У Л Ь Я Н О В С К И
Й О Б Л А С Т Н О Й С УД
Судья Чапайкина
Е.П.
Дело № 33-716/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 26
февраля 2016 г.
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г. ,
судей Казаковой
М.В., Фоминой В.А.
при секретаре
Дубровиной Л.О.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе областного государственного казенного
учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими
средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» на решение Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 09 ноября 2015 г, по которому
постановлено:
Уточненные исковые
требования прокурора г.Димитровграда в интересах Ахмеджановой А*** Р***
удовлетворить.
Взыскать с
областного государственного казенного учреждения социального обслуживания
«Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением и социальной
адаптации для лиц без определенного
места жительства и занятий в г.Ульяновске» в пользу Ахмеджановой Н*** А***
в возмещение расходов по оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно ***
(***) руб.*** коп.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., объяснения представителя ОГКУСО «ЦОГТСР» - Фроловой
Е.В., поддержавшей доводы апелляционной
жалобы, прокурора Николаевой Н.А.,
полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор
г.Димитровграда обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Ульяновской
области, областному
государственному казенному
учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими
средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» (далее – ОГКУСО «ЦОГТСР»),
Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты
населения в г.Димитровграде (далее – УОГКУСЗН) в интересах несовершеннолетней
Ахмеджановой Н.А. о возмещении расходов по оплате стоимости проезда к месту
лечения и обратно. В обоснование иска указал, что Ахмеджанова Н.А. является
матерью несовершеннолетнего ребенка-инвалида - А*** А.Р., *** года рождения, в
связи с чем имеет право на обеспечение бесплатным проездом к месту лечения и
обратно в соответствии с п.п.9 ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №
178-ФЗ «О государственной социальной помощи». С целью осуществления поездки на
плановое лечение ребенка в период с ***
по *** в ФГБУ *** Министерства здравоохранения Российской Федерации Ахмеджанова
Н.А. обратилась в Министерство здравоохранения Ульяновской области с заявлением
о выдаче талона № 2 для бесплатного получения проездных документов к месту
лечения, однако ее обращение оставлено без удовлетворения. В связи с указанными
обстоятельствами Ахмеджанова Н.А.
оплатила проезд за счет собственных денежных средств в сумме *** руб. и
обратилась в УОГКУСЗН за возмещением понесенных расходов, но ей также было
отказано. Прокурор, уточнив свои требования в ходе судебного разбирательства,
просил взыскать с ОГКУСО «ЦОГТСР» в пользу Ахмеджановой Н.А. расходы по оплате
стоимости проезда с ребенком-инвалидом к месту лечения и обратно в размере ***
коп.
Рассмотрев спор по
существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе ОГКУСО «ЦОГТСР» не соглашается с
решением суда, просит его отменить и принять новое решение. При этом указывает,
что суд неправильно применил нормы материального права. В частности,
действующим законодательством установлен специальный порядок предоставления
детям-инвалидам и сопровождающим их лицам такой льготы как бесплатный проезд к
месту лечения и обратно. При этом законом не предусмотрена денежная компенсация
расходов, понесенных указанными лицами на проезд к месту лечения. Основанием
для получения специальных талонов на приобретение бесплатных билетов к месту
лечения и обратно является направление на лечение в медицинское
учреждение, включенное в Перечень федеральных специализированных медицинских
учреждений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 872,
и талон № 2 установленной формы.
Указанные документы заполняются и выдаются Министерством здравоохранения
Ульяновской области. На ОГКУСО «ЦОГТСР» возложена обязанность по выдаче специальных
талонов на приобретение бесплатных проездных билетов к месту лечения и обратно,
выдаваемых на основании талона № 2.
Ахмеджанова Н.А за получением специальных талонов не обращалась.
В отзыве на
апелляционную жалобу УОГКУСЗН указывает, что возражений относительно доводов
жалобы не имеет.
В возражениях на
жалобу Ахмеджанова Н.А. просит оставить решение суда без изменения.
Дело рассмотрено в
отсутствие Ахмеджановой Н.А., УОГКУСЗН,
Министерства здравоохранения Ульяновской области, извещенных о месте и времени
судебного разбирательства надлежащим образом.
В судебном заседании
представитель ОГКУСО «ЦОГТСР» - Фролова Е.В.
доводы апелляционной жалобы
поддержала.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к
следующему.
В соответствии с
ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает
дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и
возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела
следует, что А*** А.Р., *** года
рождения, является ребенком-инвалидом, в
силу чего относится к категории граждан, имеющих право на получение
государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг на основании
п.п.9 ст. 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ.
28.07.2015
Министерством здравоохранения Ульяновской области А*** А.Р. было выдано
направление № *** к месту лечения для получения медицинской помощи в ФГБУ ***
Министерства здравоохранения Российской Федерации с датой госпитализации ***.
Однако талон № 2 на бесплатный проезд к месту лечения и обратно А*** А.Р. не
выдавался.
На основании
направления на госпитализацию Ахмеджанова Н.А. вместе с дочерью - А*** А.Р.
осуществила проезд к месту лечения в ФГБУ *** (г. Москва) и обратно к месту
жительства (г.Димитровград Ульяновской области).
Поскольку оплату
расходов на проезд к месту лечения в
сумме *** руб. Ахмеджанова Н.А. произвела за счет собственных денежных средств,
прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.
Принимая решение об
удовлетворении заявленных требований, суд исходил только из того, что дочь
истицы, являясь ребенком-инвалидом, и сама истица, как сопровождающее ее лицо,
имеют право на оплату проезда к месту лечения и обратно, истице неправомерно
отказано в выдаче талона № 2, в связи с чем затраты Ахмеджановой Н.А. на проезд
к месту лечения и обратно должны быть ей возмещены.
Судебная коллегия
полагает данный вывод суда правильным.
Правовые и
организационные основы оказания
государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам
набора социальных услуг, закреплены
Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной
помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ).
Согласно п.2 ч.1 ст. 6.2 Федерального закона
№178-ФЗ в состав предоставляемого детям-инвалидам набора социальных услуг
включается бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и
обратно.
В соответствии с
частью 5 статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ установление порядка
предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора
социальных услуг отнесено к ведению Федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое
регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от
29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг
отдельным категориям граждан (далее – Порядок), регламентирующий, в том числе,
организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно. Согласно пункту 1.2 Порядка его действие в части получения
бесплатного проезда на междугородном транспорте (в том числе, железнодорожном
транспорте) к месту лечения и обратно, распространяется на лиц, сопровождающих
детей-инвалидов.
В соответствии с
пунктом 5 Порядка направления граждан органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских
показаний, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального
развития Российской Федерации от 05.10.2005 № 617, при наличии у гражданина
медицинских показаний орган исполнительной
власти субъекта РФ в сфере здравоохранения оформляет и выдает гражданину
направление на лечение в медицинское учреждение, а также заполняет талон № 2 на
получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения
для получения медицинской помощи, содержащий сведения о лице, направляемом на
лечение, и о сопровождающем его лице.
Талон № 2
предоставляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального
страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами
(именными направлениями).
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 29.12.2004 № 864 утверждены Правила финансового обеспечения
расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде
набора социальных услуг (далее - Правила).
Согласно п.4 Правил финансовое обеспечение
расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет
средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду
социального страхования Российской Федерации.
Подпунктом «б»
пункта 11 Правил предусмотрено, что средства на проезд на междугородном
транспорте к месту лечения и обратно направляются транспортным организациям на
оплату расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно при
наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном
Министерством здравоохранения и социального развития РФ, в том числе,
междугородным железнодорожным транспортом.
Порядок
предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения бесплатного
проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в Ульяновской
области регулируется Постановлением Правительства Ульяновской области от
19.12.2013 № 620-П (далее – Порядок Ульяновской области № 620-П).
Согласно пункту 4 Порядка Ульяновской области № 620-П
предоставление социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда
гражданам на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется
на основании государственных контрактов, заключаемых Ульяновским областным
государственным казенным учреждением, наделенным полномочиями по организации
обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением, функции и полномочия учредителя которого
осуществляет исполнительный орган государственной власти Ульяновской области,
уполномоченный в сфере социальной защиты населения, с организациями
транспортного обслуживания, осуществляющими регулярные междугородные
пассажирские перевозки, в порядке, установленном законодательством о размещении
заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для
государственных и муниципальных нужд.
На основании Постановления Правительства Ульяновской
области от 18.05.2015 № 11/205-П и от
18.05.2015 № 11/204-П изменена организационная структура и полномочия ряда
исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, в частности,
образованы: Министерство здравоохранения Ульяновской области, наделенное
полномочиями в сфере управления здравоохранением, а также Главное управление
труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, являющееся
исполнительным органом в сфере социальной защиты населения и выступающее
учредителем ОГКУСО «ЦОГТСР».
Согласно п.2.3.2 Устава ОГКУСО «ЦОГТСР» указанное
учреждение осуществляет выдачу специальных талонов на право бесплатного
получения проездных документов к месту лечения и обратно по направлениям (талон
№2), выданным исполнительным органом государственной власти Ульяновской
области, уполномоченным в сфере здравоохранения.
Таким образом, согласно установленному вышеуказанными
нормативно-правовыми актами порядку предоставления социальной помощи в виде
бесплатного проезда к месту лечения и обратно детей-инвалидов и сопровождающих
их лиц выплата компенсации стоимости проездных билетов в случае приобретения их
гражданами за счет собственных денежных средств не предусмотрена.
Предоставление данного вида социальной помощи в Ульяновской области при наличии
медицинских показаний осуществляется путем выдачи Министерством здравоохранения Ульяновской
области направления на лечение в медицинское учреждение и талона № 2, который
подлежит замене на специальные талоны (именные направления) в ОГКУСО «ЦОГТСР» (п. 8 Порядка Ульяновской
области №620-П), являющиеся основанием для предоставления бесплатного проезда
на железнодорожном транспорте.
Между тем, из материалов дела усматривается, что ***
Министерство здравоохранения Ульяновской области выдало Ахмеджановой Н.А.
направление к месту лечения для получения медицинской помощи А*** А.Р., ***
года рождения, с датой госпитализации ***. При этом талон № 2, подлежащий
обмену в ОГКУСО «ЦОГТСР» на специальный
талон для бесплатного проезда в г.Москву и обратно, ей не выдавался.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Ахмеджановой Н.А. были предприняты все
необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка получения
документов для бесплатного проезда к месту лечения и обратно, однако Министерство здравоохранения Ульяновской области уклонилось от
выдачи истице талона № 2, что привело к необходимости приобретения
Ахмеджановой Н.А. проездных билетов за счет собственных денежных средств.
Исходя из того, что полномочия по предоставлению
государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда к месту лечения
обратно в Ульяновской области распределены между Министерством здравоохранения
Ульяновской области и ОГКУСО «ЦОГТСР», с учетом аккумулирования денежных
средств, выделяемых из федерального бюджета на обеспечение указанного вида
социальной помощи, в ОГКУСО «ЦОГТСР», судебная коллегия полагает возможным взыскание расходов истицы на проезд
к месту лечения с ОГКУСО «ЦОГТСР».
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение
Димитроградского городского суда Ульяновской области от 09 ноября 2015
года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу областного
государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр
обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным
лечением и социальной адаптации для лиц
без определенного места жительства и
занятий в г.Ульяновске» – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: