УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Колбинова
Н.А. Дело №
33а-1714/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
12 апреля 2016 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Королёвой А.В.,
судей Трифоновой
Т.П. и Тютькиной З.А.,
при секретаре
Бешановой Э.Е.,
рассмотрела в открытом
судебном заседании дело по апелляционной жалобе Степанова А*** Ю*** на решение
Засвияжского районного суда города Ульяновска
от 04 декабря 2015 года, по которому постановлено:
Административные
исковые требования Управления Пенсионного фонда
Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском
районе
г.Ульяновска Ульяновской области к Степанову А*** Ю*** о взыскании
обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с Степанова
А*** Ю*** в пользу Управления
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение)
в Засвияжском районе
г.Ульяновска Ульяновской области
задолженность по пеням в сумме 2 622 рубля 35 копеек, из них: пени,
начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой
пенсии в Пенсионный фонд РФ - 2
272 рубля 92 копейки, пени, начисленные
на недоимку по страховым взносам на
обязательное медицинское страхование в сумме 349 рублей 43 копейки.
Заслушав доклад
судьи Трифоновой Т.П., пояснения Степанова А.Ю., поддержавшего доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
ГУ УПФ РФ в
Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области обратилось в суд с
административным исковым заявлением к Степанову А.Ю. о взыскании пеней,
начисленных на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и
медицинское страхование.
Заявление
мотивировано тем, что Степанов А.Ю. был зарегистрирован в качестве индивидуального
предпринимателя с 28.06.2000 по 05.11.2014.
В соответствии с п.
2. ч. 1. ст. 5, ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О страховых взносах в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» от
24.07.2009 № 212-ФЗ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и
иные вознаграждения физическим лицам, являются плательщиками страховых взносов
и уплачивают соответствующие страховые взносы в ПФ РФ и ФОМС РФ в фиксированных размерах, определяемых в
соответствии с ч. 1.1 и 1.2 ст. 14 указанного закона.
В силу ч. 8 ст. 16
названного Федерального закона в случае прекращения физическим лицом
деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, уплата страховых
взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной
регистрации прекращения его деятельности включительно.
Ответчик указанной
обязанности не выполнил, за ним числится недоимка за предыдущие расчетные периоды: за 2010 год по
страховым взносам на страховую часть пенсии в размере 10 392 руб. и на обязательное медицинское страхование в
размере 871,56 руб.; за 2011 год – в
размере 13 509,60 руб. и 1610,76 руб.;
за 2012 год – 14 386,32 руб. и 2821,93 руб.; за 2013 год – 32 479,20 руб. и
3185,46 руб.; за 2014 год 14 440,40 руб. и 2832,54 руб. соответственно.
Согласно ч. 3 ст. 25
Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ за период с 10.12.2014 по 16.03.2015
Степанову А.Ю. начислены пени на недоимку по страховым взносам на страховую
часть трудовой пенсии в размере 2 272,92 руб. и на обязательное
медицинское страхование в размере 349, 43 руб., в общей сумме 2 622,35
руб. Ответчику было направлено требование об уплате страховых взносов и пеней
от 16.03.2015, однако в установленный срок (до 11.04.2015) и на день обращения
в суд требование ответчиком не исполнено.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Степанов А.Ю. просит решение суда отменить, принять новое решение об
отказе в удовлетворении административного иска. При рассмотрении дела судом не
учтено, что в 2007 году он сменил место
жительства – переехал из г. Улан-Удэ Республики Бурятия в г. Ульяновск, о чем
уведомил налоговый орган по прежнему месту жительства. В нарушение требований
закона ИФНС по Октябрьскому району г. Улан-Удэ по Республике Бурятия длительное
время не направляло его документы в налоговый орган по новому месту жительства,
из-за чего он был лишен возможности официально прекратить предпринимательскую
деятельность. Незаконное бездействие налоговых органов, территориальных органов
Пенсионного фонда РФ, ФССП РФ повлекло нарушение его конституционных прав и
свобод.
Судом также не
принято во внимание, что он имеет инвалидность ***, единственным источником его
доходов является пенсия, которая (без компенсации на лекарства и лечение)
составляет 6700 рублей. Исполнение решения суда приведет к существенному
ухудшению его материального положения.
В судебное заседание
не явился представитель УПФ РФ (ГУ) в Засвияжском районе г.Ульяновска. О дате и
времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Судебная коллегия считает
возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного
истца.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
Согласно ч. 1 ст. 5
Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской
Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного
медицинского страхования» №
212-ФЗ от 24.07.2009
индивидуальные предприниматели являются
плательщиками страховых взносов.
В п. 13 ч.1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 №ФЗ-212 закреплено право органов
Пенсионного фонда РФ определять
расчетным путем фиксированные
размеры страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) в
государственные внебюджетные фонды плательщиками страховых взносов, указанными
в пункте 2
части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Как следует из ст. 14 вышеуказанного Федерального закона
индивидуальные предприниматели
уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской
Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных
размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1
и 1.2
настоящей статьи (ч.1).
Размер
страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию
определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный
период не превышает 300 000
рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального
размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало
финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых
взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1
части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12
раз (п.1. ч.1.1. ст. 14).
Фиксированный размер
страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию
определяется как произведение минимального размера оплаты
труда, установленного федеральным законом
на начало финансового года, за
который уплачиваются
страховые взносы, и
тарифа страховых взносов в Федеральный
фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3
части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12
раз (ч.1.2. ст. 14).
Если плательщики страховых взносов прекращают
осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после
начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов,
подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально
количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу
государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального
предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены
полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц
деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется
пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату
государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве
индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса
адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой,
включительно (ч.4.1. ст. 14).
Согласно ст. 16
Федерального закона от 24.07.2009
№ 212-ФЗ расчет сумм страховых взносов,
подлежащих уплате за расчетный период плательщиками страховых взносов,
указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона,
производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 14 настоящего
Федерального закона (ч.1).
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками
страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации,
Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ч.3 ст. 16).
В случае прекращения физическим лицом
деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо
приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса,
занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц,
занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке
частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых
взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной
регистрации прекращения
(приостановления) их
деятельности включительно
(ч.8 ст. 16).
Судом установлено, что Степанов
А.Ю. в период
с 28.06.2000 по
31.10.2014 являлся индивидуальным
предпринимателем. Изначально он был зарегистрирован в качестве индивидуального
предпринимателя 28.06.2000 в ИФНС
по республике Бурятия.
23.07.2014 Степанов А.Ю. был поставлен на учет в
качестве индивидуального предпринимателя в ИФНС России по Засвияжскому району
г.Ульяновска в связи с изменением места жительства индивидуального предпринимателя.
31.10.2014 в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена
запись о прекращении физическим лицом -
Степановым А.Ю. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя
на основании принятого им решения.
Степанов А.Ю. снят с учета в регистрирующем органе с имеющейся
задолженностью в УПФР.
Согласно расчету,
предоставленному истцом, за ответчиком числится задолженность по уплате
страховых взносов за 2010 -2014 годы.
Согласно п. 3 ст. 25
Федерального Закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ за каждый календарный день
просрочки исполнения обязанности
по уплате страховых взносов,
начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых
взносов, начисляются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования
Центробанка РФ от неуплаченной суммы страховых взносов.
В связи с чем, на указанную недоимку были начислены пени за период
с 10.12.2014 по 16.03.2015 в сумме 2
622 руб. 35
коп., из них: на недоимку по
страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд РФ в
размере 2 272
руб. 92 коп., в Федеральный фонд обязательного медицинского
страхования в размере
349 руб. 43
коп.
В адрес ответчика было направлено требование об
уплате недоимки по страховым взносам,
пеням № *** от 16.03.2015 со сроком исполнения до
11.04.2015, что подтверждается почтовым
реестром.
Учитывая, что до
настоящего времени обязанность по уплате недоимки по страховым взносам и пени
ответчиком уплачена не была, суд первой инстанции обоснованно взыскал с
ответчика пени согласно представленному расчету.
Доводы Степанова
А.Ю. о том, что с 2007 года он проживает в г.Ульяновске, предпринимательскую
деятельность не ведет, соответственно, доходов не имеет, его вины в образовании
недоимки по страховым взносам нет, недоимка по страховым взносам образовалась
ввиду неправомерных действий налоговых
органов, которые несвоевременно прекратили его статус индивидуального
предпринимателя, являются несостоятельными.
В соответствии с п. 9 ст. 22.3
Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации
юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация
физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу
после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных
предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10
и 11 настоящей
статьи.
При этом следует иметь ввиду, что физические
лица, определившие свой статус в качестве индивидуальных предпринимателей,
обязаны уплачивать страховые взносы независимо от того, как осуществлялась
предпринимательская деятельность, и имели ли они доходы от указанной
деятельности, поскольку осуществление или неосуществление указанными лицами
предпринимательской деятельности, равно как и ее результат - получение дохода
либо его неполучение, охватываются понятием риска предпринимательской
деятельности и не влияют на изменение или прекращение их обязанности по уплате
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Лицо самостоятельно
определяет свой статус индивидуального предпринимателя путем регистрации в
качестве такового и самостоятельно решает вопрос о прекращении данного статуса.
Лишь исключительные обстоятельства,
препятствовавшие предпринимателю своевременно обратиться с заявлением о
государственной регистрации о прекращении данного статуса при фактическом
прекращении деятельности, могут явиться основанием для освобождения от уплаты
страховых взносов (п. 2
Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 № 211-О, абз. 4
- 6 п. 4
Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2005 № 164-О, п. 3.3
Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 12.05.2005 N 165-О).
Причем указанные обстоятельства должны быть экстраординарными, не позволяющими
предпринимателю произвести регистрацию прекращения своей деятельности.
Статус
индивидуального предпринимателя Степанова А.Ю. прекращен 31.10.2014. Из
материалов дела следует, что 19.07.2013 Степанов А.Ю. обращался в Межрайонную
инспекцию Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Бурятия с документами
о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального
предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной
деятельности. Однако решением № 9639А от 26.07.2013 указанной налоговой
инспекции ему было оказано в государственной регистрации ввиду непредоставления
необходимых для государственной регистрации документов. Указанное решение
налоговой инспекции Степановым А.Ю. обжаловано в установленном законом порядке
не было.
Доводы апелляционной
жалобы о том, что взыскание пени приведет к существенному ухудшению его
материального положения, основанием для отмены решения суда первой инстанции не
являются.
Учитывая, что при
рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и
процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана
верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не
имеется.
Руководствуясь
ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Засвияжского
районного суда города Ульяновска от 04
декабря 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Степанова А*** Ю***
– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: