Судебный акт
Обеспечение жтльем детей-сирот
Документ от 05.04.2016, опубликован на сайте 20.04.2016 под номером 58266, 2-я гражданская, о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Савкин И.В.                                                                           Дело № 33-1444/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               05 апреля 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей   Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Николаевой Н.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 13 января 2016 года, по  которому постановлено:

 

Признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Макаровой В*** А*** специализированным благоустроенным жилым помещением  специализированного жилищного фонда  по договору найма специализированного жилого помещения.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить  Макарову В*** А*** специализированным благоустроенным жилым помещением  специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р.п.Тереньга Ульяновской области.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения истицы Макаровой В.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, мнение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Тереньгульского района Ульяновской области обратился в суд  с иском в интересах Макаровой В.А. к Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области  и отделу образования МО «Тереньгульский район» о предоставлении жилого помещения по договору найма  специализированного жилого помещения.

В обоснование иска указал, что проведенной проверкой установлено, что Макарова В.А., *** года рождения, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и закрепленного за ней жилого помещения не имеет.

Мать Макаровой В.А., С*** Л*** Н*** умерла ***, отец – Макаров А*** В*** умер ***.

В настоящее время Макарова В.А. зарегистрирована по адресу: ***, в жилом помещении, не принадлежащем ей на праве собственности.

Постановлением главы администрации МО «Тереньгульский район» от 19.05.2010 № 208 Макарова В.А., *** года рождения, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако до сегодняшнего дня жилое помещение ей не предоставлено.

Просил суд признать незаконным бездействие Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по своевременному обеспечению Макаровой В*** А***, специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения и обязать Министерство обеспечить Макарову В.А. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в р.п. Тереньга Ульяновской области.

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение. При этом указывает, что Макарова В.А. включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, истица не  обеспечена жилым помещением из-за отсутствия в специализированном государственном жилищном фонде Ульяновской области квартир. При этом  она не имеет права на внеочередное обеспечение жилым помещением. Также Макарова В.А. имеет право обратиться в Министерство с заявлением о назначении ей ежемесячной денежной компенсации за наем жилого помещения.

В возражении на апелляционную жалобу муниципальное учреждение отдел образования муниципального образования «Тереньгульский район» Ульяновской области, просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, муниципального учреждения отдела образования МО «Тереньгульский район» Ульяновской области, третьего лица Министерства здравоохранения, социального благополучия Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Статьей 40 Конституции Российской Федерации предусмотрено право каждого на жилище.

Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливается государственная гарантия социальной защиты.

Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Как  следует из материалов дела, Макарова В.А., *** года рождения,  относится к числу  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать истицы - С*** Л*** Н*** умерла ***, отец – М*** А*** В*** умер ***.

***2015 Макарова В.А. обратилась в Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями и просила предоставить ей жилое помещение в р.п.Тереньга.

Решением Координационного совета по защите прав и интересов несовершеннолетних при Главном управлении труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области от ***.2015 (протокол № 14)  Макарова В.А. включена в указанный список.

Таким образом, Макарова В.А. не является ни нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ни собственником жилого помещения.

Исходя из этого, суд правильно пришел к выводу о том, что Макарова В.А. не обеспечена жилым помещением.  При этом, вывод суда о том, что исковые требования прокурора Тереньгульского района Ульяновской области, действующего в интересах Макаровой В.А., подлежат удовлетворению мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым судом дана надлежащая правовая оценка.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в список для получения жилья на тех же основаниях, что и истица, не может служить поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

Не опровергают выводов суда и доводы апелляционной жалобы в части того, что истица имеет право на ежемесячную денежную компенсацию за наем жилья, поскольку  выплата компенсации не лишает истицу права на обеспечение жильем в установленном законом порядке.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 13 января 2016 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: