УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Мяльдзина С.Н. Дело № 33-
1196/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
15 марта 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Фоминой В.А. и
Чурбановой Е.В.
с участием прокурора Колгановой Е.А.
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Министерства строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области на решение Ульяновского районного
суда Ульяновской области от 28 декабря 2015 года, по которому постановлено:
Исковые требования прокурора Цильнинского района Ульяновской
области удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Министерства строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области по
своевременному обеспечению Садовниковой К*** А***, *** года рождения, жилым помещением
по договору найма
специализированного жилого помещения.
Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального комплекса
и транспорта Ульяновской области обеспечить Садовникову К*** А*** в Цильнинском
районе Ульяновской области жилым помещением
по договору найма специализированного жилого помещения.
В удовлетворении
исковых требований к отделу опеки и
попечительства - МУ Комплексный центр социального обслуживания населения МО
«Цильнинский район» Ульяновской области прокурору Цильнинского района
Ульяновской области отказать.
Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., заключение прокурора Колгановой
Е.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Цильнинского
района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Садовниковой К.А. к Министерству
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской
области, МУ КЦСОН МО «Цильнинский район» Ульяновской области о признании
незаконным бездействия и предоставлении
специализированного жилого помещения по договору найма специализированного
жилого помещения.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной
прокуратурой проверки было установлено, что Садовникова К.А. является лицом из числа детей, оставшихся без
попечения родителей, жилого помещения в собственности не имеет.
***.2014 Садовникова К.А.
включена в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, а также лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного
жилищного фонда Ульяновской области, с
правом на предоставление жилого помещения на территории Ульяновской области,
однако до настоящего времени жильем не обеспечена.
Просил признать незаконным бездействие Министерства
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
и отдела опеки и попечительства МУ Комплексный центр социального обслуживания
населения МО «Цильнинский район» Ульяновской области по своевременному
обеспечению Садовниковой К.А. специализированным благоустроенным жилым
помещением специализированного жилищного фонда по договору найма
специализированного жилого помещения и обязать Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
обеспечить Садовникову К.А. специализированным благоустроенным жилым помещением специализированного
жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в
Цильнинском районе Ульяновской области.
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области не соглашается
с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. Указывает, что
жилое помещение не представлено по причине отсутствия в специализированном
государственном фонде Ульяновской области жилых помещений. Кроме того, считает,
что предоставление истцу первоочередного права на получение жилого помещения
специализированного жилищного фонда по договору социального найма, нарушает
права других детей-сирот, включенных в Список детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура
Цильнинского района Ульяновской области просит решение суда оставить без
изменения, а жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального комплекса
и транспорта Ульяновской области – без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных надлежащим
образом о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе.
Согласно материалам дела, Садовникова К.А., *** года
рождения, относится к числу лиц,
оставшихся без попечения родителей.
Мать Садовниковой К.А. –
С*** Е.А. решением
Кузоватовского районного суда Ульяновской области от ***.2008 в
отношении дочери К*** лишена
родительских прав.
С ***2008 Садовникова К.А.
состоит на первичном учете
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в МУ «У***.
Постановлением
Главы администрации МО
«Кузоватовский район» Ульяновской области № *** от ***2009 Садовникова К.А. помещена
в государственное образовательное
учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и
поставлена на регистрационный учет на право внеочередного обеспечения жилым
помещением.
Приказом Министерства
образования Ульяновской области № *** от
*** 2009 года Садовникова К.А. передана на воспитание в приемную семью опекуну Х*** З.П.,
проживающей в с.Б***
С ***2015 по настоящее время
Садовникова К.А. является студенткой О***.
Из свидетельства о регистрации по месту пребывания № ***
следует, что Садовникова К.А. на срок с ***2013
по ***2015 была зарегистрирована по
месту своего пребывания по адресу: Ульяновская область, Ц***
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания № ***, Садовникова
К.А. на срок с ***.2015 по ***.2016
зарегистрирована по адресу: Ульяновская
область, Ц***
Как следует из обзорной справки МУ Комплексный центр социального обслуживания
населения МО «Цильнинский район» Ульяновской области от ***.2014
жилое помещение по адресу: Ульяновская область, К***, в котором зарегистрирована Садовникова К.А.,
принадлежит СПК «К***». Жилых помещений
в собственности она не имеет.
Решением Координационного совета по защите прав и интересов
несовершеннолетних при Министерстве здравоохранения, социального развития и
спорта Ульяновской области от ***.2014 № ***
Садовникова К.А. включена в
список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из
числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Ульяновской
области под номером ***, однако до
сегодняшнего дня жилое помещение не
представлено.
Таким образом, суд правильно пришел к выводу о том, что Садовникова
К.А. не обеспечена жилым помещением. При
этом вывод суда о том, что исковые требования прокурора Цильнинского района,
действующего в интересах Садовниковой К.А., подлежат удовлетворению,
мотивирован и полностью соответствует представленным доказательствам, которым
судом дана надлежащая правовая оценка.
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской
Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений
осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и
законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21
декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в
редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) (далее - Федеральный
закон о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых
помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого
помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в
случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается
невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на
территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке,
установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце
первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае
приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В
случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации,
жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом
пункта 1, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в
порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат
обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8
поименованного Закона.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1
указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и
детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным
пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).
Таким образом, как следует из содержания приведенных
правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия
предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых
помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального
закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей.
Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о
социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,
указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в
порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не
означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно
осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
Довод ответчика о нарушении права других лиц, включенных в
список для получения жилья на тех же основаниях, что истец, не может служить
поводом к отмене решения суда, поскольку обязанность по предоставлению жилья не
ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия
или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка
очередности лиц равной категории.
При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели
обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной
категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого
помещения.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда,
были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их
отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 28
декабря 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального
комплекса и транспорта Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: