Судебный акт
Ик прокурора о ремонте дороги
Документ от 16.03.2016, опубликован на сайте 31.03.2016 под номером 57906, 2-я гражданская, О признании незаконным бездействия, выразвишегося в несоздании надлежащих условий безопасного дорожного движения по маршруту п. Садовый - г. Барыш и возложении обязанности устранить нарушения законадательства о дорожной безопасности, об аавтомобильных дорогах и о дорожной деятельности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Гаврилова Е.И.                                                                Дело № 33-821/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 15 марта  2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Камаловой Е.Я.,

судей Васильевой Е.В. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации МО «Барышский район» на решение Барышского городского суда Ульяновской области  от 23 ноября 2015 года, по которому постановлено:

 

Иск прокурора Барышского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц  к  администрации МО «Барышский район» удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие администрации МО «Барышский район», выразившееся в нарушении  требований  законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности при  содержании автомобильной дороги по маршруту п. Садовый - г. Барыш.

Обязать администрацию МО «Барышский район» на всем протяжении автодороги по маршруту п. Садовый - г.Барыш уложить твердое дорожное покрытие;   обеспечить наличие на данной автодороге местных уширений проезжей части, достаточных для разъезда транспортных средств в зоне видимости с транспортными средствами встречного направления движения  с соблюдением Правил дорожного движения и требований безопасности, предъявляемых к транспортным средствам, обеспечивающим автобусные перевозки;     въезд с автодороги, ведущей из п.Садовый  в г. Барыш, оборудовать знаком приоритета 2.4 «Уступите дорогу»;   в п. Садовый установить остановочный пункт общественного пассажирского транспорта.

В остальной части в удовлетворении иска отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя администрации МО «Барышский район» Чумаченко Д.В., подержавшего доводы апелляционной жалобы, пояснения прокурора Колгановой Е.А., просившей решение суда оставить без изменения,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Барышского района  обратился в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела,  к администрации МО «Барышский район» об устранении нарушений требований законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Барышского района была проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства о безопасности дорожного движения и об автомобильных дорогах в деятельности администрации МО «Барышский район».

В ходе выездной проверки, проведенной совместно с государственным инспектором дорожного надзора ОГИБДД МО МВД России «Барышский», установлено, что дорога по маршруту п. Садовый - г. Барыш является грунтовой дорогой 5 категории, имеет просадки, что является нарушением п. 3.1.1. «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».

В нарушение п. 6.8 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (далее - СниП) ширина дороги на всем протяжении не соответствует 3,5 м.

Встречный разъезд транспортных средств значительно затруднен, что также является нарушением п. 6.8. СНиП, которым для поселковой дороги, обеспечивающей связь сельского поселения с внешними дорогами общей сети, предусмотрено 2 полосы движения.

В нарушение требований «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования»  въезд с грунтовой дороги, ведущей из п. Садовый на ул. Аптечная г. Барыш, не оборудован знаком приоритета 2.4 «Уступите дорогу».

В нарушение п. 5.3.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ) в п. Садовый Барышского района отсутствует остановочный пункт, оборудованный в соответствии с требованиями ГОСТ.

Выявленные нарушения подтверждаются актом выездной проверки от 11.09.2015.

Автомобильная дорога, проходящая по маршруту п. Садовый - г. Барыш, числится в реестре муниципального имущества МО «Барышский район».

Бездействие администрации МО «Барышский район» создает угрозу безопасности дорожного движения в границах муниципального образования.

Кроме того, в п. Садовый проживают учащиеся МБОУ СОШ №4, родители которых неоднократно обращались в Управление образования МО «Барышский район» с просьбами об организации подвоза детей специализированным школьным автотранспортом, однако в силу наличия указанных нарушений в сфере дорожной деятельности подвоз детей в школу осуществлен быть не может.

В связи с  этим прокурор просил суд признать незаконным бездействие администрации МО «Барышский район» по содержанию автомобильной дороги по маршруту п. Садовый - г. Барыш;   обязать администрацию МО «Барышский район» устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, а именно: на автодороге по маршруту п. Садовый - г.Барыш устранить просадки, затрудняющие движение транспортных средств;  на протяжении всего пути обеспечить ширину дороги, равную 3,5 м, обеспечивающую встречный разъезд транспортных средств;  въезд с грунтовой дороги, ведущей из п.Садовый на ул. Аптечная г. Барыш, оборудовать знаком приоритета 2.4 «Уступите дорогу»; в п. Садовый установить остановочный пункт общественного пассажирского транспорта, состоящий из следующих элементов:  остановочная площадка, посадочная площадка, заездной «карман», боковая разделительная полоса, тротуары и пешеходные дорожки, автопавильон, пешеходный переход, скамья, урна для мусора,  технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения),  освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м).

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Барышский район» не соглашается с решением суда.  Указывает на то, что решение суда основано на акте выездной проверки от 11.09.2015. Вместе с тем в ходе рассмотрения дела было установлено, что никаких технических действий по фиксации указанных в акте нарушений не проводилось.

Вместе с тем из представленных администрацией МО «Барышский район» доказательств (акт, фотоматериалы) следует, что ширина автомобильной дороги в самых узких её частях превышает 4 м, на всем протяжении дороги имеются уширения до 10 м, позволяющие осуществить свободный разъезд встречного, как легкового, так и грузового транспорта.

Необходимости в оборудовании остановочного пункта общественного транспорта не имеется, поскольку  отсутствуют рейсовые маршруты общественного транспорта в п. Садовый.

В ходе рассмотрения дела было установлено, что дорожное полотно автодороги п. Садовый-г.Барыш находится в удовлетворительном состоянии, и имеется твердое грунтовое покрытие из щебенки и песка.

Управление образования МО «Барышский район» никогда не открывало в п.Садовый никаких школьных маршрутов. Указывая на несоответствие дорожного полотна нормативам, Управление образования МО «Барышский район» не сообщает, каким образом данное несоответствие было выявлено.

В решении суда отсутствует оценка представленных суду доказательств со стороны администрации МО «Барышский район».

В резолютивной части решения не определено, каким именно должно быть твердое дорожное покрытие, и необходимость его укладки, если по данной дороги нет маршрутного движения. Не указана в решении суда и ширина укладываемого твердого дорожного покрытия.

В нарушение положения ст. 196 ГПК РФ суд принял решение не по заявленным истцом требованиям об укладке двух полос твердого дорожного покрытия, а обязал администрацию МО «Барышский  район» обеспечить наличие местных уширений проезжей части, достаточных для разъезда транспортных средств в зоне видимости с транспортными средствами встречного направления движения. Не указано, какие именно должны быть уширения, какой ширины, с какой стороны дороги и какой частотой.

Не  указаны характеристики остановочного павильона.

Решение суда является неопределенным, что приведет к невозможности его исполнения, а также к значительным затратам материальных ресурсов без необходимого результата.

В судебное заседание не явились представители УМВД России по Ульяновской области, ОГИБДД МО МВД России «Барышский», Управления образования МО «Барышский район», МБОУ СОШ № 4 МО «Барышский район».  О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В ходе рассмотрения дела установлено, что автомобильная дорога – подъезд к пос.Садовый  протяженностью 3 км числится в реестре МО «Барышский район». При этом входящий в нее участок дороги «Городские очистные сооружения» - «пос.Садовый» протяженностью 0,5 км является внутригородской автомобильной дорогой, по типу покрытия – «грунт».  Протяженность дорожного полотна от первого жилого дома в п.Садовый до пересечения улиц Кирова и Бумажников  г.Барыша составляет 1,3 км.

Рейсовый маршрут, осуществляющий заезд и остановку в пос.Садовый, на территории Барышского района отсутствует.

На территории МО «Барышский район» организованы  регулярные бесплатные перевозки  учащихся детей (школьные маршруты).  Учащиеся, проживающие на территории пос.Садовый, закреплены за МОУ СОШ № 4 г.Барыша, при этом в данном поселке проживают 7 учащихся со 2-го по 11-й классы.  Школьный маршрут для подвоза детей из пос.Садовый до МОУ СОШ № 4 не организован по причине отсутствия на спорном участке дороги твердого дорожного покрытия, при этом детей из пос.Садовый школьный автобус забирает с остановки в месте пересечения улиц Кирова и Бумажников  г.Барыша. Указанные обстоятельства также никем не оспариваются.

Из акта выездной проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения и нормативов содержания автомобильных дорог от 11.09.2015, составленного помощником прокурора Барышского района с участием государственного инспектора дорожного надзора  ОГИБДД МО МВД России «Барышский», следует, что дорога по маршруту п.Садовый-г.Барыш является грунтовой дорогой  5 категории. В нарушение п. 3.1.1. «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения»  дорога имеет просадки;   в нарушение п. 6.8 СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» ширина дороги на всем протяжении не соответствует 3,5 м;  встречный разъезд транспортных средств значительно затруднен, при этом согласно п. 6.8. СНиП, которым для поселковой дороги, обеспечивающей связь сельского поселения с внешними дорогами общей сети, предусмотрено 2 полосы движения;   в нарушение требований «ГОСТ Р 52289-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования»  въезд с грунтовой дороги, ведущей из п. Садовый в г. Барыш, не оборудован знаком приоритета 2.4 «Уступите дорогу»;    в нарушение п. 5.3.1. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в п. Садовый отсутствует остановочный пункт.

Доводы апелляционной жалобы о том, что сведения, изложенные в указанном акте, не соответствуют действительности, опровергаются материалами дела. Так, в материалах дела имеется отзыв на исковое заявление от МО МВД России «Барышский», в котором МО МВД России «Барышский» поддерживает заявленные прокурором исковые требования и просит их удовлетворить.  При этом факт ненадлежащего состояния дороги подтверждается.

Управление образования  МО «Барышский район» Ульяновкой области в своем отзыве на иск также поддерживает заявленные  прокурором требования  и просит их удовлетворить. При этом указывает на то, что организация подвоза учащихся по маршруту г.Барыш- п.Садовый и обратно возможна лишь при приведении дороги в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89*, ГОСТ Р 50597-93, приказа Министерства транспорта РФ от 15.01.2014 № 7.

Согласно п.61 Приказа Минтранса России от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации»  -  маршруты регулярных перевозок пассажиров автобусами организуются на автомобильных дорогах I - IV категорий, а троллейбусами - на автомобильных дорогах I - III категорий.

Регулярное автобусное движение на участках дорог V категории может быть организовано в целях осуществления автобусных перевозок на подъездах к сельским населенным пунктам автобусами, относящимися к категории транспортных средств М2, при наличии на участках таких дорог твердого дорожного покрытия в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности, а также местных уширений проезжей части, достаточных для разъезда транспортных средств в зоне видимости с транспортными средствами встречного направления движения с соблюдением Правил дорожного движения и требований безопасности, предъявляемых к транспортным средствам, обеспечивающим данные перевозки.

Решение суда постановлено в точном соответствии с вышеприведенными положениями законодательства.

При этом к твердому покрытию автомобильных дорог относится усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами). 

Автодорога по маршруту п.Садовый – г.Барыш является дорогой 5 категории. Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 № 767 утверждены Правила классификации автомобильных дорог в Российской Федерации. В данных Правилах приведены основные показатели транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог. Дорога по маршруту п.Садовый- г.Барыш должна  соответствовать указанным показателям, в том числе и по ширине дорожного покрытия. 

Также обоснованно возложена на администрацию МО «Барышский район» обязанность по установке в п. Садовый остановочного пункта.

В соответствии с п. 5.3.2.1 и 5.3.3.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы благоустройства. Общие требования» остановочные пункты общественного пассажирского транспорта, в том числе, расположенные в пределах населенных пунктов, должны оборудоваться автопавильонами.

Судебная коллегия не может согласиться с доводом апелляционной жалобы об отсутствии необходимости в оборудовании остановочного павильона ввиду   отсутствия рейсовых маршрутов общественного транспорта в п. Садовый.

В данном случае прокурор обратился в суд с иском о приведении дороги, соединяющей г.Барыш и п.Садовый, в надлежащее состояние с целью организации на данном участке дороги рейсового маршрута автобуса для подвоза учащихся из п.Садовый, к школе, распложенной в г.Барыше, и обратно. При таких обстоятельствах оборудование в п. Садовый остановочного павильона является обязательным. 

При этом требования к остановочным автопавильонам установлены ГОСТ Р 52766-2007.

Довод апелляционной жалобы о том, что в противоречие с требованиями ст. 196 ГПК РФ решение принято судом не по заявленным прокурором требованиям, является несостоятельным.

Требования прокурора были удовлетворены частично. При этом в решении суда со ссылкой на нормы действующего законодательство подробно изложены причины частичного удовлетворения требований прокурора. Требования к техническому состоянию дороги определены судом в соответствии с Приказом Минтранса России от 15.01.2014 № 7 «Об утверждении Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации».

Учитывая, что при рассмотрении дела судом  не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области  от 23 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО «Барышский район» - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: