Судебный акт
Эксплуатация гидротехнического сооружения без разрешения
Документ от 01.03.2016, опубликован на сайте 11.03.2016 под номером 57623, 2-я гражданская, О возложении обязанности разработать и согласовать декларацию безопасности гидротехнического сооружения, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

      УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Гаврилова Е.И.                                                                Дело № 33-820/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                 01 марта  2016 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Васильевой Е.В. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Барышский район»  на решение Барышского городского суда Ульяновской области  от 30 октября 2015 года, по которому постановлено:

 

Обязать  администрацию муниципального образования «Барышский район» согласовать расчет вероятного вреда, который может быть причинен  жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения на реке Ч*** в *** км по направлению на юго-запад от западной границы с.Н*** Б*** района У*** области с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых может быть причинен этот вред, в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу;    представить согласованный расчет данного вреда в уполномоченный орган – Средне-Поволжское управление Ростехнадзора для определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности в четырехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу;     получить разрешение на эксплуатацию гидротехнического сооружения на реке Ч*** в *** км по направлению на юго-запад от западной границы с.Н*** Б*** района У*** области в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.  

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителя Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратуры Соколовой  М.С., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :    

 

Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации и интересов неопределённого круга лиц к администрации МО «Барышский район» о понуждении к соблюдению законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.

Требования мотивированы тем, что в муниципальной собственности МО «Барышский район» находится гидротехническое сооружение, расположенное на реке Ч*** в *** км по направлению на юго-запад от западной границы с.Н*** Б*** района. Данное гидротехническое сооружение по договору аренды муниципального имущества от 08.06.2012 № 12 передано в аренду ИП Данилкину В.А.

В нарушение действующего законодательства администрация МО «Барышский район», как собственник гидротехнического сооружения, не произвела расчет вероятного вреда, в том числе обоснование сценария аварии гидротехнического сооружения, в результате которой может быть причинен вероятный вред. Эксплуатация гидротехнического сооружения осуществляется без разрешения, потенциальная опасность гидротехнического сооружения не определена.  

В связи с этим прокурор просил суд возложить на ответчика обязанность: произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен  жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения на реке Ч*** в *** км по направлению на юго-запад от западной границы с.Н*** Б*** района и согласовать данный расчет с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых может быть причинен этот вред, в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу;    представить согласованный расчет данного вреда в уполномоченный орган – Средне-Поволжское управление Ростехнадзора для определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности в четырехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу;   получить разрешение на эксплуатацию данного гидротехнического сооружения  в двенадцатимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.  

Поскольку расчет вероятного вреда, который может быть причинен  жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии спорного гидротехнического сооружения, в настоящее время произведен, прокурор уточнил свои требования: просил  возложить на ответчика обязанность  согласовать расчет вероятного вреда, который может быть причинен  жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения на реке Ч*** в *** км по направлению на юго-запад от западной границы с.Н*** Б*** района с органами исполнительной власти субъектов РФ, на территории которых может быть причинен этот вред, в трехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу; представить согласованный расчет данного вреда в уполномоченный орган – Средне-Поволжское управление Ростехнадзора для определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности в четырехмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу;   получить разрешение на эксплуатацию данного гидротехнического сооружения  в шестимесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.  

Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация МО «Барышский район» не соглашается с решением суда. Указывает на то, что обязанность по совершению всех действий, предусмотренных решением суда, должна быть возложена на ИП Данилкина В.А., которому гидротехническое сооружение передано в аренду. По смыслу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» он является эксплуатирующей организацией. На основании договора аренды ИП Данилкин В.А. обязан обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнического сооружения при его эксплуатации, в том числе составлять декларацию безопасности на гидротехническое сооружение.  

В возражениях на апелляционную жалобу Ульяновская межрайонная природоохранная прокуратура просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным. 

В судебное заседание не явились представители администрации МО «Барышский район», Средне-Поволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ИП Данилкин В.А. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенным в апелляционной жалобе и возражениях на неё.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено в суде и не оспаривается ответчиком, гидротехническое сооружение на реке Ч*** в *** км по направлению на юго-запад от западной границы с.Н*** Б*** района находится в муниципальной собственности МО «Барышский район».

На основании договора аренды № 399 от 25.01.2011 земельный участок по адресу: У*** область, Б*** район  в *** км по направлению на юго-запад с западной границы села Н***, разрешенное использование – под размещение гидротехнического сооружения и пруда, передан Комитетом по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами МО «Барышский район» Ульяновской области в аренду ИП Данилкину В.А.  Срок договора аренды с 25.01.2011 по 25.01.2012.

08.06.2012 между Комитетом и ИП Данилкиным В.А. заключен договор аренды плотины ГТС по вышеуказанному адресу. Срок действия договора аренды по 01.06.2013 года.

Эксплуатация указанного гидротехнического сооружения осуществляется  с нарушением требований, установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений».

В соответствии с требованиями ст. 9 указанного Федерального закона собственник  и (или) эксплуатирующая организация гидротехнического сооружения обязаны: обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт; обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией; развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям.

Собственник  и (или) эксплуатирующая организация гидротехнического сооружения несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Постановлением Правительства РФ от 18 декабря 2001 года № 876 утверждены Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнических сооружений. Данные Правила устанавливают порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (далее именуется - финансовое обеспечение ответственности).

В соответствии с п. 2 и 3 указанных Правил величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (далее именуется - вероятный вред).

Расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.

В ходе рассмотрения дела установлено, что расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения,  в настоящее время произведен.

Однако данный расчет возможного вреда не согласован с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред.

В результате невыполнения вышеуказанных действий не определена величина финансового обеспечения гражданской ответственности владельца гидротехнического сооружения, что является обязательным в силу ст. 17 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений».   

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнического сооружения собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация составляют декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, или утверждение указанным органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, находящегося в эксплуатации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения.

Постановлением Правительства РФ от 06 ноября 1998 года № 1303 утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений. В соответствии с п. 2 - 4 указанного Положения  декларирование безопасности гидротехнических сооружений, аварии которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, является обязательным при их проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации.

Декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, требованиям к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленным законодательством Российской Федерации (далее именуются - обязательные требования), а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации.

Декларация безопасности составляется собственником гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организацией.

В нарушение действующего законодательства  гидротехническое сооружение на реке Ч*** в *** км по направлению на юго-запад от западной границы с.Н*** Б*** района эксплуатируется без декларации безопасности и разрешения на эксплуатацию гидротехнического сооружения.

С учетом вышеприведенных положений законодательства суд первой инстанции обоснованно возложил на администрацию МО «Барышский район» Ульяновской области обязанность по проведению мероприятий, предусмотренных действующим законодательством в области обеспечения безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по проведению данных мероприятий должна быть возложена на ИП Данилкина  В.А., который является арендатором гидротехнического сооружения,  не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Из смысла Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений», Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнических сооружений, следует, что эксплуатация гидротехнического сооружения возможна на основании полученного в установленном законом порядке разрешения на его эксплуатацию. Такое разрешение выдается на основании  расчета вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений и выданной по результатам такого расчета декларации безопасности гидротехнического сооружения.  Таким образом, данные документы должны быть изначально получены собственником гидротехнического сооружения еще до начала его эксплуатации. Вместе с тем данные документы у администрации МО «Барышский район» Ульяновской области отсутствуют, соответственно, они не были переданы ИП Данилкину В.А. при передаче ему гидротехнического сооружения в аренду. 

Впоследствии  расчет вероятного вреда, который может быть причинен в результате аварии гидротехнического сооружения, определение величины финансового обеспечения гражданской ответственности владельца гидротехнического сооружения, декларирование безопасности гидротехнического сооружения должны проводиться собственником и (или) эксплуатирующей организацией гидротехнического сооружения  с периодичностью, установленной действующим законодательством (не реже 1 раза в 5 лет с даты ввода гидротехнического сооружения в эксплуатацию).

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что обязанность по проведению всех мероприятий, направленных на обеспечение безопасной эксплуатации гидротехнического сооружения на реке Ч*** в *** км по направлению на юго-запад от западной границы с.Н*** Б*** района, должна быть возложена именно на собственника указанного гидротехнического сооружения – администрацию МО «Барышский район» Ульяновской области.

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Барышского городского суда Ульяновской области  от 30 октября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Барышский район»  - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: