Судебный акт
Обеспечение жильем детей-сирот
Документ от 26.04.2016, опубликован на сайте 29.04.2016 под номером 58688, 2-я гражданская, об обязании обеспечить жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Пулькина Н.А.                                                              Дело № 33-1990/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                 26 апреля 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей   Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

с участием прокурора Николаевой Н.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 02 февраля 2016 года, по  которому постановлено:

 

Исковые требования   прокурора   Мелекесского района  Ульяновской области  в   интересах  Дороднова М*** В*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и  транспорта Ульяновской области удовлетворить.

Признать    незаконным    бездействие    Министерства   строительства, жилищно-коммунального   комплекса  и  транспорта  Ульяновской  области  по  своевременному обеспечению Дороднова М*** В*** жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Возложить обязанность на Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса  и транспорта   Ульяновской   области   обеспечить Дороднова Максима Викторовича      жилым      помещением      по      договору найма специализированного   жилого   помещения   в   муниципальном   образовании   «Город Димитровград» Ульяновской области.

Исковые требования прокурора Мелекесского района Ульяновской области в интересах Дороднова М*** В*** к отделу опеки образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области  оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истца Дороднова М.В., возражавшего против доводов жалобы, мнение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Мелекесского района, действуя в интересах Дороднова М.В., обратился в суд с иском к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, отделу образования администрации муниципального образования «Мелекесский район» Ульяновской области о признании бездействия незаконным,  предоставлении жилого помещения по договору  найма специализированного жилого помещения.

В обоснование требований указано, что Дороднов М.В., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Дороднов М.В. ***.2015 включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области, однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено

Просил признать незаконным бездействие ответчиков по своевременному обеспечению Дороднова М.В.  благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения; обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Дороднова М.В.  благоустроенным жилым помещением по договору социального найма специализированного жилого помещения на территории города Димитровграда Ульяновской области

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение. При этом указывает, что Дороднов М.В. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Однако, истец не был обеспечен жилым помещением из-за отсутствия в специализированном государственном жилищном фонде Ульяновской области квартир, кроме того он не имеет права на внеочередное обеспечение жилым помещением. При этом  Дороднов М.В. имеет право, обратится в Министерство с заявлением о назначении ему ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей ответчиков Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Отдела опеки и попечительства администрации города Димитровграда, представителя третьего лица Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Дороднов М.В., *** года рождения,  относится к числу  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Вступившим в законную силу решением Мелекесского районного суда  Ульяновской области  от ***.2007 отец истца  -  Д*** В.П.  лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего Дороднова М.В. Мать истца – Д*** Е.В. умерла ***.  В связи с чем *** истец был передан под опеку Б*** В.И.   

Как следует из материалов  дела за  несовершеннолетним  Дородновым М.В.  было закреплено жилое помещение по адресу ***.

Согласно справки ф.8  собственником указанного жилого помещения является опекун Дороднова М.В. в данной квартире, общей площадью 52,27 кв.м. зарегистрировано 3 человека.

Согласно информации ОГУП БТИ и выписки из ЕГРП Дороднов М.В.  в собственности объектов недвижимого имущества не имеет.

Таким образом, Дороднов М.В. не является ни нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ни собственником жилого помещения.

***.2007 Дороднов М.В. поставлен на первичный учет, как оставшийся без попечения родителей, в органах опеки и попечительства  Мелекесского района Ульяновской области.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Министерстве образования Ульяновской области от ***.2015 Дороднов М.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской области.

Исходя из этого, суд правильно пришел к выводу о том, что Дороднов М.В. не обеспечена жилым помещением.  При этом, вывод суда о том, что исковые требования прокурора Мелекесского района  Ульяновской области, действующего в интересах Дороднова М.В. подлежат удовлетворению мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истец, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Не опровергают выводов суда и доводы апелляционной жалобы в части того, что истец имеет право на ежемесячную денежную компенсацию за наем жилья, поскольку  выплата компенсации не лишает истца права на обеспечение жильем в установленном законом порядке.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 02 февраля 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: