Судебный акт
О присвоении звания ветеран труда
Документ от 22.03.2016, опубликован на сайте 04.04.2016 под номером 58092, 2-я гражданская, об обязании присвоить звание Ветеран труда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ   ОБЛАСТНОЙ   СУД

 

Судья Богомолов С.В.                                                                       Дело № 33-1227/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       22 марта 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Фоминой В.А., Чурбановой Е.В.

при секретаре Лавренко Ю.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 ноября 2015 года, по которому постановлено:

Исковые требования Мандрит Л*** В*** к Главному управлению труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области удовлетворить.

Обязать Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области присвоить Мандрит Л*** В*** звание «Ветеран труда».

В удовлетворении иска к Департаменту Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску, - отказать.

 

Заслушав доклад судьи Фоминой В.А., пояснения Мандрит Л.В., возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Мандрит Л.В. обратилась в суд с иском к Главному управлению труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, Департаменту Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску о возложении обязанности по присвоению звания «Ветеран труда».

В обоснование иска указала, что она приказом Банка России от 19.12.2013 №ЛС - 3574 награждена почетной грамотой Банка России за высокие достижения в труде и значительный вклад в развитие банковского дела в Российской Федерации.

23.06.2015 она обратилась в Департамент Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по городу Ульяновску с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», с приложением соответствующих документов.

20.07.2015 был получен ответ из Департамента от 15.07.2015 № ДГУ-02/2766 об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на то, что согласно Положению звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо награжденными ведомственными знаками отличия в труде. Ведомственными знаками отличия в труде следует считать почетные звания СССР, РСФСР и Российской Федерации, нагрудные знаки и значки, грамоты, дипломы, свидетельства, благодарности, выданные органами исполнительной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации либо от имени их органов. Центральный банк Российской Федерации не относится к органам исполнительной власти. Данный отказ считала незаконным.

Полагала, что, несмотря на то, что Центральный банк Российской Федерации не входит с систему и структуру органов государственной власти, но выполняет публично-правовые функции, он может быть отнесен к федеральным органам государственной власти. Работники Центрального банка РФ не являются государственными служащими, однако, Почетную грамоту Банка России следует относить к ведомственным знакам отличия федерального органа.

Просила возложить на ответчика обязанность по присвоению ей звания «Ветеран труда».

Судом по ходатайству истца к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении иска Мандрит Л.В. – отказать. При этом указывает, что ответчиком было отказано Мандрит Л.В. в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что Центральный Банк Российской Федерации не относится к органам исполнительной власти, а Почетная грамота банка России не является ведомственной наградой.

В отзыве на апелляционную жалобу Мандрит Л.В. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области – без удовлетворения.

Представители ответчиков, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, на основании статьи 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Материалами дела установлено, что истица Мандрит Л.В., *** года рождения, имеет трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости, что не оспаривается ответчиками.

С 15.06.2004 истица работала в Главном управлении Центрального банка Российской Федерации по Ульяновской области, с 01.03.2009 в должности ***.

В соответствии с приказом Центрального банка Российской Федерации от 19.12.2013 № ЛС-3574 Мандрит Л.В. награждена Почетной грамотой Банка России за высокие достижения в труде и значительный вклад в развитие банковского дела в Российской Федерации.

10.07.2015 Главным управлением труда, занятости и социального благополучия Ульяновской Мандрит Л.В. в присвоении звания «Ветеран труда» отказано по мотиву представления Почетной грамотой Банка России, которая не относится к ведомственным знакам отличия.

Статьей 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлено, что ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В порядке реализации указанного правомочия принят Закон Ульяновской области от 30.11.2004 № 086-ЗО «О мерах государственной социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ульяновской области».

Пунктом 2 статьи 2 приведенного Закона Ульяновской области установлено, что отнесение граждан к категориям, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и иным законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 29.12.2005 № 234 утверждено Положения о порядке присвоения звания «Ветеран труда».

Согласно пункту 2 указанного Положения звание «Ветеран труда» присваивается лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначении пенсии по старости или за выслугу лет.

Ведомственными знаками отличия в труде следует считать: нагрудные знаки и значки, грамоты, дипломы, свидетельства, благодарности, выданные органами исполнительной, законодательной (представительной), судебной власти СССР, РСФСР, Российской Федерации либо от имени этих органов, органами прокуратуры СССР, РСФСР, Российской Федерации.

Знаки отличия в труде, выданные Центральным союзом потребительских обществ России, Центральным Комитетом ВЛКСМ, Государственным комитетом статистики, Фондом Независимых Профсоюзов России, Центральным комитетом профсоюзов либо от имени этих организаций, рассматриваются как ведомственные знаки отличия в труде.

Не учитываются при присвоении звания «Ветеран труда»: знаки отличия в труде, выданные организациями, войсковыми частями, общественными объединениями, организационными комитетами; квалификационные или ученые звания и степени; удостоверения на рационализаторские предложения; поощрения за судейство, участие или победу в спортивных соревнованиях, за отличную успеваемость и дисциплину; медали, звания, знаки и значки Выставки достижений народного хозяйства; ветеранские звания, присвоенные предприятиями, организациями, общественными объединениями, советами ветеранов.

В Перечне ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», не указана Почетная грамота Банка России.

Суд первой инстанции, исследовав представленные по делу доказательства и руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения сторон, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Мандрит Л.В. и возложении на Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области обязанности присвоить ей звание «Ветеран труда». При этом суд исходил из того, что Почетная грамота Центрального Банка России является ведомственным знаком отличия в труде, наличие которого дает право для присвоения статуса «Ветеран труда».

В силу статьи 75 Конституции Российской Федерации денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации.

Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Согласно п. «г» ч. 1 ст. 103 Конституции Российской Федерации назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации производится Государственной Думой.

Как отмечено в определении Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 года № 268-О, статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, в статье 75 которой определены его исключительное право на осуществление денежной эмиссии(часть 1) и в качестве основной функции - защита и обеспечение устойчивости рубля(часть 2). Данные полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, который проявляется, в частности, в том, что он наделен нормотворческими полномочиями, которые предполагают исключительные права и обязанности Центрального банка Российской Федерации по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.

Статьей 1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Согласно статье 3 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации», целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

В соответствии со ст. 4 указанного Закона, Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, осуществляет иные функции.

В силу ст. 7 данного Закона, Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Положением о ведомственных наградах Банка России, утвержденным Банком России 27.04.2010 № 358-П, действующим в период возникновения спорных правоотношений, предусматривается награждение работников Банка России Почетной грамотой Банка России. При этом, как следует из смысла положений  главы 2 указанного Положения, в равной степени в качестве ведомственных наград независимо от даты награждения признаются Почетные грамоты Банка России (Правления Госбанка СССР).

Таким образом, исходя из смысла приведенных норм, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Центральный банк Российской Федерации хотя и не входит в структуру и систему органов государственной власти, но выполняет публично-правовые функции, вследствие чего Почетная грамота Центрального Банка России относится к числу ведомственных знаков отличия в труде.

Поскольку истица Мандрит Л.В. награждена ведомственным знаком отличия в труде с учетом наличия у нее необходимого стажа для назначения пенсии по старости, она имеет право на получение звания «Ветеран труда», в связи с чем отказ Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области в присвоении такого звания является неправомерным.

Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что почетная грамота Центрального банка Российской Федерации не является ведомственной наградой, судебная коллегия не может признать состоятельными, так как отсутствуют правовые основания для иной оценки обстоятельств настоящего спора.

Доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения в суде первой инстанции, либо опровергали бы выводы судебного решения, и фактически направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, в связи с чем они подлежат отклонению.

Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не установлено.

Таким образом, решение суда по настоящему делу является законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26 ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

Судьи: