Судебный акт
О признании бездействия незаконным
Документ от 05.04.2016, опубликован на сайте 11.04.2016 под номером 58328, 2-я гражданская, о признании бездействий, обязании привести защитные сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Судья Сапрыкина Е.В.                                                                Дело № 33-1478/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                               05 апреля 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Васильевой Е.В. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Лавренко Ю.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Ульяновской области на решение Ленинского  районного  суда  г. Ульяновска от 24 декабря 2015 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Заволжского района г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Ульяновской области о признании бездействия незаконным и возложении обязанности привести защитные сооружения гражданской обороны в соответствии с требованиями действующего законодательства удовлетворить.

Признать незаконным бездействие территориального Управления Росимущества (Федерального агентства по управлению государственным имуществом) в
Ульяновской области в части непринятия должных мер, направленных на
содержание, эксплуатацию и сохранение защитных сооружений гражданской
обороны, расположенных по адресам: г. Ульяновск, 7-й проезд Инженерный, 1
и г. Ульяновск пр. Антонова, 1, корпус 31/1, в мирное время в состоянии
постоянной готовности к использованию в военное время и в условиях
чрезвычайной ситуации.

Обязать территориальное Управление Росимущества (Федерального
агентства по управлению государственным имуществом) в Ульяновской области
привести защитные сооружения гражданской обороны, расположенные по
адресам: г. Ульяновск, 7-й проезд Инженерный, 1 и г. Ульяновск пр. Антонова,
1, корпус 31/1, в соответствие с требованиями действующего законодательства
путем устранения выявленных в ходе проверки нарушений Правил
эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных
приказом МЧС РФ от 15.12.2002 № 583, и Порядка содержания и использования
защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного
приказом МЧС РФ от 21.07.2005 № 575, а именно: восстановить гермитизацию и
гидроизоляцию, защиту от затоплений защитных сооружений гражданской
обороны, обеспечить постоянную готовность помещений убежища переводу их
в установленные законом сроки на режим защитных сооружений, обеспечить
необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых как в военное
время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, обеспечить
сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его
элементов, в том числе восстановить либо заменить: входы, аварийные выходы,
защитно-герметические и герметические двери и ставни, восстановить запирающие механизмы, противовзрывных устройств, восстановить либо
заменить инженерно-техническое оборудование и возможность перевода его в
любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, восстановить
системы вентиляции, водопровода, исправить систему электроснабжения,
установить защитные плафоны, выключатели, смонтировать воздуховоды,
установить фильтровентиляционное оборудование, обеспечивающие
нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне
пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического
затопления, обеспечить исправность санитарно-технического и другого
оборудования и готовность его к работе, обеспечить наличие нормативных
аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества,
необходимого для жизнеобеспечения укрываемых, восстановить линии средств
связи и оповещения, обеспечить обозначения защитного сооружения и
маршрутов движения, укрываемых к ним, указать порядковый номер на всех
защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ,
устранить в помещениях защитных сооружений повышенную влажность,
провести окраску стен, потолков и элементов инженерных систем внутри
убежища, в том числе стен и потолков в помещениях фильтровентиляционных
камер, восстановить либо заменить аварийный дизельный генератор, вытяжную
и очистительную систему вентиляции, убрать со стен убежищ керамическую
плитку, провести в помещениях защитного сооружения капитальный и
косметический ремонт.

В удовлетворении исковых требований к привлеченным соответчикам Промохину М*** П*** и ООО «Каскад Ульяновск» отказать.

 

Заслушав доклад судьи Васильевой Е.В., пояснения представителя Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Ульяновской области Колесникова М.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителей ООО «Каскад Ульяновск» Сажина В.С. и Новоселова В.И., не согласившихся с доводами апелляционной жалобы, прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Заволжского района г. Ульяновска обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Ульяновской области (далее - ТУ Росимущества в Ульяновской области) о признании бездействия незаконным и возложении обязанности привести защитные сооружения гражданской обороны в соответствие с требованиями действующего законодательства.

В обоснование требований прокурор указал, что в результате проверки соблюдения законодательства, регулирующего сохранность и использование объектов гражданской обороны, расположенных на территории Заволжского района                    г. Ульяновска, установлено, что два убежища по адресу: г. Ульяновск по 7 проезду Инженерный, 1 - внутренние убежища АII класса, 1985 и 1988 г.г. постройки, вместимостью по 1250 человек, и убежище по пр. Антонова, 1, корпус 31/1 - внутреннее убежище АII класса, вместимостью 2000 человек, 1989 года постройки, находящиеся в федеральной собственности, не готовы к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений, не отвечают необходимым условиям для безопасного пребывания укрываемых как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени.

В настоящее время указанные защитные сооружения гражданской обороны не могут быть использованы по назначению и требуют капитального ремонта. В сооружениях не обеспечена сохранность их защитных свойств и отдельных элементов. Обязанность по сохранению объектов в состоянии готовности к использованию в условиях чрезвычайных ситуаций и в военное время лежит на ТУ Росимущества в Ульяновской области.

Непринятие мер по надлежащему содержанию вышеуказанных объектов гражданской обороны нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение возможности укрытия в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций и свидетельствует о бездействии ТУ Росимущества в Ульяновской области.

Прокурор просил признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Ульяновской области в части непринятия должных мер, направленных на содержание, эксплуатацию и сохранение защитных сооружений гражданской обороны, расположенных в г. Ульяновске по 7-му проезду Инженерный, 1 и пр. Антонова, 1, корпус 31/1, в мирное время в состоянии постоянной готовности к использованию в военное время и в условиях чрезвычайной ситуации; обязать территориальное Управление Росимущества в Ульяновской области привести защитные сооружения гражданской обороны по 7-му проезду Инженерный, 1 и по пр. Антонова, 1, корпус 31/1 в г. Ульяновске в соответствие с требованиями действующего законодательства путем устранения выявленных в ходе проверки нарушений Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583, и Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного приказом МЧС России от 21.07.2005 № 575, а именно: восстановить герметизацию и  гидроизоляцию, защиту от затоплений защитных сооружений гражданской обороны, обеспечить постоянную готовность помещений убежища переводу их в установленные законом сроки на режим защитных сооружений, обеспечить необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени, обеспечить сохранность защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов, в том числе восстановить либо заменить: входы, аварийные выходы, защитно-герметические и герметические двери и ставни, восстановить запирающие механизмы, противовзрывных устройств, восстановить либо заменить инженерно-техническое оборудование и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации, восстановить системы вентиляции, водопровода, исправить систему электроснабжения, установить защитные плафоны, выключатели, смонтировать воздуховоды, установить фильтровентиляционное оборудование, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления, обеспечить исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, обеспечить наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых, восстановить линии средств связи и оповещения, обеспечить обозначения защитного сооружения и маршрутов движения, укрываемых к ним, указать порядковый номер на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ, устранить в помещениях защитных сооружений повышенную влажность, провести окраску стен, потолков и элементов инженерных систем внутри убежища, в том числе стен и потолков в помещениях фильтровентиляционных камер, восстановить либо заменить аварийный дизельный генератор, вытяжную и очистительную систему вентиляции, убрать со стен убежищ керамическую плитку, провести в помещениях защитного сооружения капитальный и косметический ремонт.

К участию в деле в качестве соответчиков привлечены Промохин М.П. и ООО «Каскад Ульяновск», в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, ГУЦ МЧС России по Ульяновской области, администрация города Ульяновска, Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, ООО «Авгурь», ООО «Металопрофильный завод».

Рассмотрев исковые требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Ульяновской области просит отменить принятое по делу решение. В жалобе ссылается на то, что в соответствии с действующим законодательством вопросы защиты и здоровья граждан, проживающих на территории административно-территориальных образований, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, являются расходными обязательствами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Указывает, что ТУ Росимущества в Ульяновской области является территориальным органом федерального органа исполнительной власти и не является исполнительным органом власти субъекта. Кроме того, на Территориальное управление не возложены функции по восстановлению работоспособности, проведению капитального ремонта, охране и поддержанию в постоянной готовности защитных сооружений гражданской обороны. Обязанность по созданию и поддержанию защитных сооружений гражданской обороны в состоянии постоянной готовности в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О гражданской обороне» лежит на Правительстве Ульяновской области, как высшем органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и городе Ульяновске, как органе местного самоуправления. Указывает на отсутствие доказательств, подтверждающих неудовлетворительное состояние второго убежища по 7 проезду Инженерный, 1, поскольку данный объект не был осмотрен в связи с закрытым входом в защитное сооружение и наличием неисправности запирающего механизма двери.

В возражениях на апелляционную жалобу ООО «Каскад Ульяновск» считает решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседание суда апелляционной инстанции не явился ответчик Промохин М.П. и третьи лица, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Судебная коллегия, с учетом мнения представителей ТУ Росимущества в Ульяновской области, ООО «Каскад Ульяновск», прокурора, определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса согласно ч. 3 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно п. п. 1, 5 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.02.1998 N 28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрена обязанность федеральных органов исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.

Согласно п. 2, п. 8 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309, к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно - обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды, транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.

Федеральные органы исполнительной власти по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют общую потребность в объектах гражданской обороны для организаций, находящихся в сфере их ведения; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

Меры, направленные на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время, осуществляют федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 4 ст. 7 названного Федерального закона).

Из материалов дела усматривается, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Заволжского района г. Ульяновска совместно с ОНД по г. Ульяновску ГУ МЧС России по Ульяновской области, установлено ненадлежащее состояние объектов гражданской обороны, расположенных в Заволжском районе г. Ульяновска. Два убежища, находящиеся в подвальных помещениях здания по 7-му проезду Инженерный, 1 (под зданием корпуса 201А), и убежище по пр. Антонова, 1 (корпус 31/1), не готовы для использования и нуждаются в капитальном ремонте. Состояние помещений не отвечает требованиям приказов МЧС России от 15.12.2002 № 583 и от 21.07.2005 № 575.

Убежище № 33 (мобилизационное имущество) по адресу: г. Ульяновск, 7-ой проезд Инженерный, 1,  общей площадью 876,40 кв.м, подвал №№ 65-76, 78-91, 93, 94, 126, 127 на поэтажном плане, находится в федеральной собственности, реестровый номер П 13730001167 от 13.08.2014.

Убежище № 42 (мобилизационное имущество) по адресу: г. Ульяновск, 7-ой проезд Инженерный, 1,  общей площадью 882,60 кв.м, подвал №№ 98-104, 106-119, 121, 122, 125 на поэтажном плане, находится в федеральной собственности, реестровый номер П 13730001168 от 13.08.2014.

Защитное сооружение по адресу: г. Ульяновск, проспект Антонова, 1,  общей площадью 1879,44 кв. м., подвал №№ 1-53 на поэтажном плане, находится в федеральной собственности, реестровый номер П 13730000167 от 23.08.2008.

Помещения не отвечают требованиям о постоянной готовности к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитных сооружениях как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. Не обеспечена сохранность и техническая готовность конструкций и оборудования защитных сооружений.

Длительное время не осуществлялись мероприятия, направленные на надлежащее содержание объектов и финансирование на эти цели не производилось.

Установив, что названные объекты гражданской обороны, находящиеся в собственности Российской Федерации, длительное время не содержатся в надлежащем состоянии в нарушение требований, установленных Федеральным законом «О гражданской обороне», Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583, Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденного Приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575, суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований об обязании ответчика привести объекты гражданской обороны в соответствие с требованиями действующего законодательства.

Поскольку в ходе рассмотрения дела бесспорно установлено, что спорные  объекты имеют статус защитных сооружений, находятся в собственности Российской Федерации, полномочия собственника данного имущества осуществляет Росимущество, и указанные полномочия не передавались, ни органам исполнительной власти Субъекта Российской Федерации, ни органу местного самоуправления, ни собственникам других помещений в зданиях, в подвалах которых находятся объекты гражданской обороны, суд пришел к правильному выводу, что надлежащим ответчиком по делу является ТУ Росимущества в Ульяновской области.

Доводы ТУ Росимущества в Ульяновской области в апелляционной жалобе о том, что обязанность по поддержанию защитных сооружений гражданской обороны в состоянии постоянной готовности лежит на Правительстве Ульяновской области, как высшем органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, и городе Ульяновске, как органе местного самоуправления, не могут быть признаны состоятельными, поскольку, как указано выше, собственник объектов гражданской обороны - Российская Федерация не передавала полномочия по их содержанию данным субъектам.

Оспариваемое решение принято судом на основании полной и объективной оценки представленных в дело доказательств, верном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, направленным на иную оценку установленных судом обстоятельств, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского  районного  суда  г. Ульяновска от 24 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по Управлению государственным имуществом в Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи