УЛЬЯНОВСКИЙ
ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Подгорнова О.С. Дело №
33- 932/2016
А П Е Л Л Я Ц И О
Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
01 марта 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казакова М.В.,
Фоминой В.А.,
при секретаре Штукатурове С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе представителя
Телицина Е*** А*** – Иванова С*** М*** на решение Ленинского районного суда
города Ульяновска от 26 ноября 2015 года, по которому постановлено:
В удовлетворении исковых требований Телицина Е*** А*** к
Министерству строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта
Ульяновской области о возложении обязанности обеспечить жилым помещением по
договору найма специализированного жилого помещения отказать.
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., пояснения Телицина
Е.А., его представителя – Иванова С.М., поддержавших доводы жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Телицин Е.А. обратился в суд с иском к Министерству
строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области
о возложении обязанности обеспечить жилым помещением по договору найма
специализированного жилого помещения. В обоснование иска указал, что родился ***
года, воспитывался при ***, где имел опекуна. После окончания пребывания в ***
переехал в Ульяновск, с *** зарегистрирован в квартире по адресу: г.Ульяновск,
ул.С***, д.***, кв.***, с *** работает в ОАО «***» в качестве ученика ***.
Недавно от знакомых узнал о своем праве на получение жилья вне очереди как
воспитанника монастыря без родительского попечения, ранее реализовать свои
права не мог в виду юридической неграмотности. Считал, что он имеет право на
внеочередное получение жилья в соответствии с Законом Ульяновской области от
06.05.2006 № 60-ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа на территории
Ульяновской области». Просил суд обязать Министерство строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области обеспечить его
специализированным благоустроенным жилым помещением по договору найма
специализированного жилого помещения на территории муниципального образования
«город Ульяновск».
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе представитель Телицина Е.А. – Иванов
С.М. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что срок
обращения для постановки на жилищный учет был им пропущен по уважительной
причине, поскольку до 18 лет он
находился в ***, в *** году был призван в армию, где служил до середины ***
года, о своем праве на внеочередное получение жилья он узнал только летом 2015 года.
Дело рассмотрено в отсутствие Министерства строительства,
жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области, извещенного о
месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании Телицин Е.А., его представитель –
Иванов С.М. доводы апелляционной
жалобы поддержали.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации суд
апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы,
представления.
Из материалов дела следует, что Телицин Е.А. родился *** в ***.
Постановлением Главы администрации Кировского района
г.Казани от ***, с согласия его матери – Т*** С.В., Телицин Е.А. был передан на воспитание в ***,
над ним установлена опека в лице Х***
Г.Д. (***), обучался в средней школе.
По окончании школы (***) Т*** С.В. забрала сына из
монастыря.
С *** Телицин С.В. зарегистрирован по постоянному месту
жительства в квартире по адресу: ***, собственниками которой в равных долях
являются Т*** С.В. и Т*** П.С., *** года рождения.
На период с *** по *** истец зарегистрирован по месту
пребывания по адресу: ***, сособственником указанной квартиры является его
супруга - Т*** Е.В.
Ссылаясь на Закон Ульяновской области от 06.05.2006 № 60-ОЗ
«Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, а также лиц из их числа на территории Ульяновской
области», истец обратился в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об отказе в
удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически
значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований,
предусмотренных законом для удовлетворения требований Телицина Е.В., не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу
доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской
Федерации (в редакции, действовавшей до
1 января 2013 года), абзацу 4 статьи 1 и п.1 ст. 8 Федерального закона от 21
декабря 1996 года № 159-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2013 года) к
лицам, имеющим право на внеочередное получение жилья по социальному найма, в
частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а
также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то
есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в
возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались
без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в
образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального
обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении
опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах
Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в
виде лишения свободы.
Таким образом, дополнительные гарантии по социальной
поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ,
в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору
социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
При этом предоставление вне очереди жилого помещения по
договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, в соответствии с указанными нормами закона носило
заявительный характер и подлежало реализации при условии письменного обращения
таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом
помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и
дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации
своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на
учет нуждающихся в получении жилых помещений.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря
1996 года № 159-ФЗ в новой редакции (в ред. Федерального закона от 29 февраля
2012 года № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей,
лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые
не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или
членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без
попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам
социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору
социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание
в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом
исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого
находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном
законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно
предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного
фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце
1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае
приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В связи с указанными изменениями, внесенными Федеральным
законом от 29 февраля 2012 № 15-ФЗ утратил силу с 1 января 2013 года п.2 ч.2
ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 9 ст. 8 Федерального закона от 21
декабря 1996 года №159-ФЗ право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям
и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами,
которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми
помещениями.
В силу статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012
года № 15-ФЗ настоящий закон вступил в
силу с 01 января 2013 года. Действие положений
статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и
Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального
закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу
настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся
без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение
жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении истец на момент вступления в законную
силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года № 15-ФЗ должен был обладать
нереализованным правом на обеспечение жилым помещением как лицо из числа детей,
оставшихся без попечения родителей.
По смыслу ч.2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012
года № 15-ФЗ новый порядок предоставления мер социальной поддержки по
обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения
родителей, и лиц из их числа мог быть распространен на истца лишь при наличии
доказательств его обращения в уполномоченные органы о постановке на учет для
предоставления жилого помещения во внеочередном порядке в соответствии с
положениями ранее действовавших норм законодательства.
Согласно
материалам дела в установленный законом срок с заявлением о признании
нуждающимся в предоставлении жилого помещения в соответствии с Федеральным
законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ в органы местного самоуправления истец
не обращался, сведений о постановке его на учет нуждающихся в обеспечении жилым
помещением до достижения 23-летнего возраста не имеется. При этом доказательств
уважительности причин пропуска данного срока не представлено.
Доводы апелляционной жалобы Телицин Е.А. о том, что он не
мог обратиться с заявлением о предоставлении ему жилого помещения ввиду
нахождения в ***, а затем в армии, обосновано не были приняты судом первой
инстанции в качестве доказательств уважительности пропуска срока обращения за
разрешением вопроса об обеспечении жильем.
При этом суд правильно указал, что после окончания военной службы с
марта *** по октябрь ***, то есть в течение более 6 лет, истец за разрешением
данного вопроса не обращался, иных причин, свидетельствующих об уважительности
пропуска срока обращения в компетентные органы, он не представил.
Кроме того, Телицин Е.А. до *** года постоянно проживал
в Республике Татарстан, в г.Ульяновске
зарегистрирован по месту пребывания только в ноябре *** года, то есть в
возрасте 24 лет, в связи с чем основания для обеспечения его жильем в порядке,
предусмотренном Законом Ульяновской
области от 06.05.2006 № 60-ОЗ, отсутствуют.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст. 328
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 26
ноября 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя
Телицина Е*** А*** – Иванова С*** М*** - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: