Судебный акт
Обеспечение служебным жилым помещением
Документ от 10.05.2016, опубликован на сайте 23.05.2016 под номером 58865, 2-я гражданская, о предоставлении служебного помещения специализированного жилищного фонда МО "Старомайнский район", РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Дементьев Н.Н.                                                                      Дело-33-2187/2016                                                               

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                10 мая   2016 года                                                                                 

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Яновой Г***  А***  на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 18 февраля 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Яновой Г*** А*** к администрации МО «Старомайнский район», главе администрации МО «Старомайнский район» ***.,  о возложении обязанностей по предоставлению служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда - отказать

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы  Яновой Г.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика администрации МО «Старомайнский район» Киреевой Л.Н.,  возражавшей против доводов жалобы, полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Янова Г.А. обратилась в суд с иском к главе администрации МО «Старомайнский район» о предоставлении служебного жилого помещения специализированного жилищного фонда.

В  обоснование заявленных требований указала, что  приказом Управления образования муниципального образования «Старомайнский район» №*** от 15.03.2012 она была принята на должность ***. С ***  по настоящее время находится в отпуске по уходу за ребенком. С двумя несовершеннолетними детьми Я*** И. *** года рождения, и Я*** Е. *** года рождения, проживают с 02.11.2012 по договору найма жилого помещения по адресу: ***.

08.08.2012, 12.02.2013, 30.04.2014 истица обращалась в администрацию МО «Старомайнский район» с заявлением о предоставлении служебного жилья, однако в удовлетворении требований ей было отказано. Она принята на учет как нуждающаяся в предоставлении жилья по договору социального найма жилого помещения,  по состоянию на 01.09.2015 номер очереди 44. На основании  заявления истицы Комиссией по распределению служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда МО « Старомайнский район» от 30.10.2015 она и её семья признаны нуждающимися в служебном жилом помещении и поставлены на учет под регистрационным номером 1. Однако до сих пор указанным жильем истица не обеспечена.

Просила суд обязать главу администрации МО «Старомайнский район» предоставить Яновой Г.А. служебное жилое помещение, согласно норме предоставления площади жилого помещения 45 кв.м. на семью из трех человек.

 

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Янова Г.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить и вынести новое решение. При этом указывает, что 16 марта 2012 года она была принята на должность ***. Согласно заключенному трудовому договору, если работник не имеет в собственности жилья, то работодатель обязан обеспечить служебным жильем, что и является социальной гарантией. Прав на недвижимое имущество ни она ни ее семья не имеют, проживают в жилом помещении по договору коммерческого найма.

Согласно решения Совета депутатов МО «Старомайнский район» от 21.10.2008, служебные жилые помещения для временного проживания по договору найма предоставляются гражданам, находящимся в трудовых отношениях с муниципальными учреждениями Старомайнского района. 08.08.2012, 12.02.2013, Янова Г.А. обращалась в администрацию МО «Старомайнский район» с заявлением о предоставлении служебного жилья, однако в удовлетворении требований ей было отказано.

На основании её заявления Комиссией по распределению служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда МО «Старомайнский район» от 30.10.2015 она и её семья признаны нуждающимися в служебном жилом помещении и поставлены на учет под регистрационным номером 1, однако до сих пор указанным жильем не обеспечена.

Работодатель должен обеспечить жильем работника, сразу как только он приступил к работе.

Суду было представлено достаточно доказательств для удовлетворения исковых требований.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица Управления образования МО «Старомайнский район», извещенного о месте  и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что Янова Г.А. ***  принята на работу на должность ***, что подтверждается трудовым договором № *** Приказом Управлением образования муниципального образования «Старомайнский район» № *** от 29.08.2013  Яновой Г.А. предоставлен отпуск по уходу за ребенком до 3-х лет.

С 02.11.2012 Янова Г.А., а также её дети И*** *** года рождения, и  Е*** *** года рождения, проживают в жилом помещении по адресу: *** на основании договора коммерческого найма.

В собственности, либо по договору социального найма  ни у истицы, ни у ее детей жилых помещений не имеется.

На основании Постановления главы администрации муниципального образования «Старомайнское городское поселение» от 12.08.2013 № 116 истица принята на учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением, предоставляемым по договору социального найма, и в указанном списке состоит  под № 30. 

В период с 2012 года по 2015 год Янова Г.А. неоднократно обращалась к Главе администрации МО «Старомайнский район» с заявлениями о предоставлении ей и членам ее семьи служебного жилого помещения.

Комиссией по распределению служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования «Старомайнский район» от 30.10.2015 за № 2 Янова Г.А. и члены её семьи  признаны нуждающимися в служебном жилом помещении и поставлены на учет под регистрационным №1.

В силу п.1 ч.1 ст.92 ЖК РФ  служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В силу ч. ч. 1, 2 ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Из ч. 2 ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать, что после 1 марта 2005 года основанием заключения договора найма конкретного специализированного жилого помещения, дающего право на вселение и проживание в жилом помещении, является согласно ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации решение собственника такого жилого помещения или действующего от его имени уполномоченного органа государственной власти или уполномоченного органа местного самоуправления либо иного уполномоченного им лица (например, администрации государственного унитарного предприятия, государственного или муниципального учреждения) о предоставлении гражданину, не обеспеченному жилым помещением в соответствующем населенном пункте, специализированного жилого помещения. Типовые договоры найма специализированных жилых помещений утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 года N 42.

В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ порядок предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда определяется органом местного самоуправления.

Решением Совета депутатов  МО «Старомайнский район» Ульяновской области от 22.09.2015  утвержден Порядок предоставления служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда муниципального образования «Старомайнский район», создана Комиссия по распределению служебных жилых помещений специализированного жилищного фонда  МО «Старомайнский район».

В соответствии с разделом 2 Порядка служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления, муниципальным унитарным предприятием, муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с избранием на выборные должности в органы местного самоуправления.

Принятие на учет граждан, нуждающихся в служебных помещениях, специализированного жилищного фонда осуществляется на основании личных заявлений граждан, указанных в разделе 2 настоящего Порядка, подаваемых в Комиссию с предоставлением в том числе ходатайства руководителя муниципального образовательного учреждения, копий документов, подтверждающих право на получение служебного жилого помещения (трудовой книжки, приказа и трудового договора о приеме на работу в муниципальное образовательное учреждение).

Решением  Совета депутатов  от 21.10.2008, не отмененным до настоящего времени, было утверждено Положение о порядке предоставления служебных жилых помещений  специализированного жилищного фонда муниципального образования «Старомайнский район», согласно которому  правом на получение служебных жилых помещений пользуются только молодые специалисты, состоящие в трудовых отношениях с муниципальным учреждением здравоохранения «Старомайнская Центральная  районная больница», высококвалифицированные специалисты, состоящие в трудовых отношениях с муниципальным учреждением здравоохранения «Старомайнская Центральная районная больница», молодые специалисты, состоящие в трудовых отношениях с муниципальными учреждениями образования муниципального образования «Старомайнский район».

Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует. что предоставление  служебного жилого помещения обусловлено именно характером трудовых отношений.

Исходя из этого, а также учитывая то, что истица ни к одной из вышеуказанных категорий не относится, в трудовом договоре, заключенном с ней отсутствует условие об обеспечении работника служебным жилым помещением, суд правомерно пришел к выводу о том, что Янова Г.А. не имеет права на обеспечение служебным жилым помещением, отказав  в удовлетворении заявленных требований.

Ссылка в апелляционной жалобе на п.3.10 трудового договора от 16.03.2012 № 51, согласно которому работодатель обязан обеспечить предоставление работнику гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством РФ, соглашениями, коллективными договорами, локальными актами, настоящим  трудовым договором, как на обязанность  работодателя обеспечить работника служебным жилым помещением не состоятельна.

Специализированный жилищный фонд, в том числе и служебные жилые помещения, относится к муниципальной собственности.  Работодатель истицы – управление образования МО «Старомайнский район» не вправе распоряжаться служебными жилыми помещениями. Администрация МО «Старомайнский район» стороной данного трудового договора не является.

Более того, зарегистрированного в установленном порядке как служебное, у ответчика не имеется.

Не состоятельны доводы апелляционной жалобы и в части того, что  истица с составом семьи три человека поставлена на учет для предоставления служебного жилья, поскольку отсутствует решение собственника жилья или уполномоченного органа о предоставлении истице служебного жилья.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований  Яновой Г.А. не имеется.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные Яновой Г.А. в апелляционной жалобе, были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка.  

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной  жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328   Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 18 февраля 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Яновой Г*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: