведению межрельсового полотна в состояние, отвечающее требованиям ГОСТ.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 20 января  2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: