Судебный акт
Проезд к месту лечения и обратно
Документ от 26.02.2016, опубликован на сайте 04.03.2016 под номером 57602, 2-я гражданская, о взыскании расходов по оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С УД

 

Судья Чапайкина Е.П.                                                                     Дело № 33-716/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                         26 февраля 2016 г.

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г. ,

судей Казаковой М.В., Фоминой В.А.

при секретаре Дубровиной Л.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе  областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий  в г.Ульяновске» на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 09 ноября 2015 г, по которому постановлено:

 

Уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда в интересах Ахмеджановой А*** Р*** удовлетворить.

Взыскать с областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий в г.Ульяновске» в пользу Ахмеджановой Н*** А*** в возмещение расходов по оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно *** (***) руб.*** коп. 

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., объяснения представителя ОГКУСО «ЦОГТСР» - Фроловой Е.В.,  поддержавшей доводы апелляционной жалобы, прокурора  Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

 

Прокурор г.Димитровграда обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения  Ульяновской  области, областному  государственному  казенному учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий  в г.Ульяновске» (далее – ОГКУСО «ЦОГТСР»), Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты населения в г.Димитровграде (далее – УОГКУСЗН) в интересах несовершеннолетней Ахмеджановой Н.А. о возмещении расходов по оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно. В обоснование иска указал, что Ахмеджанова Н.А. является матерью несовершеннолетнего ребенка-инвалида - А*** А.Р., *** года рождения, в связи с чем имеет право на обеспечение бесплатным проездом к месту лечения и обратно в соответствии с п.п.9 ст.6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». С целью осуществления поездки на плановое лечение  ребенка в период с *** по *** в ФГБУ *** Министерства здравоохранения Российской Федерации Ахмеджанова Н.А. обратилась в Министерство здравоохранения Ульяновской области с заявлением о выдаче талона № 2 для бесплатного получения проездных документов к месту лечения, однако ее обращение оставлено без удовлетворения. В связи с указанными обстоятельствами     Ахмеджанова Н.А. оплатила проезд за счет собственных денежных средств в сумме *** руб. и обратилась в УОГКУСЗН за возмещением понесенных расходов, но ей также было отказано. Прокурор, уточнив свои требования в ходе судебного разбирательства, просил взыскать с ОГКУСО «ЦОГТСР» в пользу            Ахмеджановой Н.А. расходы по оплате стоимости проезда с ребенком-инвалидом к месту лечения и обратно в размере *** коп.

Рассмотрев спор по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОГКУСО «ЦОГТСР»  не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. При этом указывает, что суд неправильно применил нормы материального права. В частности, действующим законодательством установлен специальный порядок предоставления детям-инвалидам и сопровождающим их лицам такой льготы как бесплатный проезд к месту лечения и обратно. При этом законом не предусмотрена денежная компенсация расходов, понесенных указанными лицами на проезд к месту лечения. Основанием для получения специальных талонов на приобретение бесплатных билетов к месту лечения и обратно  является  направление на лечение в медицинское учреждение, включенное в Перечень федеральных специализированных медицинских учреждений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 № 872, и  талон № 2 установленной формы. Указанные документы заполняются и выдаются Министерством здравоохранения Ульяновской области. На ОГКУСО «ЦОГТСР» возложена обязанность по выдаче специальных талонов на приобретение бесплатных проездных билетов к месту лечения и обратно, выдаваемых на основании талона № 2.   Ахмеджанова Н.А за получением специальных талонов не обращалась.

В отзыве на апелляционную жалобу УОГКУСЗН указывает, что возражений относительно доводов жалобы не имеет.

В возражениях на жалобу Ахмеджанова Н.А. просит оставить решение суда без изменения.

Дело рассмотрено в отсутствие  Ахмеджановой Н.А., УОГКУСЗН, Министерства здравоохранения Ульяновской области, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В судебном заседании представитель ОГКУСО «ЦОГТСР» - Фролова Е.В.  доводы апелляционной жалобы   поддержала.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации  суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Из материалов дела следует, что А*** А.Р., *** года рождения, является  ребенком-инвалидом, в силу чего относится к категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг на основании п.п.9 ст. 6.1 Федерального закона «О государственной социальной помощи»  от 17.07.1999 № 178-ФЗ. 

28.07.2015 Министерством здравоохранения Ульяновской области А*** А.Р. было выдано направление № *** к месту лечения для получения медицинской помощи в ФГБУ *** Министерства здравоохранения Российской Федерации с датой госпитализации ***. Однако талон № 2 на бесплатный проезд к месту лечения и обратно А*** А.Р. не выдавался.

На основании направления на госпитализацию Ахмеджанова Н.А. вместе с дочерью - А*** А.Р. осуществила проезд  к месту лечения  в ФГБУ *** (г. Москва) и обратно к месту жительства (г.Димитровград Ульяновской области).

Поскольку оплату расходов на проезд к месту лечения  в сумме *** руб. Ахмеджанова Н.А. произвела за счет собственных денежных средств, прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском.

Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд исходил только из того, что дочь истицы, являясь ребенком-инвалидом, и сама истица, как сопровождающее ее лицо, имеют право на оплату проезда к месту лечения и обратно, истице неправомерно отказано в выдаче талона № 2, в связи с чем затраты Ахмеджановой Н.А. на проезд к месту лечения и обратно должны быть ей возмещены.

Судебная коллегия полагает данный вывод суда правильным.

Правовые и организационные основы  оказания государственной социальной помощи, в том числе в виде предоставления гражданам набора  социальных услуг, закреплены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ).

Согласно п.2 ч.1 ст. 6.2 Федерального закона №178-ФЗ в состав предоставляемого детям-инвалидам набора социальных услуг включается бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

В соответствии с частью 5 статьи 6.3 Федерального закона № 178-ФЗ установление порядка предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг отнесено к ведению Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан (далее – Порядок), регламентирующий, в том числе, организацию перевозки граждан к месту лечения и обратно. Согласно пункту  1.2 Порядка его действие в части получения бесплатного проезда на междугородном транспорте (в том числе, железнодорожном транспорте) к месту лечения и обратно, распространяется на лиц, сопровождающих детей-инвалидов. 

В соответствии с пунктом 5 Порядка направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 № 617, при наличии у гражданина медицинских показаний орган исполнительной  власти субъекта РФ в сфере здравоохранения оформляет и выдает гражданину направление на лечение в медицинское учреждение, а также заполняет талон № 2 на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи, содержащий сведения о лице, направляемом на лечение, и о сопровождающем его лице.

Талон № 2 предоставляется гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации для обеспечения их специальными талонами (именными направлениями).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (далее - Правила).

Согласно п.4 Правил финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Фонду социального страхования Российской Федерации.

Подпунктом «б» пункта 11 Правил предусмотрено, что средства на проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются транспортным организациям на оплату расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития РФ, в том числе, междугородным железнодорожным транспортом.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в Ульяновской области регулируется Постановлением Правительства Ульяновской области от 19.12.2013 № 620-П (далее – Порядок Ульяновской области № 620-П).

Согласно пункту 4 Порядка Ульяновской области № 620-П предоставление социальных услуг в части обеспечения бесплатного проезда гражданам на междугородном транспорте к месту лечения и обратно осуществляется на основании государственных контрактов, заключаемых Ульяновским областным государственным казенным учреждением, наделенным полномочиями по организации обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением, функции и полномочия учредителя которого осуществляет исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения, с организациями транспортного обслуживания, осуществляющими регулярные междугородные пассажирские перевозки, в порядке, установленном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

На основании Постановления Правительства Ульяновской области от 18.05.2015  № 11/205-П и от 18.05.2015 № 11/204-П изменена организационная структура и полномочия ряда исполнительных органов государственной власти Ульяновской области, в частности, образованы: Министерство здравоохранения Ульяновской области, наделенное полномочиями в сфере управления здравоохранением, а также Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, являющееся исполнительным органом в сфере социальной защиты населения и выступающее учредителем ОГКУСО «ЦОГТСР».

Согласно п.2.3.2 Устава ОГКУСО «ЦОГТСР» указанное учреждение осуществляет выдачу специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно по направлениям (талон №2), выданным исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, уполномоченным в сфере здравоохранения.

Таким образом, согласно установленному вышеуказанными нормативно-правовыми актами порядку предоставления социальной помощи в виде бесплатного проезда к месту лечения и обратно детей-инвалидов и сопровождающих их лиц выплата компенсации стоимости проездных билетов в случае приобретения их гражданами за счет собственных денежных средств не предусмотрена. Предоставление данного вида социальной помощи в Ульяновской области при наличии медицинских показаний осуществляется путем выдачи  Министерством здравоохранения Ульяновской области направления на лечение в медицинское учреждение и талона № 2, который подлежит замене на специальные талоны (именные направления) в  ОГКУСО «ЦОГТСР» (п. 8 Порядка Ульяновской области №620-П), являющиеся основанием для предоставления бесплатного проезда на железнодорожном транспорте.

Между тем, из материалов дела усматривается, что *** Министерство здравоохранения Ульяновской области выдало Ахмеджановой Н.А. направление к месту лечения для получения медицинской помощи А*** А.Р., *** года рождения, с датой госпитализации ***. При этом талон № 2, подлежащий обмену в ОГКУСО «ЦОГТСР» на  специальный талон для бесплатного проезда в г.Москву и обратно, ей не выдавался.

Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что  Ахмеджановой Н.А. были предприняты все необходимые меры к соблюдению установленного законом порядка получения документов для бесплатного проезда к месту лечения и обратно, однако  Министерство здравоохранения Ульяновской области  уклонилось от  выдачи истице талона № 2, что привело к необходимости приобретения Ахмеджановой Н.А. проездных билетов за счет собственных денежных средств.

Исходя из того, что полномочия по предоставлению государственной социальной помощи в виде бесплатного проезда к месту лечения обратно в Ульяновской области распределены между Министерством здравоохранения Ульяновской области и ОГКУСО «ЦОГТСР», с учетом аккумулирования денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на обеспечение указанного вида социальной помощи, в ОГКУСО «ЦОГТСР», судебная коллегия полагает  возможным взыскание расходов истицы на проезд к месту лечения с  ОГКУСО «ЦОГТСР».

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение Димитроградского городского суда Ульяновской области от 09 ноября 2015 года  оставить без изменения, а апелляционную жалобу  областного государственного казенного учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной  адаптации для лиц без определенного  места жительства и занятий  в г.Ульяновске» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: