УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Поварова Н.И. Дело
№ 33- 1696/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
19 апреля 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А. и
Чурбановой Е.В.
с участием прокурора Колгановой Е.А.
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Карсунского районного
суда Ульяновской области от 01 февраля 2016 года, по которому
постановлено:
Уточненные исковые требования прокурора Сурского района, в
интересах Ураева Д*** А*** к Министерству строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области о признании незаконным бездействия,
возложении обязанности по обеспечению специализированным благоустроенным жилым
помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения удовлетворить.
Бездействие Министерства строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по
своевременному обеспечению Ураева Д*** А***, *** года рождения,
специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
признать незаконным.
Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Ураева Д*** А***, ***
года рождения, специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения, расположенным в р.п.
Сурское Сурского района Ульяновской области.
Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения истца Ураева
Д.А., возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Колгановой
Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Сурского района Ульяновской области, действуя в
интересах Ураева Д.А., обратился в суд с иском к Министерству строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, Правительству
Ульяновской области, отделу опеки и попечительства МКУ «Управление образования
администрации МО «Сурский район» о признании незаконным бездействия, возложении
обязанности по обеспечению специализированным благоустроенным жилым помещением
специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного
жилого помещения.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной
прокуратурой проверки было установлено, что Ураев Д.А., *** года рождения,
относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и
закрепленного жилого помещения не имеет. Мать- одиночка Ураева Д.А. – У*** Н.Б.
скончалась ***. Истец обучался в учебных
заведениях. В настоящее время Ураев Д.А. проживает по адресу: У*** Согласно
справкам, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной
регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Ульяновским
областным государственным унитарным предприятием «Бюро технической
инвентаризации», Ураев Д.А. собственником объектов недвижимости на территории
Ульяновской области не является.
Ураев Д.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного
государственного жилищного фонда Ульяновской области, включен
*** 2014г., однако до сегодняшнего дня жилое помещение ему не
предоставлено.
С учетом уточненных исковых требований, просил суд обязать
Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области обеспечить Ураева Д.А. специализированным благоустроенным
жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения в Ульяновской области.
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается
с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что
жилое помещение не представлено по причине отсутствия в специализированном
государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает,
что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения
специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает
права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц,
извещенных о времени и месте рассмотрении дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе.
Из материалов дела следует, что Ураев Д.А.. относится к числу
детей, оставшихся без попечения родителей.
Истец закрепленного жилья не имеет,
включен в список детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями
специализированного государственного жилищного фонда Ульяновской области.
До настоящего времени жилым помещением истец
не обеспечен, что нарушает его
жилищные права, в связи с чем
прокурор обратился в суд в защиту его интересов с вышеуказанным иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований,
суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел
к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении
требований прокурора в интересах Ураева Д.А., не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской
Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21
декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в
редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный
закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в
случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается
невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на
территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке,
установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце
первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае
приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,
жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом
пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в
порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8
поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1
указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным
пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Таким образом, как следует из содержания приведенных
правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия
предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых
помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального
закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в
порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает,
что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по
договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в
соответствии с какой-либо очередностью.
Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список
для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить поводом к
отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится
законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или
отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка
очередности лиц равной категории.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели
обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной
категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого
помещения.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 01
февраля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи