Судебный акт
О назначении досрочной страховой пенсии
Документ от 15.03.2016, опубликован на сайте 23.03.2016 под номером 57767, 2-я гражданская, о признании права на досрочное назначение пенсии по выслуге лет, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Уланов А.В.                                                                                Дело № 33- 1116/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                         15 марта  2016  года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Чурбановой Е.В. и Фоминой В.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  Сайгиной М*** В*** на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 17 декабря 2015 года, по  которому постановлено:

Требования Сайгиной М*** В*** к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Старомайнском районе Ульяновской области  о признании права на досрочное назначение пенсии  и включения времени обучения с 24.08.1987 г. по 6.06.1990 года и с 30.07.1990 года по 14.08.1991 года в У***, а также периода временной нетрудоспособности по беременности и родам в 15.11.1995 года по 15.12.1996 года  в трудовой стаж дающей право на досрочную пенсию по старости и  обязать ответчика назначить досрочную пенсию по старости с момента её обращения – оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Сайгина М.В. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ (ГУ) в Старомайнском районе Ульяновской области о признании незаконным решения комиссии  УПФ РФ (РФ) в Старомайнском районе об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии и признании права на досрочное назначение  пенсии по выслуге лет.

В обоснование иска указала, что в январе 2015 года она обратилась в Управление Пенсионного Фонда России в Старомайнском районе Ульяновской области с заявлением о назначении  досрочной пенсии по старости.

Решением от *** 2015 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого специального стажа. При этом ответчик не включил в ее специальный стаж период учебы на очном отделении в У*** в период с 1987 г. по 1992 год.

Решение ответчика считала незаконным и необоснованным.

С учетом уточненных исковых требований просила обязать ответчика - Управление Пенсионного Фонда России в Старомайнском районе Ульяновской области  включить период учебы её в У*** в период с 24.08.1987 по 06.06.1990 годы  и с 30.07.1990 по 14.08.1991 годы, а также включить период временной нетрудоспособности по беременности и родам с 15.11.1995 по 15.12.1996 годы  в трудовой стаж, дающий право на досрочную пенсию по старости, в связи с осуществлением педагогической деятельности и обязать ответчика назначить досрочную пенсию по старости с момента её обращения.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Сайгина М.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об удовлетворении ее требований в полном объеме. При этом указывает, что судом немотивирован вывод о неприменении к данным правоотношениям Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который предусматривал включение периода ее учебы в Ульяновском государственном педагогическом институте в стаж работы, предоставляющий ей право на назначение льготной пенсии. Считает, что необоснованно отказано и во включении в специальный стаж период временной нетрудоспособности по беременности и родам с 15.11.1995 по 15.12.1996. Полагает, что спорный период относится к периоду временной нетрудоспособности и оплачивается как пособие по государственному социальному страхованию.

В возражении на апелляционную жалобу Управление Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Старомайнском районе Ульяновской области   просит решение суда оставить без изменения, а жалобу Сайгиной М.В. – без удовлетворения.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Из материалов дела усматривается, что Сайгина М.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в Старомайнском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением ответчика от ***.2015  отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости за отсутствием требуемого стажа.

В специальный стаж не были зачтены период обучения с 24.08.1987 г. по 6.06.1990 года и с 30.07.1990 года по 14.08.1991 года в У***, а также период нахождения в отпуске по уходу за ребенком 15.11.1995 года по 15.12.1996 года.

Полагая отказ незаконным, истица обжаловала его в судебном порядке.

Принимая решение по заявленным требованиям, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Сайгиной М.В., не установлено.

Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и Определение от 05 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Постановлением Совмина СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", действовавшим в период обучения истицы с 01 сентября 1985 г. по 07 сентября 1988 г., утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения.

Согласно абз. 5 п. 2 указанного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что время обучения в учебном заведении, (а не его часть) подлежит включению в педагогический стаж при одновременном соблюдении следующих условий: если времени обучения непосредственно предшествовала и непосредственно следовала за ним педагогическая деятельность.

Из материалов дела видно, что Сайгина М.В. проходила обучение в У*** с 1987 г.по 1992 г. В период обучения в институте истица с 07.06.1990 по 27.06.1990 и 30.06.1990 по 20.07.1990  работала пионервожатой в пионерском лагере «Б***».

Материалами дела подтверждено, что до поступления в учебное заведение педагогическая деятельность истицей не осуществлялась, в связи с чем оснований для включения части периода обучения в педагогическом институте в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, после работы пионервожатой в пионерском лагере, не имеется. Временная работа в период обучения в учебном заведении не свидетельствует о непосредственной педагогической деятельности, имевшей место перед поступлением в учебное заведение.

Не состоятелен довод апелляционной жалобы в части незаконности отказа во включение в стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 15.11.1995 по 15.12.1996.

Согласно материалам дела, истица имеет дочь С*** В*** *** года рождения, согласно протоколу Комиссии период с момента рождения дочери до предоставления истице отпуска по уходу за ребенком до 15.11.1995 (куда вошел период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам) включен ответчиком в страховой стаж для назначения досрочной пенсии.

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на нормах, регулирующих порядок включения в страховой стаж периода нахождения в отпуске по беременности и родам, тогда как истице отказано во включении периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком, порядок включения которого регулируется другими нормами.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 30 от 11.12.2012 года при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Принимая во внимание изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что поскольку отпуск по уходу за ребенком начался после 06.10.1992 года, то период нахождения истицы в указанном отпуске не подлежит включению в специальный стаж.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на толковании норм материального права, с которым, по вышеуказанным основаниям, судебная коллегия согласиться не может.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 17 декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Сайгиной М*** В*** - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: