Судебный акт
О назначении пенсии досрочно
Документ от 29.03.2016, опубликован на сайте 01.04.2016 под номером 58075, 2-я гражданская, о включении в специальный стаж отпуска по уходу за ребенком, периодов нахождения на курсах повышения квалификации и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Токунов Д.В.                                                                      Дело № 33- 1389/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                         29 марта 2016  года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Фоминой В.А. и Чурбановой Е.В.

при секретаре Моисеевой О.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Базарносызганском районе Ульяновской области на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 25 декабря 2015 года, по  которому постановлено:

Исковые требования Уженковой Н*** В*** удовлетворить.

Обязать государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Базарносызганском районе Ульяновской области назначить Уженковой Н*** В*** трудовую пенсию по старости на основании п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 16.07.2015 года.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Уженкова Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Базарносызганском районе Ульяновской области о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, возложении обязанности назначить досрочно трудовую пенсию как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

В обоснование иска указала, что 16.07.2015 она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости на основании подпункта 20 части 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пунктов 5-6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Решением комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ №67 от 21.08.2015 года ей было отказано в досрочном назначении пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого трудового стажа.  При этом ответчиком в ее специальный стаж не был включен периоды:  нахождения её в отпуске по уходу за ребенком в период с 17.01.2000 года по 02.05 2001 года; нахождение на курсах повышения квалификации с 10.09.2002 по 07.10.2002 года, с 17.09.2007 года по 09.10.2007 года  и с 20.09.2012 года по 03.10.2012 года.

Решение ответчика считала незаконным.

Просила суд признать решение Пенсионного фонда от 21.08.2015 года незаконным, применить действующий порядок исчисления специального стажа действующего до 1 ноября 1999 года и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности с момента обращения в отдел Пенсионного фонда, то есть с 16.07.2015 года.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Базарносызганском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, в удовлетворении  требований Уженковой Н.В. отказать.  При этом указывает, что  в силу действующего законодательства, период работы истицы с 10.03.1995 по 31.10.1999 в должности сменной медицинской сестры хирургического отделения в Базарносызганской центральной районной больницы подлежит включению в специальный стаж как 1 год работы за 1 год 6 месяцев.  Кроме того, считает, что необоснованно включены в специальный стаж истицы периоды нахождения Уженковой Н.В. на курсах повышения квалификации, поскольку учитывая особые условия труда, характер и организацию работы медицинских работников, постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 утверждены Правила, регулирующие пенсионные правоотношения указанной категории работников. Указанными Правилами предусматривается включение периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в должностях и учреждениях, указанных в соответствующем Списке, при соблюдении определенных условий, закрепленных в этих Правилах. Для медицинских работников - это выполнение в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, установленного трудовым законодательством для соответствующих должностей, и других условий в зависимости от должности и учреждения, где протекала работа, а не какой-либо иной деятельности, когда отсутствует факт непосредственной работы.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

16.07.2015 года истицей было подано заявление о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Федерального Закона « О страховых пенсиях».

Решением комиссии № *** от *** года Уженковой Н.В. отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения из-за отсутствия необходимого стажа.

Не согласившись с решением ответчика, истица обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу, правильно применил материальный закон, и пришел к обоснованному выводу о наличии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска.

В соответствии со ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Согласно п.п.20 п.1 ст.30 указанного Федерального закона Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пункт "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", вступивших в силу с 01.01.2015 г., предполагает, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, по общему правилу засчитываются в стаж работы, дающей право на досрочную пенсию лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в календарном порядке (пункт 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

Вместе с тем в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 названных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца). В таком случае досрочная трудовая пенсия по старости назначается при наличии не менее 30 лет стажа. Если работа имела место только в сельской местности и (или) в поселке городского типа, то вышеназванные Правила не предусматривают возможности применения льготного порядка исчисления таких периодов работы, поскольку в данном случае право на досрочную пенсию по старости связано со стажем меньшей продолжительности - не менее 25 лет.

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" (далее - постановление N 1066).

Пунктом 1 постановления N 1066, вступившим в силу с 1 ноября 1999 года, были утверждены Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, которые применяются к периодам работы после 1 ноября 1999 года.

В соответствии с пунктом 3 постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.

Учитывая, что пунктом 2 этого постановления один год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывался в стаж работы в льготном порядке (за 1 год и 3 месяца) независимо от того, проходила ли работа только в сельской местности или также и в городе, стаж работы в сельской местности до 1 ноября 1999 года может быть исчислен в указанном льготном порядке (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" ).

По вышеизложенным основаниям, судебная коллегия признает правильным вывод суда о том, что периоды работы истицы 03.03.1992г. по 31.01.1993г.,с 01.02.1993 г. по 18.10.1993г., с 01.04.1995 г. по 13.07.1995 г. в должности  медицинской сестры хирургического отделения Николаевская ЦРБ должны быть исчислены с применением коэффициентов 1 год за 1 год 6 месяцев и 1 год 3 месяца.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, для медицинских работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Из изложенного следует, что период нахождения на курсах повышения квалификации, обоснованно включен в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение истицы.

Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Нарушений, повлекших вынесение незаконного или необоснованного решения, влекущих его отмену в порядке ст. 330 ГПК РФ, по доводам апелляционной жалобы не установлено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 25 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Базарносызганском районе Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: