Судебный акт
О возложении обязанности устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства
Документ от 12.04.2016, опубликован на сайте 28.04.2016 под номером 58486, 2-я гражданская, о признании бездействий в непринятии мер по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства незаконным и обязании устранить нарушения санитарно- эпидемиологического законодательства, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Касымова Э.Р.                                              Дело № 33-1631/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                    12 апреля 2016 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Тютькиной З.А. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной  жалобе Правительства Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 03 декабря 2015 года,  с учетом определения того же суда об исправлении описки от 08 февраля 2016 года, которым постановлено:

Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская районная больница» в срок до 31.12.2016 устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:

- привести с соответствие с требованиями раздела 1 п.4.2 СанПиН 2.1.2.2630-10 поверхность стен и потолков в кабинетах №5 и гипсовой, №6, №7, №9, №10, №14, №20, №21, №23, №24, №24а, №25, №26, №28, № 31, №37, в физ.кабинете, в лаборатории, в стоматологическом отделении (каб.№4).

- привести с соответствие с требованиями раздела 1 п.4.3 СанПиН 2.1.2.2630-10, п. 11.14. раздела 1 СанПиН 2.1.2.2630-10 покрытие пола в кабинетах №9, №10, №14, №17 и в двух перевязочных, №20, №24, №25, №26, №37.

- установить умывальник с подводкой горячей и холодной воды в кабинете №26, согласно требованиям раздела 1 п.5.5 СанПиН 2.1.2.2630-10.

- заменить в стоматологическом отделении рамы, приведя их в соответствие с требованиями раздела 5 п.5.19 СанПиН 2.1.2.2630-10.

- установить во всех помещениях нагревательные приборы в соответствии с требованиями раздела 1 п.6.2 СанПиН 2.1.2.2630-10.

- оборудовать вход детей в здание поликлиники через фильтр-бокс, согласно требованиям п. 10.18.2. раздела 1 СанПиН 2.1.2.2630-10.

Обязать Правительство Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области выделить Государственному учреждению здравоохранения «Ульяновская районная больница» при недостаточности средств у данного учреждения денежные средства на устранение вышеуказанных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Заслушав доклад судьи Тютькиной З.А., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ГУЗ «Ульяновская районная больница», Правительству Ульяновской области, Министерству здравоохранения Ульяновской области  о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, и обязании устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства.

Иск мотивирован тем, что в ходе проведенной прокуратурой Ульяновского района проверки совместно со специалистом ТО Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Ульяновском районе установлено, что при осуществлении медицинской деятельности ГУЗ «Ульяновская районная больница» допускаются нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность,      утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 (далее - СанПиН 2.1.3.2630-10). Так, в нарушение требований п. 4.2. СанПиН 2.1.3.2630-10 краска на стенах и потолках кабинетов и коридоров 1, 2 и 3 этажей в здании поликлиники местами потрескалась, облетела; несвоевременно проводится устранение текущих дефектов (ликвидация протечек на потолках и стенах, следов сырости, заделка трещин, щелей, выбоин, восстановление напольных покрытий и др.), в течение ряда лет не проводился текущий и капитальный ремонт.

Прокурор просил признать бездействие государственного учреждения здравоохранения «Ульяновская районная больница», выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, незаконным; обязать ГУЗ «Ульяновская районная больница» в срок до 01.07.2016 устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства; обязать Правительство Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области выделить государственному учреждению здравоохранения «Ульяновская районная больница» при недостаточности средств у данного учреждения денежные средства на устранение вышеуказанных требований санитарно- эпидемиологического законодательства.

В ходе рассмотрения дела прокурор Ульяновского района отказался от требований о признании незаконным бездействия ГУЗ «Ульяновская районная больница», выразившегося в непринятии мер по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, отказ от части исковых требований принят судом, о чем вынесено соответствующее определение от 03.12.2015, производство по делу в указанной части прекращено.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Правительство Ульяновской области просит решение отменить в части возложения на Правительство Ульяновской области обязанности выделить Государственному учреждению здравоохранения «Ульяновская районная больница» при недостаточности средств у данного учреждения денежные средства на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в отношении Правительства Ульяновской области.

В обоснование жалобы указывает, что суд незаконно возложил ответственность на высший исполнительный орган власти области. Считает, что Правительство Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Полагает надлежащим ответчиком Министерство здравоохранения Ульяновской области, которое является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, участвующим в реализации на территории Ульяновской области государственной политики в сфере охраны здоровья. Министерство является главным распорядителем и получателем средств областного бюджета Ульяновской области. Уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ - Ульяновской области в данной сфере правоотношений является не Правительство Ульяновской области, а Министерство.

Согласно Уставу ГУЗ «Ульяновская районная больница» (далее - Учреждение) полномочия и функции учредителя Учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области. Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, вправе вести приносящую доход деятельность. Доходы, полученные Учреждением от приносящей доходы деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение Учреждения. При осуществлении права оперативного управления имуществом Учреждение обязано эффективно использовать имущество, обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению, не допускать ухудшения технического состояния имущества, за исключением нормативного износа этого имущества в процессе эксплуатации, осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, начислять амортизационные отчисления на изнашиваемую часть имущества, создавать безопасные условия для потребителей услуг Учреждения и третьих лиц, соблюдать противопожарные и санитарно-гигиенические нормы.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены  решения.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 11 названного Федерального закона юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать  безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области совместно со специалистом ТО Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Ульяновском районе установлено, что при осуществлении медицинской деятельности ГУЗ «Ульяновская районная больница» допускаются нарушения санитарно-эпидемиологических требований к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58.

Согласно пунктам 1.4 и 1.5 Устава ГУЗ «Ульяновская районная больница», утвержденного распоряжением заместителя Председателя Правительства Ульяновской области – Министром здравоохранения Ульяновской области от 10.06.2015 №1629-р, ГУЗ «Ульяновская районная больница» является некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества учреждения является Ульяновская область. Полномочия и функции учредителя учреждения от имени Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области.

Согласно п. 3.1 Устава ГУЗ «Ульяновская районная больница» имущество учреждения, закрепленное за ним собственником имущества, является государственной собственностью Ульяновской области и принадлежит учреждению на праве оперативного управления.

В силу п. 3.14 Устава ГУЗ «Ульяновская районная больница» при осуществлении права оперативного управления имуществом учреждение обязано эффективно использовать имущество, обеспечивать сохранность и использование имущества строго по целевому назначению, не допускать ухудшения технического состояния имущества, за исключением нормативного износа этого имущества в процессе эксплуатации, осуществлять капитальный и текущий ремонт имущества, начислять амортизационные отчисления на изнашиваемую часть имущества, создавать безопасные условия для потребителей услуг учреждения и третьих лиц, соблюдать противопожарные и санитарно-гигиенические нормы.         

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права к рассматриваемым правоотношениям, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Как верно указано судом, устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства возможно только при достаточном финансировании из бюджета.

Исходя из п. 4.1 Устава ГУЗ «Ульяновская районная больница» финансовое обеспечение выполнения учреждением государственного задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ.

Доводы Правительства Ульяновской области об отсутствии оснований для возложения на него обязанности по выделению денежных средств в случае их недостаточности у больницы, являются необоснованными, на что правильно указано районным судом в решении.

В  соответствии со ст. 210 ГК РФ  собственник  несет  бремя  содержания принадлежащего   ему  имущества, если  иное  не  предусмотрено законом  или  договором.

Согласно Уставу Ульяновской области, утвержденному  постановлением Законодательного Собрания Ульяновской области от 19 мая 2005 г. № 31/311, а также  Закону Ульяновской области от 9 июня 2005 года № 043-ЗО «О Правительстве Ульяновской области» Правительство Ульяновской области является высшим исполнительным органом государственной власти Ульяновской области.

В компетенцию Правительства Ульяновской области входит разработка и обеспечение исполнения областного бюджета Ульяновской области, управление и распоряжение собственностью Ульяновской области.

Правительство Ульяновской области, как высший исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, регулирует вопросы финансирования мероприятий, необходимых для устранения нарушений в содержании имущества, собственником которого является Ульяновская область.

В соответствии со ст. 9 Закона Ульяновской области «О Правительстве Ульяновской области» от 09.06.2005 № 043-ЗО Правительство Ульяновской области в пределах компетенции Ульяновской области: разрабатывает проект областного бюджета Ульяновской области, а также изменения к нему; обеспечивает исполнение областного бюджета Ульяновской области и готовит отчет об его исполнении.

Министерство здравоохранения Ульяновской области осуществляет функции и полномочия учредителя имущества медицинского учреждения, осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета (выполняет полномочия главного распорядителя бюджетных средств), по заявке учреждения выделяет денежные средства на указанные им цели.

Таким образом, суд пришел к верному выводу о том, что Правительство Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области обязано выделить ГУЗ «Ульяновская районная больница» при недостаточности средств у данного учреждения денежные средства на устранение нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Как верно указано судом, финансовое обеспечение при содержании недвижимого имущества, закрепленного на праве оперативного управления, должно осуществляться учредителем или собственником имущества.

Оспариваемое решение принято в соответствии с полной и объективной оценкой представленных в деле доказательств в их совокупности, при правильном толковании и применении норм материального права.

Доводы апелляционной жалобы сводятся к иной оценке действующего законодательства, в связи с чем основанием для отмены решения служить не могут.

Нормы материального и процессуального права судом не нарушены.

Учитывая изложенное, решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 03 декабря 2015 года,  с учетом определения того же суда об исправлении описки от 08 февраля 2016 года оставить  без изменения, а апелляционную  жалобу Правительства Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи