Судебный акт
Обеспечение жильем ребенка-сироту
Документ от 12.04.2016, опубликован на сайте 21.04.2016 под номером 58388, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Рыбалко В. И.                                                                  Дело № 33-1611/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                   12 апреля 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей   Чурбановой Е.В., Казаковой М.В.

с участием прокурора Николаевой Н.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 13 января 2016 года, по  которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Железнодорожного района города Ульяновска в интересах Федоровой А*** А*** удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по не обеспечению Федоровой А*** А*** жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Федорову А*** А*** жилым помещением специализированного  жилищного  фонда  по  договору   найма    специализированного жилого помещения на территории    муниципального образования   «город Ульяновск».

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., мнение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Железнодорожного района города Ульяновска обратился в суд  с иском в интересах Федоровой  (Гусаровой) А. А. к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области о  признании незаконным бездействия, предоставлении жилого помещения.

В обоснование иска указано, что Федорова  (Гусарова) А.А., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не имеет закрепленного жилого помещения. Родители Федоровой (Гусаровой) А.А.: мать – Г*** Н. Ю. и отец – Г*** А. Н., умерли соответственно ***  и  ***.

В соответствии с Постановлением администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области от ***.2011 № *** Федорова (Гусарова)   А. А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилищного сертификата, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.

Просил суд признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по не обеспечению Федоровой Алены Анатольевны жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить Федорову Алену Анатольевну жилым помещением специализированного  жилищного  фонда  по  договору   найма    специализированного жилого помещения на территории    муниципального образования   «город Ульяновск».

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение. При этом указывает, что Федорова  (Гусарова) А.А. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. Однако, Федорова  (Гусарова) А.А. не была обеспечена жилым помещением из-за отсутствия в специализированном государственном жилищном фонде Ульяновской области квартир, кроме того она не имеет права на внеочередное обеспечение жилым помещением. Также Федорова  (Гусарова) А.А. имеет право обратиться в Министерство с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения.

Стороны в судебное заседание не явились, извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Фодорова (Гусарова) А.А., *** года рождения,  относится к числу  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Родители Федоровой (Гусаровой) А.А. – мать Г*** Н.Ю. и отец Г*** А.Н. умерли соответственно *** и ***.

Распоряжением  Главы Николаевского района Ульяновской области от ***5.2004  опекуном Гусаровой А.А.  назначена Б*** С.Ю., проживающая по адресу ***.

В соответствии с Постановлением администрации муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области от ***.2011 № *** Федорова (Гусарова)   А. А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для получения жилищного сертификата, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.

Этим же постановлением  был отменен пункт 4 распоряжения Главы Николаевского района Ульяновской области от ***05.2004 № *** о закреплении за истицей жилого помещения по адресу  Ульяновская область Николаевский район село Давыдовка, поскольку указанное жилое помещение не принадлежало матери истицы.

Решением Координационного совета от ***.2013 Федорова А.А. включена в Списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. До настоящего времени она таким жильем не обеспечена.

Согласно справкам, предоставленным Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области от 10.09.2012 и 13.09.2012, Ульяновским областным государственным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации» от 12.09.2012, отделом опеки и попечительства и защите прав несовершеннолетних Управления образования администрации МО «Николаевский район» Ульяновской области от 26.12.2012 Федорова А.А, собственником объектов недвижимости не является.

Исходя из этого, суд правильно пришел к выводу о том, что Федорова А.А.  не обеспечена жилым помещением.  При этом, вывод суда о том, что исковые требования прокурора Железнодорожного района города Ульяновска, действующего в интересах Федоровой А.А. подлежат удовлетворению мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истица, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Право истицы на компенсацию расходов за наем (поднаем) жилья в размере 3000 руб. в месяц, не лишает ее права на своевременное обеспечение жильем по договору найма специализированного жилого помещения в установленном законом порядке.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 13 января 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: