Судебный акт
Военкомат обязан рассмотреть заявление о приеме на военную службу по контракту
Документ от 29.03.2016, опубликован на сайте 07.04.2016 под номером 58209, 2-я гражданская, о признании права на поступление на военную службу, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Петрова И.И.                                                       Дело № 33-1347/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                            29 марта 2016 года                                                                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Королевой А.В.,

судей Тютькиной З.А. и Васильевой Е.В.,

при секретаре Кузине Д.Г.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от
16 декабря 2015 года, которым постановлено:

 

Исковые требования Гордеева А*** П*** удовлетворить частично.

Обязать военного комиссара Ульяновской области Брыкина П.Е. организовать все необходимые мероприятия, связанные с рассмотрением заявления Гордеева А*** П*** о приеме на военную службу по контракту от 21 июля 2015г., в соответствии с пунктом «а» части 1 статьи 7 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации №1237 от 16 сентября 1999 г.

В удовлетворении иска к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Ульяновской области» - отказать.

Взыскать в пользу Гордеева А*** П*** с военного комиссара Ульяновской области государственную пошлину в размере *** руб.

 

Заслушав доклад судьи Тютькиной З.А. по делу, объяснения представителя  Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» - Чижаковского И.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения Гордеева А.П. и его представителя – адвоката Николаева Ю.Г., полагавших решение суда первой инстанции законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Гордеев А.П. обратился в суд с иском к военному комиссару Ульяновской области Брыкину П.Е. о признании права на поступление на военную службу, обязании отдать указания в установленном порядке о выполнении в отношении истца как кандидата на поступление на военную службу по контракту комплекса мероприятий, предусмотренных п.7 ст.5 Положения по порядке прохождения военной службы, а также выполнить иные, предусмотренные законодательством действия, связанные с поступлением истца на военную службу по контракту. 

В обоснование исковых требований указано, что он является ветераном боевых действий, капитаном запаса. В июле 2015 г. в установленном порядке он обратился к военному комиссару Ульяновской области с заявлением о приеме на военную службу по контракту. Представил при этом все документы, предусмотренные Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента РФ №1237 от 1999 г. 23.08.2015 он получил ответ за подписью военного комиссара Ульяновской области -  Брыкина П.Е., в котором указано, что его заявление рассмотрено, но он не располагает заявками командиров воинских частей на замещение вакантных должностей офицерами запаса. Ссылаясь на Алгоритм, утвержденный Командующим ПВО, истцу предложено самостоятельно искать место военной службы и должность.

Полагает действия военного комиссара незаконными, противоречащими Положению о порядке прохождения военной службы, нарушающими право истца на поступление на военную службу.

Уточнив в ходе судебного разбирательства исковые требования, истец просил суд обязать военного комиссара Ульяновской области организовать оформление необходимых документов и направление кандидата Гордеева А.П. для прохождения медицинского освидетельствования; провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору; мероприятия по проверке соответствия кандидата уровню образования, квалификации, физической подготовки, а также провести другие необходимые проверки на соответствие Гордеева А.П. требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту; организовать взаимодействие с органами федеральной службы безопасности по вопросу оформления, при необходимости, допуска кандидата Гордеева А.П. к сведениям, составляющим государственную тайну; организовать направление в органы внутренних дел Российской Федерации запросов о представлении необходимых для занесения в документы воинского учета сведений о кандидате Гордееве А.П.; организовать рассмотрение кандидатуры Гордеева А.П. комиссией военного комиссариата по отбору кандидатов.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области».

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» просит решение отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование жалобы указывает, что судом нарушены нормы материального права. Принятое судом решение неисполнимо. Ответчику неизвестно о перечне проведения необходимых мероприятий в отношении истца. Всё зависит от выбора должности и рода войск.

Гордееву А.П. присвоена квалификация «специалист для исполнения обязанностей воинской должности заместителя командира танковой роты по вооружению». Но сведениями о такой вакантной должности военный комиссариат и военный комиссар не располагают. Истцу известен установленный порядок набора граждан на военную службу по контракту. Однако Гордеев А.П. затрудняется в определении должности, на которую он претендует.

В силу п. 7 Положения о военных комиссариатах руководство служебной деятельностью военных комиссариатов осуществляется через командующих войсками военных округов. Следовательно, военный комиссар Ульяновской области подчинен командующему войсками Центрального военного округа и обязан выполнять его требования.

Частью 2 статьи 7 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.09.1999 № 1237, на которое ссылается истец, установлено, что заключения о наличии соответствующих вакантных воинских должностей даются кадровыми органами и органами комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации (суд указанную правовую норму не применил). К таким органам военный комиссариат не относится.

У истца отсутствует необходимый уровень образования и стаж, предусмотренные для предполагаемой к замещению воинской должности. Военный комиссариат не располагает специалистами, которые вправе оценивать уровень физической подготовки кандидата. П. 10 ст. 8 Положения предусмотрено, что основанием для отказа кандидату в заключении с ним контракта является отсутствие в Вооруженных Силах Российской Федерации вакантных воинских должностей согласно профилю подготовки кандидата или получении им военно-учетной специальности. Обращает внимание на то, что суд не учел алгоритм -  указания командующего войсками Центрального военного округа, содержащиеся в телеграмме от *** НР ***, являющегося обязательным для исполнения для военным комиссаром.

Военный комиссар Ульяновской области Брыкин П.Е. в суд апелляционной инстанции не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен.

Дело рассмотрено в отсутствие не явившегося лица, согласно ч. 3 ст. 167, ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно ст.2  Федерального закона №53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» военная служба – это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - другие войска), в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.

Прохождение военной службы осуществляется гражданами - по призыву и в добровольном порядке (по контракту).

При этом в соответствии с п.1 ст.34 названного Федерального закона контракт о прохождении военной службы вправе заключать и граждане, пребывающие в запасе.

Порядок прохождения военной службы в мирное время гражданами Российской Федерации, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации, внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, воинских формированиях и органах, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы, предусмотренных Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», а гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами - в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях, порядок заключения контракта о прохождении военной службы (далее именуется - контракт) и прекращения его действия определяется Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденное Указом Президента РФ №1237 от 16.09.1999 (далее Положение).

В соответствии с п.1 ст. 5 Положения граждане, не находящиеся на военной службе, изъявившие желание поступить на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению офицерами, подают заявления в военные комиссариаты, где они состоят на воинском учете (не состоящие на воинском учете - в военные комиссариаты по месту жительства).

Военные комиссариаты (пункты отбора, воинские части) регистрируют и принимают к рассмотрению заявления граждан (иностранных граждан), изъявивших желание поступить на военную службу по контракту. Гражданин (иностранный гражданин), заявление которого принято к рассмотрению, является кандидатом, поступающим на военную службу по контракту (далее именуется - кандидат) (п. 4 ст.5).

Основания для возвращения военным комиссаром заявления лица, изъявившего желание поступить на военную службу по контракту, предусмотрены п.5 ст.5 Положения.

Военные комиссариаты (пункты отбора, воинские части) оформляют на кандидатов личные дела и другие необходимые документы. Перечень и формы документов, порядок их оформления определяются для военных комиссариатов (пунктов отбора) Министром обороны Российской Федерации (для воинских частей - руководителями федеральных органов исполнительной власти в соответствии с подчинением этих воинских частей).

Согласно п. 7 ст.5 Положения военный комиссар (командир воинской части) рассматривает принятое заявление в течение месяца и дает указания: о проведении медицинского освидетельствования кандидата; о проведении с ним мероприятий по профессиональному психологическому отбору; о проверке соответствия уровня его образования, квалификации и физической подготовки требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту; о рассмотрении кандидатуры комиссией военного комиссариата по отбору кандидатов или аттестационной комиссией воинской части; об организации взаимодействия с органами федеральной службы безопасности по вопросу оформления в необходимых случаях допуска кандидата к сведениям, составляющим государственную тайну.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Гордеев А.П. на основании приказа Командующего войсками П***-Уральского!% военного округа №*** от 05.05.2009 уволен с военной службы с зачислением в запас по  подпункту «в» пункта 2 статьи 51 Федерального закона (в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта).

21.07.2015 истец обратился с письменным заявлением в ФКУ «Военный комиссариат Ульяновской области» о приеме на военную службу по контракту, приложив к нему автобиографию, копию трудовой книжки, копию диплома об окончании Ц*** совхоза-техникума, копию свидетельства об окончании 10-ти месячных курсов по подготовке заместителей командиров танковых рот по вооружению при К*** филиале Ч*** танкового института, копию свидетельства о браке, копии свидетельств о рождении детей.

Письмом от 20.08.2015 за подписью военного комиссара Ульяновской области Брыкина П.Е. сообщено истцу, что его заявление рассмотрено, но в настоящее время военный комиссариат Ульяновской области не располагает заявками командиров войсковых частей на замещение вакантных должностей офицерами запаса соответствующих его (истца) образованию, возрасту и военно-учетной специальности. Ссылаясь на алгоритм, утвержденный Командующим ЦВО в 2015 году, ответчик рекомендовал Гордееву А.П. лично обращаться в воинскую часть для получения отношения и дальнейшего направления на комиссию в военный комиссариат, где он состоит на воинском учете.

Суд первой инстанции, установив, что основания, предусмотренные п.5 ст.5 Положения, для возвращения военным комиссаром заявления Гордеева А.П., как лица, изъявившего желание поступить на военную службу по контракту, отсутствуют, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска Гордеева А.П. и возложении на военного комиссара обязанности по выполнению мероприятий, перечисленных в п.7 ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Вопреки доводам апелляционной жалобы выводы суда подробно мотивированы, они сделаны на основании всех представленных по делу доказательствах в их совокупности.

Вопреки доводам жалобы сам по себе факт приема заявления  от Гордеева А.П. не предполагает обязательного последующего  заключения контракта с ним. В силу п.14 ст.5 Положения о порядке прохождения военной службы окончательное решение принимается по итогам рассмотрения заявления и результатам проверки соответствия кандидата предъявляемым требованиям, предусмотренным ст.33 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

В силу п. 3 ст. 34 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту, за исключением кандидатов для поступления на военную службу по контракту в Вооруженные Силы Российской Федерации на воинские должности, подлежащие замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, прапорщиками и мичманами, из числа граждан, не находящихся на военной службе, и иностранных граждан осуществляется военными комиссариатами.

Определение соответствия кандидатов, отбор которых осуществляется военными комиссариатами (воинскими частями, пунктами отбора совместно с военными комиссариатами), требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, возлагается на комиссии военных комиссариатов по отбору кандидатов (аттестационные комиссии воинских частей, совместные комиссии пунктов отбора и военных комиссариатов) (п. 14 ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы).

Результатом рассмотрения заявления гражданина – кандидата является решение комиссии военного комиссариата по отбору кандидатов (совместной комиссии пункта отбора и военного комиссариата, аттестационной комиссии воинской части).

Кандидат, признанный комиссией военного комиссариата по отбору кандидатов соответствующим требованиям, установленным для поступающих на военную службу по контракту, получает от военного комиссара соответствующее предписание и направляется в воинскую часть для заключения контракта.

В случае наличия оснований для отказа кандидату в выдаче предписания и направления в воинскую часть для заключения контракта его мотивы отражаются в решении комиссии, с указанием правовых оснований для отказа. Такое решение может быть предметом оспаривания в порядке, предусмотренном КАС РФ, а его отсутствие может быть оспорено как бездействие должностного лица.

Таким образом, фактически доводы жалобы сводятся к предположениям о возможных затруднениях при исполнении решения суда, в связи с чем судебной коллегией отклоняются.

При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, и по доводам апелляционной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия 

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от
16 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ульяновской области» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи