Судебный акт
О взыскании компенсации стоимости санаторно-курортной путевки
Документ от 29.03.2016, опубликован на сайте 01.04.2016 под номером 58122, 2-я гражданская, о взыскании стоимости путевки на сан.-курортное лечение, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Подгорнова О.С.                                                                      Дело № 33- 1483/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                         29 марта 2016  года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Фоминой В.А. и Чурбановой Е.В.

при секретаре Моисеевой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Романова А*** И*** – Дегтярева А*** В*** на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 декабря 2015 года, по  которому постановлено:

В удовлетворении исковых требований Романова А*** И*** к Департаменту Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» о взыскании стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, взыскании компенсации за не предоставление путевок, компенсации морального вреда отказать.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения истца Романова А.И. и его представителя Дегтярева А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя Департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску Григорьевой С.А. и представителя ОГКУСО «ЦОГ ТСР и СКЛ и СА для лиц БОМЖ» Фроловой Е.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Романов А.И. обратился в суд с иском к Департаменту Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску, Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» о взыскании стоимости путевки на санаторно-курортное лечение, взыскании компенсации за непредставленные  путевки, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указал, что он в период с *** г. по *** г. принимал участие в работе по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 30-километровой зоне, в связи с этим ему была установлена *** группа инвалидности с 07 мая 2003 г. бессрочно. С 07 мая 2003 г. бессрочно является получателем ежемесячной компенсации в возмещение вреда здоровью. До 01 января 2005 г. пользовался установленным законом правом ежегодного санаторно-курортного лечения или получения денежной компенсации вместо него.

В апреле 2010 года обратился к ответчику с заявлением на получение путевки на санаторно-курортное лечение, предоставив все необходимые для этого документы, в том числе справки о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, однако путевку не предоставили, выдали уведомление о том, что 14 мая 2010 г. он поставлен в соответствующую очередь под № 5366 и будет обеспечен санаторно-курортной путевкой в порядке очереди.

В марте 2015 года он повторно обратился с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение в санаторий Ундоры имени В.И. Ленина, предоставив все необходимые для этого документы. Письмом от 10 апреля 2015  года в предоставлении путевки было отказано, со ссылкой на то, что данный санаторий не принимает участие в конкурсных процедурах.

Полагал отказ в предоставлении путевки за 6 лет, т.е. с 2010 года по 2015 год незаконным. Поскольку в 2015 году путевка ему не была предоставлена, он вынужден был приобрести в санаторно-курортном учреждении - Ундоры им. В.И. Ленина путевку за свой счет стоимостью ***руб. на санаторно-курортное лечение с 18 августа 2015 года по 27 августа 2015 года.

В сентябре 2015 года обратился с заявлением к ответчику о компенсации стоимости санаторно-курортной путевки *** руб. Письмом от 02 октября 2015 года в выплате компенсации отказано со ссылкой на то, что компенсация за не представленную санаторно-курортную путевку законодательством не предусмотрена.

Данный отказ считал необоснованным.

В связи с тем, что он является инвалидом по увечью, связанному с аварией на ЧАЭС, полагал, что он имеет право на государственную помощь в виде набора социальный услуг, которые входят в объем возмещения вреда здоровью, в частности, при наличии медицинских показаний, на предоставление ежегодной путевки на санаторно- курортное лечение.

Считал, что отсутствие финансирования не может являться основанием для отказа в положенной по закону льготе, поскольку лечение рекомендовано индивидуальной программой реабилитации.

Просил взыскать с Департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску в свою пользу стоимость путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год в размере *** руб., компенсацию за не представленные санаторно-курортные путевки в 2010 – 2014 г.г. в размере *** руб. *** коп.,  компенсацию морального вреда в сумме *** руб.; обязать Ульяновское областное государственное казенное учреждение социальной защиты населения «Единый областной центр социальных выплат» выплатить Романову А.И. стоимость путевки на санаторно-курортное лечение за 2015 год в размере *** руб., компенсацию за не представленные санаторно-курортные путевки в 2010 – 2014 г.г. в размере *** руб. *** коп., компенсацию морального вреда в сумме *** руб.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель Романова А. И. – Дегтярев А.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права  и принять новое решение. В обоснование жалобы ссылается на доводы аналогичные доводам искового заявления.

В возражении на апелляционную жалобу ОГКУСО  «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» считает решение суда законным и обоснованным.

Дело рассмотрено в отсутствие представителей УОГКУСЗН «ЕОЦСВ», ФКУ ГБ МСЭ по Ульяновской области Минтруда России, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Согласно материалам дела, Романов А.И. является инвалидом второй группы вследствие заболевания, полученного в связи с аварией на Чернобыльской АЭС, которому предоставляется государственная социальная помощь в виде набора социальных услуг, включающего, в частности, предоставление путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний.

В связи с непредставлением санаторно-курортной путевки с 2010 года и приобретение путевки в 2015 году за свой счет, истец обратился с иском о компенсации стоимости путевок и произведенных им расходов.

Разрешая заявленные требования Романова А.И., суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения требований истца.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (с последующими изменениями) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22 ноября 2004 г. N 256.

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы социальной защиты населения. Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012 г. N 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее - Административный регламент).

Пункт 19 Административного регламента содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно. Согласно данному перечню к таким основаниям относятся: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, непредоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ). Согласно Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 143 органом, осуществляющим ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, является Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N 686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.

Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

Что касается финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления отдельным категориям граждан путевок на санаторно-курортное лечение и его объемов, то оно осуществляется в рамках действующего правового регулирования.

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В связи с этим не могут быть удовлетворены требования истца о предоставлении санаторно-курортной путевки по его желанию в санаторий им.В.И.Ленина ОАО «Ульяновскурорт» Курорт «Ундоры». Как следует из письма зам.Министра здравоохранения и социального развития Ульяновской области, что и не отрицалось истцом, ему в период 2010-2015 гг. предлагались санаторно-курортные путевки в санатории, которые были признаны победителями по итогам конкурса, но истец от их получения отказывался.

Возможность компенсации стоимости путевки на санаторно-курортное лечение не предусмотрена ни Федеральным законом "О государственной социальной помощи", ни Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ни Федеральным законом от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Доводы истца основаны на неправильном толковании подлежащих применению положений Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых акты, вследствие чего истец пришел к ошибочному выводу о том, что непредоставление ответчиком истцу путевки на санаторно-курортное лечение следует расценивать как лишение гражданина принадлежащего ему права на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение и отказ в предоставлении ему государственной социальной помощи.

Таким образом, нарушение права истца на санаторно-курортное лечение судом первой инстанции не установлено. Требования о компенсации морального вреда, вытекают из нарушения прав имущественного характера, в связи с этим суд обоснованно исходя из ст.151 ГК РФ отказал в удовлетворении требований истца о компенсации морально вреда.

Доводы апелляционной жалобы в целом повторяют требования по иску, которые были предметом исследования и оценки суда первой инстанции, им в решении дана надлежащая правовая оценка.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 25 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Романова А*** И*** – Дегтярева А*** В*** - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: