Судебный акт
Об оспаривании решения пенсионного фонда
Документ от 01.03.2016, опубликован на сайте 04.03.2016 под номером 57564, 2-я гражданская, Об отмене решения о восстановлении излишне выплаченной компенсационной выплаты от 12.10.2015 г. №553 о восстановлении права на оказание услуг по уходу за престарелой Кочергиной Ниной Ивановной, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья  Зотова Л.И.                                                                           Дело № 33- 968/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                         01 марта  2016  года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей   Казаковой М.В. и Фоминой В.А.

при секретаре Штукатурове С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе   Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области на решение Барышского городского суда Ульяновской области от 20 ноября 2015 года, по  которому постановлено:

Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области о восстановлении  излишне выплаченной компенсационной выплаты в сумме *** рублей от ***2015 года № *** отменить.

Восстановить право Назаровой Л*** В*** на оказание услуг Кочергиной Н*** И*** *** года рождения, нуждающейся в уходе.

 

Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснении истицы Назаровой Л.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Назарова Л.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области об отмене решения о восстановлении  излишне выплаченной компенсационной выплаты от ***2015 № *** и восстановлении ее права на оказание услуг Кочергиной Н*** И***, *** года рождения, нуждающейся в уходе.

В обоснование иска указала, что постановлением администрации МО «Барышский район» от ***.2010 № *** она назначена приёмным родителем Е*** Д.А. *** года рождения, в 2010 г. с ней заключен договор о передаче мальчика в приёмную семью. Кроме того, она осуществляет уход за престарелой Кочергиной Н. И. *** года рождения, в связи с чем была назначена компенсационная выплата, которая выплачивалась Кочергиной Н.И., с 01.12.2014 года по 31.10.2015 и составила *** руб. Оспариваемым решением ответчика указанная компенсационная выплата признана необоснованной в связи с тем, что Назарова Л.В. в период её выплаты получала вознаграждение по договору о передаче ребёнка в приёмную семью, о чём не сообщила в Пенсионный орган. Решение Пенсионного органа считала незаконным, поскольку осуществление деятельности по воспитанию приёмных детей не является оплачиваемой работой. Данная деятельность имеет смешанный характер, сочетающий черты гражданско-правового и семейно- правового характера, но не трудового.

Просила отменить решение о восстановлении излишне выплаченной компенсационной выплаты от ***.2015 № *** и восстановить ее право на оказание услуг Кочергиной Н. И. *** года рождения, нуждающейся в уходе.

Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. При этом указывает, что при обращении за компенсационной выплатой по уходу за недееспособным гражданином, Назарова Л.В. не сообщила о том, что является приемным родителем, то есть осуществляет трудовую деятельность, за которую получает вознаграждение и является застрахованным лицом. В соответствии с договором о приёмной семье (договором о патронатной семье), истица приравнивается к категории работающих лиц и права на ежемесячную компенсационную выплату согласно Указу Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 не имеет.

Дело рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что *** 2010 г. между управлением образования МО «Барышский район» Ульяновской области  и Назаровой Л.В. заключен договор N *** о создании приемной семьи с выплатой ей вознаграждения в соответствии с Законом Ульяновской области от 04.10.2006 №137-ЗО «О размере оплаты труда приемных родителей и льготах, предоставляемых приемной семье в Ульяновской области».

Постановлением администрации муниципального района "Барышский район " от *** 2010 г. N *** Назарова Л.В. назначена опекуном над несовершеннолетними Е*** Д.А., *** года рождения.

С ***2014 Кочергиной Н.И. назначена выплата к пенсии, в связи с осуществлением за ней ухода Назаровой Л.В. на основании Указа Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года №1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» в размере *** рублей.

Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области от ***2015 N *** сумма полученных компенсационных выплат признана переплатой и предложено Назаровой Л.В. возвратить переплату в сумме *** руб., в связи с установлением факта ее работы по договору от *** 2010 года о создании приемной семьи.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истицы о признании незаконным решения ответчика возврате излишне полученной компенсационной выплаты, суд первой инстанции, руководствуясь положениями п. 2 ст. 152 и п. 2 ст. 153.1 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ), ст. 16 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве",  исходил из того, что вознаграждение приемным родителям относится к мерам социальной поддержки лицам, осуществляющим воспитание приемных детей, поэтому осуществление обязанностей приемного родителя на возмездной основе в соответствии с заключенным договором о приемной семье нельзя считать выполнением оплачиваемой работы, в связи с чем пришел к выводу, что Назарова Л.В. имеет право как неработающий гражданин, осуществляющий уход за ребенком, не достигшим возраста 14 лет, на получение компенсационных выплат, связанных с уходом за нетрудоспособным гражданином.

Судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

В соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 N 1455  "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами"  ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей устанавливаются неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.
Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним.

По смыслу статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", к неработающим лицам относятся лица, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию. На застрахованных лиц распространяется обязательное пенсионное страхование, если они работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору. При этом право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется при условии уплаты страховых взносов.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Назарова Л.В., осуществляющая воспитание приемного ребенка на возмездной основе, является неработающим лицом, однако данный вывод противоречит подлежащим применению к спорным отношениям нормам материального права.

Приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре. К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 СК РФ (опека и попечительство над детьми). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной СК РФ, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (п. п. 1 и 2 ст. 152 СК РФ).

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 153.1 СК РФ).

При этом из данных положений (п. 2 ст. 153.1) усматривается, что СК РФ разграничивает вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки, то есть предусматривает несколько видов обеспечения для приемной семьи. При этом вознаграждение приемным родителям, денежные средства на содержание детей и меры социальной поддержки - это разные виды обеспечения приемной семьи.

Из содержания приведенных норм СК РФ также следует, что приемные родители исполняют обязанности по содержанию, воспитанию и образованию детей по договору о передаче на воспитание ребенка в приемную семью на возмездной основе, получая от данного вида деятельности доход, размер которого определяется законом субъекта Российской Федерации.

В связи с этим к указанным отношениям применяются в том числе и нормы гражданского законодательства о возмездном оказании услуг в части, не урегулированной СК РФ.

Согласно ст. 2 Закона Ульяновской области от 04.10.2006 N 137-ЗО  "О размере вознаграждения, причитающегося приемному родителю, и мерах социальной поддержки, предоставляемых приемной семье, в Ульяновской области"  приемным родителям устанавливается ежемесячное денежное вознаграждение  в размере 4009 рублей за каждого принятого на воспитание в приемную семью ребенка, а также выплачиваются надбавки к установленному вознаграждению, состав и размер которых определяются частью 3 настоящей статьи. Приемным родителям, проживающим в сельской местности, также устанавливается ежемесячная доплата за каждого принятого на воспитание в приемную семью ребенка в размере *** рублей.

В зависимости от возраста и состояния здоровья приемных детей приемным родителям выплачиваются следующие надбавки к установленному им вознаграждению.

Размер указанных в части 1 настоящей статьи выплат ежегодно индексируется с учетом уровня инфляции (потребительских цен) в соответствии с законом Ульяновской области об областном бюджете Ульяновской области на соответствующий финансовый год и плановый период в порядке, устанавливаемом Правительством Ульяновской области.

Из изложенных норм видно, что получаемое приемными родителями вознаграждение приравнивается к заработной плате.

В ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.

Как следует из Методики определения объема субвенций местным бюджетам муниципальных районов и городских округов Ульяновской области на финансовое обеспечение государственных полномочий по выплате вознаграждения, причитающегося приемному родителю" в формулу определения объема субвенций включен размер начисляемых страховых взносов по обязательному страхованию приемных родителей для уплаты в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также в Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Как следует из сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застраховано лица Назаровой Л.В. управлением образования МО «Барышский район» за указанные периоды перечислены  в пенсионный фонд страховые взносы, которые учтены в расчетном пенсионном капитале истицы и эти периоды включены в страховой стаж.

Поскольку Назарова Л.В. являясь стороной по договору о приемной семье от 23 июля 2010 г., приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемного ребенка за вознаграждение, то ее следует признать выполняющей оплачиваемую работу, поэтому она не имеет права, как работающее лицо, на получение в соответствии с Указом Президента РФ от 26.12.2006 N 1455  "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" компенсационной выплаты.

Таким образом, у суда не имелось оснований для отмены решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области о восстановлении  излишне выплаченной компенсационной выплаты в сумме *** рублей от ***2015 года № *** и восстановлении право Назаровой Л. В. на оказание услуг Кочергиной Н. И*** года рождения с получением ежемесячной компенсационной выплаты.

Ввиду изложенного решение суда первой инстанции нельзя признать законным.

Судебная коллегия находит возможным, отменяя судебное постановление, принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Назаровой Л.В. отказать.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

Решение  Барышского городского суда Ульяновской области от 20 ноября 2015 отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Назаровой Л*** В*** об отмене решения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Барыше и Барышском районе Ульяновской области от ***.2015 № *** и восстановлении права на оказание услуг престарелой Кочергиной Н*** И*** *** года рождения, нуждающейся в уходе, отказать.

 

Председательствующий

 

Судьи