Судебный акт
Выход из гражданства РФ
Документ от 16.02.2016, опубликован на сайте 09.03.2016 под номером 57479, 2-я гражданская, о признании незаконным решения о выходе из гражданства РФ., РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

   УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Касымова Э.Р.                                                          Дело № 33а-698/2016

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е  О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                          16 февраля  2016 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего Королёвой А.В.,

судей Васильевой Е.В. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Бешановой Э.Е.,

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Фёдорова С*** П*** на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 05 ноября 2015 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении административного иска Федорова С*** П*** к Посольству РФ в Украине (Консульский отдел Посольства России в Киеве) о признании незаконным решения о выходе из гражданства РФ отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., пояснения представителей Фёдорова С.П. – Шарафутдиновой А.И. и Костровой Н.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Федоров С.П. обратился в суд с административным иском к Посольству РФ в Украине (Консульский отдел Посольства России в Киеве) о признании незаконным решения о выходе его из гражданства РФ.

Административный иск мотивирован тем, что  10 июня 2015 года УФМС России по Ульяновской области было выдано заключение проверки №*** обстоятельств, свидетельствующих о наличии либо отсутствии гражданства РФ и обоснованности выдачи Отделом УФМС России по Ульяновской области в Заволжском районе г.Ульяновска паспорта гражданина РФ на его имя. Указанным заключением признано, что  у него отсутствует гражданство РФ. Вывод об отсутствии у него гражданства РФ был сделан УФМС по Ульяновской области на основании сведений, полученных из Посольства РФ в Украине, о том, что он 08 сентября 2004 года оформил выход из гражданства РФ в соответствии с ч.2 ст. 19 Федерального закона «О гражданстве РФ» от 31 мая 2002 года. Из указанного документа следует, что 08 сентября 2004 года Посольством РФ в Украине было принято решение о выходе его из гражданства РФ в упрощенном порядке на основании его заявления. Федоров С.П. считает, что указанным решением Посольства РФ в Украине нарушены его права.

В период с 10 августа 2003 года по январь 2004 года он временно жил на Украине со своей матерью.  В этот период он импульсивно подал документы в посольство на проживание в Украине, однако никакого ответа не получил. Гражданство Украине или гарантии его приобретения им также получены не были. Принятое Посольством РФ в Украине 08 сентября 2004 года решение о выходе его из гражданства РФ противоречит ст.20 Федерального закона «О гражданстве РФ», согласно которой выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации не имеет иного гражданства и гарантии его приобретения.  Он - Федоров С.П. гражданство никакого иного государства не получал, как и гарантий его предоставления.  Никаких документов полномочного органа иностранного государства о наличии у него иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации в Посольство РФ на Украине он не предоставлял. 

Таким образом, он - Федоров С.П. не осуществил и не мог осуществить выход из гражданства РФ. Посольство РФ в Украине не могло и не должно было принимать решение о выходе его из гражданства РФ.

О принятом в отношении него решении Посольства РФ в Украине о выходе из гражданства РФ он узнал в рамках рассмотрения гражданского дела по его заявлению об оспаривании заключения №*** от 10 июня 2015 года УФМС России по Ульяновской области  об отсутствии у него гражданства РФ.

Рассмотрев административный иск по существу, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Фёдоров С.П. не соглашается с решением суда. Указывает на то, что решение суда основано только на косвенном доказательстве – копии его заявления о выходе из гражданства РФ. Вместе с тем никаких документов, свидетельствующих о наличии у него иного гражданства или гарантирующих права на его получение, он в Посольство РФ в Украине не предоставлял. Копия справки о наличии у него гражданства Украины, на которую имеется ссылка в его заявлении о выходе из гражданства РФ, Посольством РФ в Украине суду представлена не была.

До  30 июня 2003 года он проживал и работал на территории РФ. Проживать на Украине с 19 марта 2002 года и получить гражданство Украины 05 мая 2003 года он не мог.

Заявление о выходе из гражданства РФ написано на стандартном бланке. Его подпись не может свидетельствовать о достоверности изложенных в заявлении сведений. 

Считает необоснованным отказ в восстановлении срока на подачу административного иска. Проживая на территории РФ, он дважды получал паспорт гражданина РФ, загранпаспорт, на протяжении 11 лет являлся сотрудником органа внутренних дел. В связи с данными обстоятельствами его неоднократно проверяли по вопросу гражданства. УФМС ни разу за все это время не установила отсутствие у него гражданства РФ.

Сведения о наличии у него гражданства Украины отсутствуют. 

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство иностранных дел РФ просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.  

В судебное заседание не явились Федоров С.П., представители МИД РФ, УФМС России по Ульяновской области, Посольства РФ в Украине. О дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.  Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. 

Обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что на основании заявления Федорова С.П. от 18 декабря 2003 года Посольство РФ в Украине 08 сентября 2004 года приняло решение разрешить Федорову С.П. выход из гражданства РФ.

Вопросы выхода из гражданства РФ регулируются Федеральным законом от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве РФ».

В соответствии с п. 2 ст. 19 указанного Федерального закона выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 20 Федерального закона выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации: а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом; б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда; в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Согласно ст. 35 Федерального закона решения о приеме в гражданство Российской Федерации и о выходе из гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частями первой и шестой статьи 14, частями второй и третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона принимаются федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами иностранных дел, и дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации (п. 3 ст. 35 в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 151-ФЗ). Решения по вопросам гражданства Российской Федерации оформляются в письменном виде с указанием оснований их принятия (п. 5).

В соответствии с п. 24 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325, при выходе из гражданства Российской Федерации на основании части второй статьи 19 Федерального закона лица, проживающего на территории иностранного государства, вместе с заявлением (приложение N 5) представляются:

документ, подтверждающий разрешение полномочного органа иностранного государства на проживание в данном государстве (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);

документ о снятии с регистрационного учета по месту жительства в Российской Федерации (в случае отсутствия этих данных в паспорте заявителя);

документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления заявителю иного гражданства в случае его выхода из гражданства Российской Федерации.

Пунктом 32 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 года № 1325 предусмотрено, что дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации:

принимают в соответствии со своей компетенцией заявления от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, проверяют соответствие заявлений, а также представляемых вместе с ними документов требованиям и условиям, предусмотренным Федеральным законом и настоящим Положением;

составляют заключения на заявления об изменении гражданства в общем порядке и направляют их в Министерство иностранных дел Российской Федерации в соответствии с пунктом 35 настоящего Положения;

принимают в пределах своей компетенции решения по заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке на основании частей первой и шестой статьи 14, частей второй и третьей статьи 19 и части третьей статьи 26 Федерального закона в соответствии с пунктами 36 и 37 настоящего Положения;

исполняют решения по заявлениям об изменении гражданства в соответствии с разделом V настоящего Положения.

Согласно п. 34 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ при приеме заявления к рассмотрению должностное лицо проверяет документы, предусмотренные пунктом 4 настоящего Положения, правильность оформления заявления и представляемых вместе с ним документов, их соответствие конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, а также наличие всех необходимых документов. Факт такой проверки, а также подлинность подписи заявителя или другого лица в случае, предусмотренном статьей 33 Федерального закона, заверяются подписью должностного лица на бланке заявления. Подпись должностного лица, а также фотография заявителя скрепляются гербовой печатью полномочного органа.

Заявление подлежит регистрации. Регистрационный номер проставляется на бланке заявления. Заявителю выдается справка, подтверждающая прием заявления к рассмотрению и уплату государственной пошлины или консульского сбора. В справке также указываются регистрационный номер заявления и статья (часть, пункт) Федерального закона, на основании которой подано заявление.

Пунктом 36 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия решения о выходе из гражданства), установлено, что заявление об изменении гражданства в упрощенном порядке, поданное лицом, проживающим за пределами Российской Федерации, направляется дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации в Министерство иностранных дел Российской Федерации для организации необходимых проверок, проводимых Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации (в ред. Указа Президента РФ от 31 декабря 2003 года № 1545). Решения по заявлениям об изменении гражданства в упрощенном порядке принимаются органами внутренних дел по согласованию с территориальными органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации, а дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации - по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

В соответствии с п. 37 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия решения о выходе из гражданства), в случае выявления фактов, свидетельствующих о наличии предусмотренных статьями 16 и 20 Федерального закона оснований для отклонения заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо для отказа в выходе из гражданства Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации или ее территориальные органы информируют об этом в письменной форме соответствующий полномочный орган. Решения об отклонении заявлений о приеме в гражданство Российской Федерации и восстановлении в гражданстве Российской Федерации либо об отказе в выходе из гражданства Российской Федерации принимаются полномочными органами с учетом результатов проведенных проверок. Решения по вопросам гражданства Российской Федерации принимаются по каждому заявлению отдельно, с указанием оснований принятия в гражданство Российской Федерации и восстановления в гражданстве Российской Федерации либо отклонения таких заявлений, разрешения выхода из гражданства Российской Федерации либо отказа в выходе из гражданства Российской Федерации.

Согласно п. 38 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия решения о выходе из гражданства), решение по вопросам гражданства Российской Федерации исполняется полномочным органом, принявшим заявление к рассмотрению.

О решении, принятом по заявлению об изменении гражданства в упрощенном порядке, полномочный орган уведомляет заявителя в месячный срок со дня принятия решения (п. 39 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ в редакции, действовавшей на момент принятия решения о выходе из гражданства)).

Согласно п. 41 Положения (в редакции, действовавшей на момент принятия решения о выходе из гражданства), лицу, которому разрешен выход из гражданства Российской Федерации, в том числе ребенку, выдается справка о прекращении гражданства Российской Федерации. Справка оформляется на бланке полномочного органа, исполняющего решение по заявлению о выходе из гражданства Российской Федерации, и подписывается руководителем или иным должностным лицом этого полномочного органа (с указанием своей должности). На справке проставляется гербовая печать полномочного органа. Паспорт гражданина Российской Федерации, заграничный паспорт и вкладыш в свидетельство о рождении (при их наличии) лица, которому разрешен выход из гражданства Российской Федерации, подлежат изъятию.

Принятое Посольством РФ в Украине решение по заявлению Федорова С.П. о выходе из гражданства РФ соответствует вышеприведенным положениям законодательства. К заявлению были приложены все необходимые документы. В решении указано, что при рассмотрении  заявления Федорова С.П. о выходе из гражданства РФ и проверке представленных документов  установлено, что МВД и ФСБ России материалами, препятствующими выходу из гражданства РФ, не располагают.

Решение о выходе Федорова С.П. из гражданства РФ было принято на основании его личного заявления. Факт подачи указанного заявления административным истцом не оспаривался.  

Довод апелляционной жалобы о том, что никаких документов, свидетельствующих о наличии у него иного гражданства или гарантирующих права на его получение, он в Посольство РФ в Украине не предоставлял, является несостоятельным. К заявлению о выходе из гражданства Федоровым С.П. была приложена справка № ***, выданная 05 мая 2003 года Управлением Министерства внутренних дел Украины в Полтавской области, о наличии у Федорова С.П. гражданства Украины. Подлинность представленных документов и достоверность изложенных данных подтверждена личной подписью Федорова С.П. на его заявлении.

Довод апелляционной жалобы о том, что непредоставление Посольством РФ в Украине в суд справки о наличии у него гражданства Украины, в случае если она была бы приложена к его заявлению о выходе из гражданства РФ, свидетельствует о её отсутствии, является несостоятельным.

Пунктом 43 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия решения о выходе из гражданства), предусмотрено, что заявления, представляемые вместе с ними документы, а также иные относящиеся к делу материалы хранятся в соответствующих полномочных органах в течение пяти лет со дня принятия решения по заявлениям, после чего они подлежат сдаче в архив в установленном порядке.

Из сообщения Посольства РФ в Украине следует, что сдаче в архив подлежат заявления о приеме (выходе) и гражданства, заявления родителей о гражданстве детей, решения, принятые по данным заявлениям, заключения об определении наличия гражданства, заключения об отмене решения по гражданству. Передача на хранение в архив уведомления о принятых решениях и документов, на основании которых осуществляется прием (выход) из гражданства, Порядком передачи документов в архив не предусмотрена.

Довод апелляционной жалобы о том, что проживать в Украине с 19 февраля 2003 года и получить гражданство Украины 05 мая 2003 года Федоров С.П. не мог, поскольку до 30 июня 2003 года он проживал и работал на территории РФ, на правильность постановленного судом решения не влияет.

В заявлении о выходе из гражданства указано, что с регистрационного учета в РФ Федоров С.П. снят 19 марта 2002 года. В подтверждение данного факта Федоровым С.П. был представлен паспорт гражданина РФ ***, выданный УВД г.Ульяновска 25 августа 1998 года, код ***. Подлинность предоставленных сведений заверена личной подписью Федорова С.П. на его заявлении о выходе из гражданства РФ. При этом на Посольстве РФ в Украине при принятии заявления Федорова С.П. о выходе из гражданства РФ не лежала обязанность проверки предоставленных им сведений  о дате снятия с регистрационного учета в РФ, о достоверности сведений о наличии у него гражданства Украины.  Данные сведения были подтверждены представленными Федоровы С.П. документами. 

Кроме того, факт работы Федорова С.П. до июня 2003 года в органах уголовно-исполнительной системы РФ не является препятствием для снятия его с регистрационного учета в РФ 19 марта 2002 года.  В материалах дела имеется справка о регистрации Федорова С.П. на территории РФ в г.Ульяновске по адресу: ***, с 10 марта 2004 года. Сведений о регистрации на территории РФ по состоянию на 19 марта 2002 года и до 10 марта 2004 года Федоровым С.П. в суд не представлено.

Довод апелляционной жалобы о том, что судом неправомерно было оказано в восстановлении срока на обжалование решения Посольства РФ в Украине о выходе его из гражданства РФ, также не влияет на правильность постановленного по делу решения.

Из решения суда следует, что требования Федорова С.П. были рассмотрены судом по существу. Пропуск срока на обжалование решения Посольства РФ в Украине явился дополнительным основанием для отказа в удовлетворении административного иска Фёдорова С.П. 

Учитывая, что при рассмотрении дела судом не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка, оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 

Руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 05 ноября 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фёдорова С*** П*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: