Судебный акт
Об оспаривании условий кредитного договора
Документ от 26.04.2016, опубликован на сайте 17.05.2016 под номером 58835, 2-я гражданская, о признании недействительными условий кредитного договора, признании незаконными действий, снижении неустойки, взыскании компенсации морального вреда,, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ    ОБЛАСТНОЙ    СУД

 

Судья Орлова С.Н.                                                                          Дело № 33-1674/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е     О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 26 апреля 2016 года                                                                                

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Болбиной Л.В.,

судей Коротковой Ю.Ю., Маслюкова П.А.,

при секретаре Скала П.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Вдовиной Л*** А*** на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 21 января 2016 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Вдовиной Л*** А*** к публичному акционерному обществу «ВТБ 24» о расторжении кредитного договора № *** от 26.04.2012 года, о признании недействительными условий кредитного договора, признании незаконными действий кредитора,  снижении неустойки,  взыскании компенсации морального вреда отказать.

 

Заслушав доклад судьи Коротковой Ю.Ю., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Вдовина Л.А. обратилась в суд с иском к ПАО «ВТБ 24» о расторжении кредитного договора, признании недействительными условий кредитного договора, признании незаконными действий кредитора, снижении неустойки, взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование иска указала, что 26.04.2012 между ней и ответчиком был заключен кредитный договор № *** на сумму 86 000 руб., по условиям которого банк открыл на её имя счет № ***, обязался осуществлять его обслуживание и предоставить кредит.

29.07.2015 она обратилась в банк с претензией о расторжении кредитного договора по следующим основаниям. В договоре не указана полная сумма, подлежащая выплате, не указаны проценты по кредиту, полная сумма комиссий в рублях за открытие и ведение ссудного счета. На момент заключения договора она не имела возможности внести изменения в его условия, повлиять на его содержание, так как договор являлся типовым, и его условия были заранее определены банком в стандартных условиях.

Информация о полной стоимости кредита не была доведена до ее сведения до момента подписания договора и после его заключения в нарушение Указания ЦБР № 2008-У от 13.05.2008 и Закона РФ «О защите прав потребителей».

Согласно заявлению о предоставлении кредита процентная ставка составляет 22,70%, однако  полная стоимость кредита определена в размере 25,19%. Предусмотренная договором неустойка - 0,6% в день от суммы неисполненных обязательств является несоразмерной последствиям нарушенного обязательства по кредиту.

Считает, что  ответчик незаконно списывает денежные средства с ее счета в счет уплаты комиссий, чем ей причинен моральный вред, который она оценивает в 5000 руб.

Кроме того, в соответствии с условиями кредитования незаконно определена подсудность споров и разногласий по кредиту по искам банка Ленинскому районному суду г. Ульяновска.

Просила расторгнуть кредитный договор  № *** от 26.04.2012; признать недействительными пункты договора в части не информирования заемщика о полной стоимости кредита, завышенной неустойки, определения территориальной подсудности; признать незаконными действия ответчика в этой части; снизить размер завышенной неустойки в соответствии со ст. 333 ГК РФ; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 5000  руб.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Вдовина Л.А. не соглашается с решением районного суда, полагая его незаконным, необоснованным и просит его отменить.  

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.                 

Считает, что судом неполно исследованы доказательства по делу, неправильно применены нормы материального права, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.      

Утверждает, что на момент заключения договора она не имела возможности внести изменения в его условия. Информация о полной стоимости кредита не была доведена до ее сведения. Обращает внимание на разницу в процентах за пользование кредитом, указанных в заявлении о предоставлении кредита (22,70%), и полной стоимостью кредита (25,19%). Выражает несогласие с начислением неустойки в размере 0,6%  в день от суммы неисполненных обязательств.

Считает, что у суда имелись основания для признания недействительными оспариваемых условий договора и взыскания с ответчика компенсации морального вреда.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом  извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной  инстанции   рассматривает дело в пределах доводов, изложенных  в апелляционной  жалобе.

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В силу пункта 1 статьи 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

В соответствии со статьями 432 - 434 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 26.04.2012 между Вдовиной Л.А. и Банком «ВТБ 24» (ПАО) был заключен кредитный договор №***,  в соответствии с которым банк обязался выдать истице в порядке и на условиях, предусмотренных договором, кредит  в размере  86 000 рублей на срок 36 месяцев с процентной ставкой за пользование кредитом 22,70% годовых. Полная стоимость кредита составляет  25,19 % годовых.

Кредитный договор включает в себя согласие Вдовиной Л.А. на предоставление кредита,  Уведомление о полной стоимости кредита, Правила кредитования по продукту «Кредит наличными» (без поручительства), которые истица подписала при заключении договора, получив  их копии и подтвердив свое согласие с ними. 

Таким образом, стороны согласовали существенные условия кредитного договора. При этом Вдовина Л.А. не была ограничена в свободе заключения договора. Использование заемных средств также свидетельствует о ее согласии с условиями договора займа.

Утверждение истицы о том, что заключение договора в виде типовой (стандартной) формы лишило ее возможности вносить изменения в условия договора и влиять на его содержание не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу положений ст. 421 ГК РФ она не была лишена права обратиться к истцу либо к другому кредитору с целью получения заемных средств на иных условиях кредитования.

Более того, из содержания самого договора следует, что Вдовина Л.А. получила всю необходимую информацию, обеспечивающую ей возможность правильного выбора услуги, в том числе информацию о полной стоимости кредита и о процентной ставке за его пользование и о возможном наступлении ответственности за нарушение условий договора о сроках и размерах погашения кредита. Истица удостоверила своими подписями в документах, являющихся неотъемлемой частью договора, что ознакомлена с условиями договора, которые являются предметом спора по настоящему делу, и согласна с ними.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» отношения между кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.

На основании ст. 29 указанного Федерального закона процентные ставки по кредитам,  вкладам (депозитам) и комиссионное вознаграждение по операциям  устанавливаются кредитной организацией по  соглашению с клиентом, если иное не предусмотрено законом.

В договоре и Уведомлении о полной стоимости кредита, подписанном истицей, имеется указание на полную стоимость кредита.

Вопреки доводам жалобы, закон не содержит запрета относительно доведения до потребителя информации о полной стоимости кредита в процентах годовых от суммы долга.

Напротив, по смыслу Указаний банка России от 13.05.2008 № 2008-У «О порядке расчета и  доведения до заёмщика – физического лица полной стоимости кредита» полная стоимость кредита – это все  расходы заёмщика в год (погашение основного долга, процентов и других платежей) в процентах годовых по отношению к размеру кредита.

Таким образом, разница в размере полной стоимости кредита и процентов за пользование кредитом, не противоречит действующему законодательству. Оспаривая полную стоимость кредита, истица не привела доводов, ставящих под сомнение правильность произведенного истцом расчета полной стоимости кредита в процентах годовых.

За нарушение заёмщиком обязательств по возврату кредита как договором, так и законом (статьи 329, 330 ГК РФ, статья 33 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»), предусмотрено право банка на взыскание штрафов (пени).

Согласие на кредит, подписанное Вдовиной Л.А., предусматривает право банка потребовать уплату штрафов (пени) за просрочку платежей по договору и просрочку исполнения обязательств по договору.

Заявленное истицей требование об изменении размера неустойки фактически является требованием об изменении условий договора в одностороннем порядке, что не предусмотрено  законом.

О наличии условий, допускающих  в силу ст. 451 ГК  РФ изменение или расторжение договора, в рамках настоящего судебного спора не заявлялось.

Доводы жалобы о применении положений ст. 333 ГК РФ, предусматривающей снижение  неустойки в случае ее явной несоразмерности последствиям неисполненного  обязательства, основаны на неверном толковании закона и подлежат отклонению. Положения данной нормы закона не предусматривают возможности изменения условий  заключенного договора в части размера неустойки и могут быть применены в случае предъявления банком требования об уплате штрафных санкций.

Требование Вдовиной Л.А. о признании недействительным условия кредитного договора об изменении территориальной подсудности споров по искам банка к заемщику, вытекающим из кредитного договора, и о признании незаконными действий банка по включению в договор данного условия, не основано на законе.

Оспариваемое условие кредитного договора не противоречит статье 32 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, допускающей изменение территориальной подсудности по соглашению сторон, и не ограничивает право истца, как потребителя, на предъявление иска  к банку в суд своему выбору.

Таким образом, судебная коллегия не усматривает оснований для признания оспариваемых условий кредитного договора недействительными. Никаких объективных данных, свидетельствующих о нарушениях прав ответчицы, как потребителя финансовых услуг, при заключении кредитного договора, не установлено. 

Поскольку в ходе судебного разбирательства не нашел подтверждения вынужденный характер заключения Вдовиной Л.А. кредитного договора, нарушение каких-либо прав потребителя, невозможность отказа от предлагаемых условий кредитования, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 428 Гражданского кодекса РФ, у суда не имелось оснований для удовлетворения ее исковых требований, в том числе в части взыскания компенсации морального вреда.

Все доводы жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены, поскольку основаны на неверном толковании действующего законодательства и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.          

Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение правильность принятого решения  и не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми решение суда может быть отменено.

Таким образом, решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 21 января 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Вдовиной Л*** А*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                        

 

Судьи: