Судебный акт
Оспаривание заключения межведомственной комиссии
Документ от 15.03.2016, опубликован на сайте 01.04.2016 под номером 57811, 2-я гражданская, о признании заключения межведомственной комиссии незаконным, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Дворцова Н.В.                                                             Дело № 33-1097/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                     15 марта 2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.

судей   Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.

с участием прокурора Колгановой Е.А.

при секретаре Дубровиной Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  администрации города Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 02 декабря 2015 года, по  которому постановлено:

 

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Ульяновска в интересах Петровой Т*** М*** удовлетворить.

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии №*** от *** года в отношении многоквартирного жилого дома № *** по ул.Л*** в г.У***.

Возложить на администрацию города Ульяновска обязанность рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о возможности признания многоквартирного дома по адресу: г.У***, ул.Л***, дом № *** аварийным и подлежащим сносу или реконструкции и принять решение, предусмотренное п.47 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47.

 

Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., пояснения Петровой Т.М., третьего лица Дикушкиной Т.Е., возражавших против доводов жалобы, мнение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Ленинского района города Ульяновска обратился в суд с иском в интересах Петровой Т.М. к администрации города Ульяновска о признании незаконным заключения межведомственной комиссии от *** № ***, возложении на  администрацию города Ульяновска обязанность рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании жилого дома *** по ул.Л*** города У***  аварийным и подлежащим сносу

В обоснование иска указано, что проведенной прокуратурой района проверкой соблюдения администрацией города Ульяновска требований жилищного законодательства при признании жилого дома №*** по ул.Л.*** в г. *** аварийным и подлежащим сносу в деятельности администрации г. Ульяновска выявлены нарушения.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения в городских округах относится обеспечение проживающих в городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также обеспечение иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

Аналогичные положения содержатся в п. 6 ч. 1 ст. 3 Устава муниципального образования «город Ульяновск», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 30.06.2010 № 67.

Согласно п. 7 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным требованиям.

В силу п. 43 Положения при оценке соответствия находящихся в эксплуатации помещений установленным требованиям законодательства проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Однако в нарушение вышеприведенных требований законодательства межведомственной комиссией 26.12.2013 принято решение, не предусмотренное п.47 Положения : о предоставлении собственниками помещений указанного жилого дома необходимых документов, в том числе: заверенных копий правоустанавливающих документов на жилые помещения, технического паспорта многоквартирного дома, а также заключения специализированной организации, имеющей лицензию и проводившей обследование данного дома.

 

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

 

В апелляционной жалобе администрация города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение. При этом указывает, что при вынесении спорного решения межведомственной комиссии от *** года №***, были полностью соблюдены все требования указанные в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47. При этом не доверять выводам межведомственной комиссии не имеется.

В возражениях на апелляционную жалобу, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - Бикбаев Р.К., Бикбаев А.А., Бикбаева Э.Р., Дикушкина Т.Е., Дикушкина А.В, Михайлина Л.В., Петров Г.А., Петрова  Т.М. и Борисова О.В просили решение суда оставить без изменения, а жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствии представителя ответчика администрации города Ульяновска, третьих лиц  Михайлиной  Л.В., Дикушкина А.В., Бикбаева Р.К., Бикбаевой А.А., Бикбаева Э.Р., Петрова Г.А., Борисовой О.В., извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Из материалов дела следует, что истица Петрова Т.М., третьи лица Бикбаев Р.К., Бикбаев А.А., Бикбаева Э.Р., Дикушкина Т.Е., Дикушкин А.В, Михайлина Л.В., Петров  Г.А.,  Борисова О.В. зарегистрированы и проживают в жилом доме барачного типа по адресу г. У*** ул.Л.*** д.*** . Данный жилой дом принадлежит указанным лицам на праве общей долевой собственности (доля в праве соответствует отдельному жилому помещению – квартире).

В ноябре 2013 года собственники дома *** по ул.Л.*** г. *** обратились в межведомственную комиссию  для решения вопроса о возможном признании жилого дома  аварийным и подлежащим сносу.

*** заключением межведомственной комиссией администрации города Ульяновска предложено собственникам вышеуказанного многоквартирного жилого дома предоставить документы, указанные в п.45 Положения о признании помещения и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006  № 47, в том числе и заключение специализированной организации, имеющей лицензию и проводившей обследование данного дома.

В соответствии с п. 8 ч.1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений.

Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнении данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановлением от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п.2 Положения).

В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки дома;

о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (п. 47 Положения).

В силу пункта 45 Положения для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения ряд документов, в том числе копии правоустанавливающих документов на жилые помещения, право на которые не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Как следует из материалов дела, в обжалуемом решении межведомственной комиссии конкретный перечень документов, которые необходимо представить собственникам дома, не определен.

Более того, пунктом 45 (2) Положения предусмотрено, что комиссия на основании межведомственных запросов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия получает в том числе в электронной форме:

а) сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на жилое помещение;

б) технический паспорт жилого помещения, а для нежилых помещений - технический план;

в) заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля) в случае, если представление указанных документов в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения признано необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям.

Порядок межведомственного электронного взаимодействия определен в Положении о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного Постановлением Правительства от 08.09.2010 № 697.

Дав правильное толкование и верно применив вышеприведенные нормы права, с учетом того, что  доме *** по ул.Л.*** , в котором проживают истица и третьи лица, переданы проживающим в нем гражданам в собственность в порядке приватизации, суд обоснованно пришел к выводу о незаконности решения межведомственной комиссии от ***  и обязал   администрацию города Ульяновска рассмотреть вопрос в отношении  многоквартирного жилого дома № *** по ул. Л.***  в г.У***,    и принять решение в соответствии  с п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением,  жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома  аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований  истца, не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные администрацией города Ульяновска в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании закона соответственно являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

При признании оспариваемого решения Межведомственной комиссии незаконным, суд правильно исходил из того, что по поступившим документам  комиссия обязана была разрешить вопрос по существу о признании дома № *** по ул. Л.*** аварийным, подлежащим сносу или реконструкции. Возможность принятия решения о запросе дополнительных документов регламентом не предусмотрена.

При этом возможность запроса межведомственной комиссией  сведений из ЕГРП, а также технического паспорта на жилой дом, заключения  соответствующего органа государственного надзора (контроля) прямо предусмотрена п.  45 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Поскольку  возложение на заявителей обязанности предоставить дополнительные документы не является  разрешением вопроса по существу,  соответственно суд правомерно пришел к выводу о том, что заявление собственников дома *** по ул.Л.*** о признании дома аварийным и подлежащим сносу до настоящего времени  не рассмотрено. 

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 02 декабря 2015 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: