УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Кочергаева О.П. Дело № 33-
751/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е
Д Е Л Е Н И Е
город
Ульяновск
26 февраля 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В.
и Фоминой В.А.
с участием прокурора Николаевой Н.А.
при секретаре Дубровиной Л.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по
апелляционной жалобе Областного государственного казенного учреждения
социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими средствами
реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без
определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» на решение Димитровградского
городского суда Ульяновской области от 30
ноября 2015 года, по которому постановлено:
Уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда,
действующего в интересах А*** А.А.
удовлетворить.
Взыскать с Областного
государственного казенного
учреждения социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими
средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» в пользу Чекановой Р*** Н*** в возмещение расходов по оплате стоимости
проезда к месту лечения и обратно в
размере *** руб. (***).
Заслушав доклад судьи Мирясовой Н.Г., пояснения
представителя ответчика Фроловой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной
жалобы, заключение прокурора Николаевой Н.А., полагавшей решение суда законным
и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор г.Димитровграда действуя в интересах
несовершеннолетнего А*** А. А. обратился в суд с иском к Министерству
здравоохранения Ульяновской области,
Ульяновскому областному государственному казенному учреждению социальной защиты
населения в г.Димитровграде,
Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания
«Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением и социальной
адаптации для лиц без определенного
места жительства и занятий в
г.Ульяновске» о взыскании компенсации за
приобретенные билеты к месту лечения и обратно.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной по
обращению бабушки ребенка-инвалида Чекановой Р.Н. прокурорской проверки было
установлено, что А*** А.А., *** года рождения, вследствие имеющегося у него
заболевания является ребенком-инвалидом, в связи с чем относится к категории
граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде
набора социальных услуг. С *** 2015 года
по *** 2015 года А*** А.А. в сопровождении своей бабушки Чекановой Р.Н.
проходил лечение в Ф***. Проезд к месту лечения и обратно оплачивала бабушка
ребенка Чеканова Р.Н. из собственных средств, приобретая билеты на
железнодорожный транспорт в сумме *** руб. Чеканова Р.Н. обращалась и за
выдачей талона на проезд и за возмещение затрат, понесенных в связи с проездом,
однако в удовлетворении ее требований было отказано.
С учетом уточненных исковых требований, просил взыскать с
ОГКУ СО «Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного
места жительства и занятий в г.Ульяновске» в возмещение расходов на проезд ***
руб. в пользу Чекановой Р.Н.
Рассмотрев данный спор, суд постановил вышеприведенное
решение.
В апелляционной жалобе областное государственное казенное
учреждение социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими
средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации
для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске» не
соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение. При
этом указывает, что А*** А.А.. проходил лечение в Ф*** которое не входит в
Перечень федеральных специализированных медицинских учреждений утвержденный
Постановлением правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 872. Не учтено, что талон №2 представляется
гражданином в исполнительные органы Фонда социального страхования Российской
Федерации для обеспечения их специальными талонами или именными направлениями
на право бесплатного получения проездных документов к месту лечения и обратно.
Согласно утвержденной данным приказом форме талон №2 на получение специальных
талонов на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи заполняется
органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере
здравоохранения. За специальными
талонами на приобретение бесплатных проездных билетов к месту лечения и обратно
законный представитель несовершеннолетнего не обращался в ОГУСЗН. По мнению автора жалобы, направление на
лечение и Талон №2 выдает Министерство здравоохранения Ульяновской области.
Иные лица, участвующие в деле, будучи
извещенными о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное
заседание не явились, в связи с чем на основании ст. 167
ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам считает возможным рассмотреть
дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене
в связи с неправильным применением норм материального права и (п. 4 ч. 1 ст.
330 ГПК РФ), по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, А***
А.А. *** года рождения, является ребенком-инвалидом. С ***2015 г. по ***2015 г.
А*** А.А. в сопровождении бабушки Чекановой Р.Н. находился на
санаторно-курортном лечении в ф***. Чекановой Р.Н. потрачено на проезд к месту лечения и
обратно *** руб. Ответчик отказался компенсировать расходы за проезд.
Разрешая заявленные требования
прокурора в интересах А*** А.А., суд первой инстанции пришел к выводу о том,
что право бесплатного проезда у гражданина-получателя социальных услуг к месту
лечения и обратно возникает с момента предоставления уполномоченным органом ему
путевки на санаторно-курортное лечение. Поскольку А*** А.А. была предоставлена
путевка на санаторно-курортное лечение, следовательно, у него возникло право на
получение государственной социальной услуги по бесплатному проезду на
междугородном транспорте к месту лечения и обратно, полномочия по
предоставлению которой переданы областному
государственному казенному
учреждению социального обслуживания «Центр обеспечения граждан техническими
средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске» и удовлетворил иск
прокурора.
Однако судебная коллегия не может
согласиться с выводами суда по следующим основаниям.
Распоряжением Правительства РФ от
30.12.2009 № 2101-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и
социального развития Российской Федерации и правительством Ульяновской области
о передаче правительству Ульяновской области осуществления части полномочий
Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и
отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а
также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по
предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное
лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и
обратно.
Постановлением Правительства РФ от
29.12.2004 N 864 "О порядке финансового обеспечения расходов по
предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора
социальных услуг" утверждены Правила
финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной
социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно
п. 11 Правил средства на предоставление гражданам путевок на
санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту
лечения и обратно направляются на:
-
оплату стоимости путевок санаторно-курортным организациям, отобранным в
порядке, установленном законодательством
Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ,
услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Выдача гражданам
путевок осуществляется при наличии медицинских показаний и справки
учреждения здравоохранения.
-
оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к
месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в
рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии
медицинских показаний по направлению
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере
здравоохранения в порядке,
установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации).
Как следует из отзыва Ульяновского
областного государственного казенного учреждения социальной защиты населения в
г.Димитровграде законный представитель
несовершеннолетнего р*** А*** А.А. по вопросу предоставления путевки на
санаторно-курортное лечение в Учреждение не обращался, на регистрационный учет
по данному вопросу не вставал. Законный представитель А*** А.А. за получением
специальных талонов на приобретение проездных билетов к месту лечения и обратно
(Ф***) в период с ***2015 по ***.2015 в Учреждение не обращался.
Из сообщения Генерального директора Ф***
следует, что врачебная комиссия поликлиники для детей №*** выделила бюджетное
место по путевке №*** серии *** категории «дети с сопровождением» в Ф*** А***
А.А.
Данная путевка предоставлена р*** в
рамках реализации Приказа ФМБА РФ от 25.11.2011 N 499 "Об организации
санаторно-курортного лечения и реабилитации работников организаций и населения
территорий, обслуживаемых Федеральным медико-биологическим агентством, в
санаториях, находящихся в ведении ФМБА России".
Тогда как суд первой инстанции при
вынесении решения руководствовался Федеральным законом
от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи",
который регламентирует право детей-инвалидов на получение государственной
социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Суд не принял во внимание, что в данном
случае санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения и обратно,
предусмотренные в рамках набора социальных услуг и санаторно-курортное лечение,
которое было оказано А*** А.А., имеют различный правовой характер, о чем
свидетельствует Порядок
медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение, утв.
приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.11.2004
г. N 256.
В данном случае идет речь о различных
видах санаторно-курортного лечения. Для санаторно-курортного лечения,
предусмотренного в рамках набора социальных услуг, в соответствии со ст. 6.2
Федерального закона N 178-ФЗ санаторно-курортные организации определяются
исполнительными органами Фонда социального развития Российской Федерации или
органами социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда
социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной
работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, в
соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в
сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и
муниципальных нужд.
Санаторно-курортное лечение, которое
было оказано А*** А.А., имеет другой
порядок отбора санаторно-курортной организации. Путевки предоставляются для
санаторно-курортного лечения и реабилитации в санаторно-курортных учреждениях и
клиниках научно-исследовательских институтов (центре) курортологии, находящихся
в ведении Федерального медико-биологического агентства России.
Поскольку путевка была предоставлена не
в рамках реализации Федерального закона
от 17.07.1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи",
который регламентирует право детей-инвалидов на получение государственной
социальной помощи в виде набора социальных услуг, правовых оснований для удовлетворения
требований прокурора в интересах А*** А.А.о взыскании расходов на проезд с
Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания
«Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением и социальной
адаптации для лиц без определенного
места жительства и занятий в
г.Ульяновске» у суда первой инстанции,
не имелось.
Судом допущено неправильное применение
норм материального права, в связи с этим решение суда подлежит отмене, с
вынесением нового решения об отказе в удовлетворении иска прокурора
г.Димитровграда, действующего в интересах
А*** А.А. в полном объеме.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Димитровградского городского суда Ульяновской
области от 30 ноября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении требований прокурора г.Димитровграда,
действующего в интересах А*** А*** А*** о взыскании с Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания
«Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и
санаторно-курортным лечением и социальной
адаптации для лиц без определенного
места жительства и занятий в
г.Ульяновске» в пользу Чекановой Р*** Н*** о возмещение расходов по оплате стоимости
проезда к месту лечения и обратно
отказать.
Председательствующий
Судьи: